Держите дверь всегда открытой во время занятия! Так меньше охотников подслушивать. Всегда так было, еще при советской власти: закроешь дверь, смотришь, а под ней тень остановилась.

Оцените материал

Просмотров: 47551

Тем временем, в учительской

19/02/2010

Рабочая программа


В каждом кабинете — застекленный шкафчик, в котором расставлены толстые папки методкомплекта. Основа такого комплекта — базовая программа, полученная из департамента. Несколько десятков страниц, на которых рассказано, в каком порядке, по каким учебникам и с помощью каких наводящих вопросов студенты должны освоить ту или иную дисциплину. Например, философию. За семестр они должны освоить ее всю: от Древней Индии и античности до Маркса и экзистенциализма, включая все, что в промежутках. В результате на Сократа, Платона и Аристотеля остается одно занятие — если вычесть время на дисциплинарные развлечения и проверку домашнего задания, то по 25 минут на каждого.

Коллега, читавшая в прошлом году этику, передает мне дела. Но когда я протягиваю руку за распечаткой базовой программы, вежливо объясняет, что это ее экземпляр.
— А разве нельзя на этот год переложить его в мою папочку?
— Конечно, нет. Вы должны отксерокопировать для своей папочки свой экземпляр.
— Но это же 60 страниц текста, в который я ни разу не загляну, потому что работать все равно буду по своей программе...
— Вы не понимаете. У каждого должен быть свой экземпляр.

Позже узнаю, что эта шестидесятистраничная ахинея существует уже в трех застекленных шкафчиках: в кабинете завуча, в кабинете главного методиста и в кабинете моей коллеги-предшественницы.


Ложь как принцип работы преподавателя этики

Базовая программа указывает мне, по каким именно учебникам я должна учить студентов. Ни одного учебника по этике в библиотеке колледжа нет. Требовать покупать книги я не имею права, потому что «контингент не тот, что в вузе». Отправлять их по конкретным адресам интернета я могу, но упоминать интернет-ссылки нельзя ни в одном из документов: оформляя журнал, я обязана в специально отведенном уголке страницы указать учебник, упомянутый в программе. Ни один из моих студентов этот учебник никогда не увидит. Без этой надписи в углу страницы вся моя работа — псу под хвост. Я в тупике.

Случайно слышу разговор коллег, преподавателей английского. Они ищут выход из своего тупика. Департамент запрещает использование иностранных слов при оформлении рабочей программы. Несчастные вынуждены переводить на русский: «спряжение глагола “иметь” в настоящем простом времени» — но это несложно. Они недоумевают, как быть с оборотами There is — there are, и вообще. Решаются прибегнуть к транслитерации, которая департаментом еще не запрещена.


Открытые занятия

На твой урок может зайти кто угодно и когда угодно — без предупреждения, без твоего согласия. Ветеран колледжа, старушка клоунского вида и такого же задора, ставит меня перед фактом: я у вас посижу, мне нужно свои бумажки где-то оформить. Позже узнаю от коллег, что ее надо было буквально выгонять, потому что эта старушка — парторг. Наплевать, что парторганизации уже лет пятнадцать не существует, она все равно парторг: добилась увольнения молодого преподавателя истории, потому что он был антисоветчик. Это могло бы рассмешить, если бы не произошло в позапрошлом году. Узнаю заодно, как перед выпускным парторг сообщила студентам, что любит малахит в серебре. И показала на себе участки тела, которые требовалось украсить — серьгами, колье, браслетом, перстнем… Скромность и простота всегда украшали членов партии. Узнаю, что старушка хвасталась потом перед коллегами своими сокровищами — свидетельством искренней любви студентов.

Главный методист совсем другое дело. Вежлив, интеллигентен, предлагает мне самой выбрать занятие, которое он посетит. Приходит с таблицей, в ней 36 пунктов, по которым оценивается мое мастерство. После урока я подписываю документ, в котором 35 плюсов и один минус. Недостаток — отсутствие наглядности. Урок был о специфике философского знания.


Дисциплина

Почти каждый день занятия прерываются проверками посещаемости с пересчетом по головам. У опоздавших отбирают студенческие билеты, без которых они не могут войти в здание, не могут пользоваться проездными. Получить студенческий обратно можно только после «отработки» — это уборка здания и прилегающей территории.

