Держите дверь всегда открытой во время занятия! Так меньше охотников подслушивать. Всегда так было, еще при советской власти: закроешь дверь, смотришь, а под ней тень остановилась.

Оцените материал

Просмотров: 47537

Тем временем, в учительской

19/02/2010
Страницы:

Другие важные дела


Занятия прерываются или начинаются на 10—15 минут позже звонка: постоянно устраиваются совещания, где обсуждают предстоящий День здоровья, конкурс молодых талантов, конкурс поздравительной открытки ко Дню учителя, праздник посвящения в студенты и т.д. Почти с каждой пары кураторы отпрашивают одну или двух девушек: нужно рисовать стенгазету, нужно репетировать песню. Быстро усваиваю систему приоритетов. Всех отпускаю. Пусть рисуют и поют. Чем их меньше — тем тише в классе. Тем проще что-нибудь объяснить.


Уроки

Культурология. Объясняю: согласно концепции Тойнби, история движется благодаря двум факторам — божественному провидению и творческому меньшинству. Хохот в аудитории. Можно было догадаться: «провидение» похоже на «привидение».

Пишу на доске: «творческое меньшинство» и «пассивное большинство». Объясняю, кто из них кто и кто на что способен. Все кивают. Спрашиваю мальчика за третьей партой: на какие части делится общество с точки зрения Тойнби? Молчит. Подсказываю: одна часть побольше, другая поменьше, та, которая побольше, называется… (показываю на доску).

— Творческое меньшинство? — робко спрашивает мальчик и надеется, что угадал.

Пожаловалась коллеге — историку. Вот ее впечатления от последнего урока. Тема — возникновение государства в Древнем Египте. Всё уже разобрали, проговорили несколько раз, записали в тетради. Вопрос к классу: какие факторы обусловили возникновение государства в Египте? Молчание. Вопрос переводится: что должно было произойти в Египте, чтобы государство возникло?

Молчание.

Хорошо, рассмотрим простой пример. Если нужно сварить яйцо, мы достаем его из холодильника, моем, берем кастрюльку, наливаем в нее воду, кладем туда яйцо и ставим на огонь. Считаем до пятидесяти, яйцо сварилось. Так? Так. Каждое из перечисленных действий — фактор, необходимый для появления вареного яйца. Без кастрюльки появится вареное яйцо? Нет. Без воды? Нет. Без огня? Нет. Без самого яйца? Нет. Вот это всё — факторы, которые привели к появлению вареного яйца. Понятно? А теперь посмотрите в свои тетради и назовите факторы, которые привели к возникновению государства в Древнем Египте. Долгое молчание. Потом поднимается рука:

— Про яйцо рассказывать?


ЕГЭ

Патриотическое воспитание считается приоритетом. Коллеги стараются, как могут: показывают на классных часах советские фильмы про войну и возят студентов на экскурсии. Тем временем входной контроль показал: дети не могут расположить в хронологическом порядке битву за Москву, Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге.

Входной контроль — возможность узнать, кого набрали учиться на основе результатов ЕГЭ и ИГА. Вопросы для проверки — те же самые, что были в школе. По истории в четырех группах одна пятерка, две четверки, несколько троек, у всех остальных — двойки. А что у них по истории в школьных аттестатах? Почти у всех — четверки.


Контрольные

Стенды в кабинетах украшены докладами, распечатанными из сети; проверяющим показывают их с гордостью: дети самостоятельно «используют современные компьютерные технологии».

Проработав три недели, провожу в нескольких группах письменные контрольные. Это я погорячилась, просто не подумала. Проверка обнаружила, что все это время я разговаривала с маленькими воображаемыми друзьями.

Пишут они красиво и старательно — уже опасный симптом. Но в процессе письма участвуют только руки. Кажется, они эти контрольные рисуют.

«Совесть — она автономна, она же ориентирована на мнение окружающих, а вот стыд ориентирован на мнение окружающих, этим совесть и стыд отличаются друг от друга».

