Страницы:
П.Г. Для кого? Для героини фильма «Москва слезам не верит», мигрантки-лимитчицы, разглядывающей поверх ремарковского томика («Три товарища») потенциальных женихов в вагоне метро? Или для простого-золотого паренька Никиты Михалкóва (пока еще не Михáлкова), богемно шагающего по Москве?
В.Г. Для желающих шагать по Москве в ногу с золотыми пареньками. Для тех, кто рвался в эту мифическую, фантомную «элиту», кто пытался быть где-то «там», среди тех, кто ведет фантастическую «ресторанную жизнь». Эти люди не были карьеристами, они были представителями особого типа нашего сознания, который можно выразить формулой «попасть туда». Что такое «туда» — понимали все, а куда «туда» — понимали не очень. Куда? — Ну, «туда, там где...» — Где что? — Ну, там, «где самые». — Самые материально обеспеченные люди? — Нет, даже не они, а люди, которые обладают какой-то экстерриториальностью, притом, что эти люди как раз были «невыездными», вроде физиков, которых никуда не выпускали, для которых создавались специальные оазисы, где, как всем казалось, существовала «свобода». Вот они там были свободными людьми — свободными в своих предпочтениях, эстетических и прежде всего поведенческих.
П.Г. Обратите внимание: рассуждая об интеллектуальной и художественной элите XIX века, мы говорим о выдающихся писателях, художниках, философах, архитекторах, композиторах, даже о балетных артистах. Когда мы говорим о XX веке и сталинской элите, мы говорим о знаменитых инженерах, строивших московское метро, героических летчиках, летавших над Арктикой, о великих физиках, создававших атомные и водородные бомбы. И пусть нас, простых советских людей, интересовало в первую очередь то, что они показывали любовницам языки и ходили в горы в свитерах крупной вязки, — мы знали, что в первую очередь они были физиками и инженерами, то есть владели профессией. Российская элита, начиная с выпускников Александровского лицея или Училища правоведения, — всегда была элитой профессионалов. Скажите, какая профессия стоит за Ксенией Собчак?
В.Г. Никакой.
П.Г. Новая элита вне профессии (можно, конечно, сказать, что Собчак по профессии «телеведущая», но я не могу назвать профессиональной деятельностью демонстрацию на экране перипетий собственной частной жизни) и потому история с г-жой Волочковой — это нетипичный случай. Выход в заветную зону элиты ей долгое время перекрывал шлагбаум профессии: все эти утренние уроки, дневные репетиции, вечерние спектакли, необходимость ночью спать, чтобы утром снова пойти на урок...
В.Г. Волочкова все-таки вошла в элиту — когда перестала быть профессиональной балериной.
П.Г. Именно на этом я и хочу сосредоточить внимание: непременным условием попадания в новую элиту является отказ от профессиональной деятельности. В этом состоит специфика момента.
ОТСТУПЛЕНИЕ: ЭЛИТА ДВА
Кто сегодня является элитой? Новые купцы, перепродающие чужой продукт, и «телеведущие», которые задают составленные не ими вопросы купцам или продают живой товар — на манер того, как дочь покойного мэра Петербурга продает очередное поколение бессмертных Маленьких Вер из советских рабочих поселков, мечтающих вырваться из убогих хрущевок, которыми застроена наша большая страна, и попасть в ту самую фантастическую московскую «ресторанную жизнь». Недавно «резидент» знаменитого шоу Comedy Club Павел Воля, учитель русского языка по профессии, в анонсе новой программы «Смех без правил» заявил: «Хватить прозябать на стройке, довольно коптить небо газосваркой! Пора становиться людьми!». Возможно это тонкий саркастический интеллектуализм неудачливого преподавателя словесности, но для рядового обывателя это рекомендация к действию. Перепродажа и сопутствующая ей телевизионная презентация товара (живого и неживого) — вот что является профессиональной деятельностью новой элиты. Потерявшие форму артисты и подававшие надежды писатели, поэты-в-кризисе и «как бы авангардные» режиссеры, марксистско-ленинские философы, спятившие театральные критики и химики-технологи — все плюнули на свое дело и превратились в телеведущих (есть еще «политтехнологи», также из «бывших» — архитекторов, галерейщиков, журналистов, киноведов и просто из городских сумасшедших — но это другая тема). Спрашивается, надо было столько мучиться, писать, играть? Вот Ксения Собчак — умная девушка, она и не мучилась, не училась, не писала, не играла. Кстати, ее программы «Блондинка в шоколаде» или «Девушка с обложки» могли стать отменными фрик-шоу, а их героиня-ведущая — прицелиться к образу Джульетты Мазины или, по крайней мере, Жанны Агузаровой. Но, боюсь, Мазины из г-жи Собчак не выйдет. Ей не хватает трагического мироощущения (в один короткий момент оно присутствовало в ее жизни и жизни ее семьи, но она, похоже, с ним быстро рассталась), художественной свободы, таланта и Федерико Феллини (Феллини отчаянно не хватает и Жанне Агузаровой).