Посреди занятия директор голосом Левитана сообщает по громкой связи, что с 7 сентября курение на всей территории колледжа запрещено. Непослушных ждет отчисление. Начинается игра в прятки. Изюминка в том, что выход за территорию колледжа запрещен предыдущим приказом. За решетчатую ограду тянутся руки с сигаретами, между прутьями втискиваются искаженные лица — выдыхать дым стараются, не нарушая приказа. Во время часового обеденного перерыва пятьсот человек вынужденно галдят на крошечной площадке перед колледжем, заполняют своими телами единственный холл первого этажа. Из заточения можно выбраться только после четвертой пары или с разрешением, подписанным куратором группы.


Журнал

Особо важное совещание. Завуч объясняет: только синяя ручка, никакого карандаша. В графе «тема занятия» не следует указывать, чему оно на самом деле посвящено — там должна повторяться запись из соответствующей графы рабочей программы. Журнал — это не о том, чему вы учите детей, а о том, что вы написали в других документах. Никаких зачеркиваний и замазываний. Единственный допустимый способ исправить ошибку — вырезать из журнала за прошлый год чистый прямоугольник, совпадающий по разметке строчек и клеточек, и наклеить на испорченный лист так, чтобы каждая линеечка сливалась со своим новогодним продолжением. Справляюсь с задачей блестяще, впервые вижу снисходительное одобрение в глазах завуча, и впервые меня посещает робкое подозрение: я смогу здесь прижиться.

Ссылки

КомментарииВсего:29

  • onanebreetnogi· 2010-02-19 16:53:32
    Спасибо, очень интересный материал!
  • besputa· 2010-02-19 18:19:20
    Девчонки устроятся, а мальчишек жалко
  • bylin· 2010-02-19 19:14:04
    а вдруг в "Совесть — она автономна, она же ориентирована на мнение окружающих" вместо "же" следует читать "не"? стало бы заметно лучше! мало ли, а то как-то совсем
  • filologinoff· 2010-02-19 21:40:36
    жутко
  • remez· 2010-02-19 21:41:44
    Очень Вам сочувствую. "Творческое меньшинство" и "Пассивное большинство" предстали перед Вами в неприкрытом теорией виде.
  • goldberg· 2010-02-20 14:03:13
    спасибо, с удовольствием прочитала!
  • terless· 2010-02-20 14:56:25
    спасибо. буду читать
  • Viesel· 2010-02-20 19:37:01
    Кто-нибудь может мне объяснить, зачем будущим кассиршам "Ашана" исторические концепции Тойнби?
  • sdreznin· 2010-02-21 04:16:49
    трудное дело... дебилизм. Рецепта нет. Страх за страну.
  • svkorban· 2010-02-21 09:35:54
    "Кто-нибудь может мне объяснить, зачем будущим кассиршам "Ашана" исторические концепции Тойнби?"
    за тем,что кассирши тоже размножаются.....
  • clyde· 2010-02-21 13:44:01
    Детей жалко. Но радует, что неумолимо приближается то время, когда даже самых тупых и дремучих "патриотов" жизнь настолько явно макнет мордой в дерьмо, что и они будут вынуждены отрезветь, а не дрочить на "Великую Россию", "Державу", "Духовность", путинскую стабильность, и шипеть на демократов "разваливающих Россию на деньги госдепа".
  • Alinka· 2010-02-21 14:47:32
    страшно стало за своих будущих детей, которые будут сидеть за одной партой с детьми этих имбициллов. простите за такую нелестную оценку. но повсеместная деградация набирает обороты. переживаю за Родину.
  • id.ixth.net· 2010-02-21 15:38:17
    Не верю! Не может такого быть. Как они ложку мимо рта не несут?
  • Alinka· 2010-02-21 15:51:59
    to id.ixth.net
    с прискорбием спешу сообщить, что сие написанное - чистая правда. Дети разучились отвечать на хоть сколько-нибудь замысловатые вопросы. проще говоря, думать разучились, размышлять...
  • Incubius· 2010-02-21 18:16:20
    заметно лучше бы не стало, получился бы бред...
  • bill27· 2010-02-22 02:02:44
    Верю, конечно, но такого себе и представить не мог.
  • mary_ka· 2010-02-22 12:33:32
    очень страшно. и самое страшное, что почти то же самое обсуждала вчера с преподавателем университета..
  • justtospeak· 2010-02-22 18:38:52
    а по-моему, про мальчика Пашу-это просто гениально..."Возьмем, к примеру, мальчика Пашу" и про его походку, замедляющуюся по мере того как его совесть увеличивается и развивается...
    Хармс бы порадовался...на филфаке бы оценили...
  • ohhiitsme· 2010-02-23 17:23:39
    большинство детей, когда им задают вопрос не спрашивают себя "как ответить на этот вопрос?" — они спрашивают себя "когда эта тварь от меня отстанет?!".
    поэтому они не отвечают даже когда ответ очевиден.