К содержанию занятий они безразличны, но к оценкам проявляют болезненный интерес. Поэтому не думаю, что они издеваются, когда пишут, что «совесть могут быть разное».
Вот еще фрагмент сочинения. Это комментарий к высказыванию Швейцера о том, что чистая совесть — признак отсутствия совести:

«Представим себе человека с чистой совестью и которая постоянно увеличивается и развивается. Возьмем, к примеру, мальчика Пашу. Вот у него сделалась медленная походка, он постоянно смотрел себе под ноги, чтобы случайно не наступить на какого-нибудь зверька. Говорил всем вежливые слова, чтобы люди не обижались оттого, что он такой невежливый. Совесть все росла и уже стала мешать ему жить. На девушек он тоже смотреть не мог: ведь неприлично же ЭТО! И он уже сам сходил с ума от своей чистой совести, а окружающие его люди видели лишь в нем чудака, поэтому он не мог нормально жить, развиваться. И живет он в своей “тюрьме”, которая вроде бы лучшая в мире. Каждый, кто там сидит, всегда говорит: “спасибо”, “пожалуйста”, “извините”. И эта “тюрьма” вроде бы должна принести счастье его обладателю и пользу окружающим, но почему-то все наоборот».


Те, кого не было раньше

Я проработала преподавателем философии в вузах семь лет. За семь лет я не исписала и сотой доли бумаг, которых потребовали от меня в этом месяце: отчеты, программы, календарно-тематические планы, и все это — очень серьезно. Место иронии и здравому смыслу есть там, где преподаватели заняты преподаванием и наукой, а здесь — теплица, в которой возделываются другие культуры. Документы дублируют друг друга, в виде текста, в виде таблиц и в виде схем, рассказывая о том, что и в каком порядке должны были бы усвоить студенты, если б имели орган для такого усваивания.

Когда-то я часто повторяла: в вузах теперь учатся те, кого раньше не принимали даже в техникум. Почему-то мне не приходило в голову продолжить линию: в техникумах — те, кого не пустили бы в ПТУ… кто же теперь учится в ПТУ? Теперь я знаю кто.

Во-первых, там, конечно, есть замечательные дети — развитые, умные, читающие. Это случайные инопланетяне. Их жаль, но они справятся.

А в основном это те, кого просто не было, когда ПТУ еще были. Их произвела на свет обновленная система образования.
Страницы:

Ссылки

КомментарииВсего:29

  • onanebreetnogi· 2010-02-19 16:53:32
    Спасибо, очень интересный материал!
  • besputa· 2010-02-19 18:19:20
    Девчонки устроятся, а мальчишек жалко
  • bylin· 2010-02-19 19:14:04
    а вдруг в "Совесть — она автономна, она же ориентирована на мнение окружающих" вместо "же" следует читать "не"? стало бы заметно лучше! мало ли, а то как-то совсем
  • filologinoff· 2010-02-19 21:40:36
    жутко
  • remez· 2010-02-19 21:41:44
    Очень Вам сочувствую. "Творческое меньшинство" и "Пассивное большинство" предстали перед Вами в неприкрытом теорией виде.
  • goldberg· 2010-02-20 14:03:13
    спасибо, с удовольствием прочитала!
  • terless· 2010-02-20 14:56:25
    спасибо. буду читать
  • Viesel· 2010-02-20 19:37:01
    Кто-нибудь может мне объяснить, зачем будущим кассиршам "Ашана" исторические концепции Тойнби?
  • sdreznin· 2010-02-21 04:16:49
    трудное дело... дебилизм. Рецепта нет. Страх за страну.
  • svkorban· 2010-02-21 09:35:54
    "Кто-нибудь может мне объяснить, зачем будущим кассиршам "Ашана" исторические концепции Тойнби?"
    за тем,что кассирши тоже размножаются.....
  • clyde· 2010-02-21 13:44:01
    Детей жалко. Но радует, что неумолимо приближается то время, когда даже самых тупых и дремучих "патриотов" жизнь настолько явно макнет мордой в дерьмо, что и они будут вынуждены отрезветь, а не дрочить на "Великую Россию", "Державу", "Духовность", путинскую стабильность, и шипеть на демократов "разваливающих Россию на деньги госдепа".
  • Alinka· 2010-02-21 14:47:32
    страшно стало за своих будущих детей, которые будут сидеть за одной партой с детьми этих имбициллов. простите за такую нелестную оценку. но повсеместная деградация набирает обороты. переживаю за Родину.
  • id.ixth.net· 2010-02-21 15:38:17
    Не верю! Не может такого быть. Как они ложку мимо рта не несут?
  • Alinka· 2010-02-21 15:51:59
    to id.ixth.net
    с прискорбием спешу сообщить, что сие написанное - чистая правда. Дети разучились отвечать на хоть сколько-нибудь замысловатые вопросы. проще говоря, думать разучились, размышлять...
  • Incubius· 2010-02-21 18:16:20
    заметно лучше бы не стало, получился бы бред...
  • bill27· 2010-02-22 02:02:44
    Верю, конечно, но такого себе и представить не мог.
  • mary_ka· 2010-02-22 12:33:32
    очень страшно. и самое страшное, что почти то же самое обсуждала вчера с преподавателем университета..
  • justtospeak· 2010-02-22 18:38:52
    а по-моему, про мальчика Пашу-это просто гениально..."Возьмем, к примеру, мальчика Пашу" и про его походку, замедляющуюся по мере того как его совесть увеличивается и развивается...
    Хармс бы порадовался...на филфаке бы оценили...
  • ohhiitsme· 2010-02-23 17:23:39
    большинство детей, когда им задают вопрос не спрашивают себя "как ответить на этот вопрос?" — они спрашивают себя "когда эта тварь от меня отстанет?!".
    поэтому они не отвечают даже когда ответ очевиден.