В.Г. Для желающих шагать по Москве в ногу с золотыми пареньками. Для тех, кто рвался в эту мифическую, фантомную «элиту», кто пытался быть где-то «там», среди тех, кто ведет фантастическую «ресторанную жизнь». Эти люди не были карьеристами, они были представителями особого типа нашего сознания, который можно выразить формулой «попасть туда». Что такое «туда» — понимали все, а куда «туда» — понимали не очень. Куда? — Ну, «туда, там где...» — Где что? — Ну, там, «где самые». — Самые материально обеспеченные люди? — Нет, даже не они, а люди, которые обладают какой-то экстерриториальностью, притом, что эти люди как раз были «невыездными», вроде физиков, которых никуда не выпускали, для которых создавались специальные оазисы, где, как всем казалось, существовала «свобода». Вот они там были свободными людьми — свободными в своих предпочтениях, эстетических и прежде всего поведенческих.
П.Г. Обратите внимание: рассуждая об интеллектуальной и художественной элите XIX века, мы говорим о выдающихся писателях, художниках, философах, архитекторах, композиторах, даже о балетных артистах. Когда мы говорим о XX веке и сталинской элите, мы говорим о знаменитых инженерах, строивших московское метро, героических летчиках, летавших над Арктикой, о великих физиках, создававших атомные и водородные бомбы. И пусть нас, простых советских людей, интересовало в первую очередь то, что они показывали любовницам языки и ходили в горы в свитерах крупной вязки, — мы знали, что в первую очередь они были физиками и инженерами, то есть владели профессией. Российская элита, начиная с выпускников Александровского лицея или Училища правоведения, — всегда была элитой профессионалов. Скажите, какая профессия стоит за Ксенией Собчак?
В.Г. Никакой.
П.Г. Новая элита вне профессии (можно, конечно, сказать, что Собчак по профессии «телеведущая», но я не могу назвать профессиональной деятельностью демонстрацию на экране перипетий собственной частной жизни) и потому история с г-жой Волочковой — это нетипичный случай. Выход в заветную зону элиты ей долгое время перекрывал шлагбаум профессии: все эти утренние уроки, дневные репетиции, вечерние спектакли, необходимость ночью спать, чтобы утром снова пойти на урок...
В.Г. Волочкова все-таки вошла в элиту — когда перестала быть профессиональной балериной.
П.Г. Именно на этом я и хочу сосредоточить внимание: непременным условием попадания в новую элиту является отказ от профессиональной деятельности. В этом состоит специфика момента.
ОТСТУПЛЕНИЕ: ЭЛИТА ДВА
Кто сегодня является элитой? Новые купцы, перепродающие чужой продукт, и «телеведущие», которые задают составленные не ими вопросы купцам или продают живой товар — на манер того, как дочь покойного мэра Петербурга продает очередное поколение бессмертных Маленьких Вер из советских рабочих поселков, мечтающих вырваться из убогих хрущевок, которыми застроена наша большая страна, и попасть в ту самую фантастическую московскую «ресторанную жизнь». Недавно «резидент» знаменитого шоу Comedy Club Павел Воля, учитель русского языка по профессии, в анонсе новой программы «Смех без правил» заявил: «Хватить прозябать на стройке, довольно коптить небо газосваркой! Пора становиться людьми!». Возможно это тонкий саркастический интеллектуализм неудачливого преподавателя словесности, но для рядового обывателя это рекомендация к действию. Перепродажа и сопутствующая ей телевизионная презентация товара (живого и неживого) — вот что является профессиональной деятельностью новой элиты. Потерявшие форму артисты и подававшие надежды писатели, поэты-в-кризисе и «как бы авангардные» режиссеры, марксистско-ленинские философы, спятившие театральные критики и химики-технологи — все плюнули на свое дело и превратились в телеведущих (есть еще «политтехнологи», также из «бывших» — архитекторов, галерейщиков, журналистов, киноведов и просто из городских сумасшедших — но это другая тема). Спрашивается, надо было столько мучиться, писать, играть? Вот Ксения Собчак — умная девушка, она и не мучилась, не училась, не писала, не играла. Кстати, ее программы «Блондинка в шоколаде» или «Девушка с обложки» могли стать отменными фрик-шоу, а их героиня-ведущая — прицелиться к образу Джульетты Мазины или, по крайней мере, Жанны Агузаровой. Но, боюсь, Мазины из г-жи Собчак не выйдет. Ей не хватает трагического мироощущения (в один короткий момент оно присутствовало в ее жизни и жизни ее семьи, но она, похоже, с ним быстро рассталась), художественной свободы, таланта и Федерико Феллини (Феллини отчаянно не хватает и Жанне Агузаровой).
Страницы:
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454610
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345184
- 3. Норильск. Май 1272462
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898767
- 5. Закоротило 823889
- 6. ЖП и крепостное право 815730
- 7. Не может прожить без ирисок 789960
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 765418
- 9. Коблы и малолетки 744321
- 10. Затворник. Но пятипалый 477708
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407482
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373979