    никому не советую сейчас получать среднее специальное — в лучшем случае просто потеряете время.
  • Downishka· 2010-02-26 16:26:12
    А им не нужна философия.
  • Downishka· 2010-02-26 16:34:30
    Закончила школу 15 лет назад. Не помню практически ничего. Хотя училась всегда на отлично.
    На экзамене выпускном по математике мой одноклассник спросил у меня что такое синус. Хотя у нас была просто прекрасная преподаватель математики.
    Училась в вузе - там только научили пользоваться литературой на самом деле. И вовремя что-то сдавать. Этого хватило на красный диплом...
    Так что не реформа это образования. Это уже давно такое.
    Короче, о чем я... А может не нужна детям из ПТУ философия? Может надо быть проще? Ведь обходились моралью элементарной - убивать плохо, грешить плохо... и т.д.
    Зачем мучить людей???!!!!
  • wolando· 2010-02-28 23:36:41
    Несомненно,преподавать философию имеет смысл только в высшей школе. Курс истории философии необходим на всех факультетах всех ВУЗов. И, само собой разумеется, в большем, нежели один или два семестра объеме. Это хоть как-то изменило бы плачевную ситуацию с преподаванием философии (особенно на факультетах технических специальностей) сегодня. Что касается молодых преподавателей философии (будущих), было бы неплохо уделить больше времени методике преподавания предмета.
  • doorinwall· 2010-03-01 10:35:58
    обращает на себя внимание не глупость учеников, а тупая искусственность организации обучения. дети так и не научатся мыслить, зато научатся подчиняться порядку.
    в нашей стране не принято учить людей мыслить. вот такая вот пренеприятность для творческого меньшинства.
    у пассивного большинства другие проблемы: как подстроиться, встроиться и существовать, чтобы не очень давило.
  • skynikich· 2010-03-02 01:31:23
    Половина из них пойдет работать в милицию, четверть в другие места в том числе и по специальности, ещё четверть поступит в ВУЗы.
  • aleksevna· 2010-03-02 07:43:06
    Невероятно круая вещь; как-то даже похоже на "Вверх по лестнице, ведущей вниз". Дай Бог здоровья Опенспейсу.
  • adf· 2010-03-02 15:56:46
    Особенно мальчика Пашу.
  • pbrdn· 2010-03-02 17:51:53
    Печально все это. Но не более. Наблюдаю развал страны уже более 20-ти лет, а до этого уже разваливалась эта страна десятки лет... Просто интересно, что будет после развала?
  • somnam· 2010-03-08 21:50:09
    Да, очень похоже на то, что списал старательно, но с ошибкой). Я в работе одного ПТУшника как ответ на качественную задачку по физике видела утверждение "Нет второго закона термодинамики". Просто когда списывал, не рассмотрел, что правильный ответ "Нет. Второй закон термодинамики".
  • 54nsk· 2010-05-17 10:54:06
    В чем причина низкого уровня школьного образования? почему-то все винят ЕГЭ.
    Хотя истинная причина - это снижение ответственности учителя. Я не виню учителей, система изменилась.
    Вот судите сами: моя мама училась в сельской школе, где учительница вела сразу 4 класса в битком набитой комнате. ВСЕ ДЕТИ пришли неграмотные и к концу 1-го класса умели ЧИТАТЬ, СЧИТАТЬ И ПИСАТЬ. ВСЕ (!!!).
    Сейчас наша учительница (и это в дорогой гимназии!!) дает новую тему так: "открыли учебники, прочитали, объяснили соседу".
    Увы, учитель больше не отвечает за результат своего труда. Или - гораздо меньше отвечает. Зачем ему волноваться, пусть родители учат - никуда не денутся, в ,Новосибирске гимназий мало.

Все новости ›