    никому не советую сейчас получать среднее специальное — в лучшем случае просто потеряете время.
  • Downishka· 2010-02-26 16:26:12
    А им не нужна философия.
  • Downishka· 2010-02-26 16:34:30
    Закончила школу 15 лет назад. Не помню практически ничего. Хотя училась всегда на отлично.
    На экзамене выпускном по математике мой одноклассник спросил у меня что такое синус. Хотя у нас была просто прекрасная преподаватель математики.
    Училась в вузе - там только научили пользоваться литературой на самом деле. И вовремя что-то сдавать. Этого хватило на красный диплом...
    Так что не реформа это образования. Это уже давно такое.
    Короче, о чем я... А может не нужна детям из ПТУ философия? Может надо быть проще? Ведь обходились моралью элементарной - убивать плохо, грешить плохо... и т.д.
    Зачем мучить людей???!!!!
  • wolando· 2010-02-28 23:36:41
    Несомненно,преподавать философию имеет смысл только в высшей школе. Курс истории философии необходим на всех факультетах всех ВУЗов. И, само собой разумеется, в большем, нежели один или два семестра объеме. Это хоть как-то изменило бы плачевную ситуацию с преподаванием философии (особенно на факультетах технических специальностей) сегодня. Что касается молодых преподавателей философии (будущих), было бы неплохо уделить больше времени методике преподавания предмета.
  • doorinwall· 2010-03-01 10:35:58
    обращает на себя внимание не глупость учеников, а тупая искусственность организации обучения. дети так и не научатся мыслить, зато научатся подчиняться порядку.
    в нашей стране не принято учить людей мыслить. вот такая вот пренеприятность для творческого меньшинства.
    у пассивного большинства другие проблемы: как подстроиться, встроиться и существовать, чтобы не очень давило.
  • skynikich· 2010-03-02 01:31:23
    Половина из них пойдет работать в милицию, четверть в другие места в том числе и по специальности, ещё четверть поступит в ВУЗы.
  • aleksevna· 2010-03-02 07:43:06
    Невероятно круая вещь; как-то даже похоже на "Вверх по лестнице, ведущей вниз". Дай Бог здоровья Опенспейсу.
  • adf· 2010-03-02 15:56:46
    Особенно мальчика Пашу.
  • pbrdn· 2010-03-02 17:51:53
    Печально все это. Но не более. Наблюдаю развал страны уже более 20-ти лет, а до этого уже разваливалась эта страна десятки лет... Просто интересно, что будет после развала?
  • somnam· 2010-03-08 21:50:09
    Да, очень похоже на то, что списал старательно, но с ошибкой). Я в работе одного ПТУшника как ответ на качественную задачку по физике видела утверждение "Нет второго закона термодинамики". Просто когда списывал, не рассмотрел, что правильный ответ "Нет. Второй закон термодинамики".
  • 54nsk· 2010-05-17 10:54:06
    В чем причина низкого уровня школьного образования? почему-то все винят ЕГЭ.
    Хотя истинная причина - это снижение ответственности учителя. Я не виню учителей, система изменилась.
    Вот судите сами: моя мама училась в сельской школе, где учительница вела сразу 4 класса в битком набитой комнате. ВСЕ ДЕТИ пришли неграмотные и к концу 1-го класса умели ЧИТАТЬ, СЧИТАТЬ И ПИСАТЬ. ВСЕ (!!!).
    Сейчас наша учительница (и это в дорогой гимназии!!) дает новую тему так: "открыли учебники, прочитали, объяснили соседу".
    Увы, учитель больше не отвечает за результат своего труда. Или - гораздо меньше отвечает. Зачем ему волноваться, пусть родители учат - никуда не денутся, в ,Новосибирске гимназий мало.

Все новости ›