ЕЛЕНА КОСТЫЛЕВА не ездила на форум «Селигер-2009», который закончился на этой неделе. Но понаслушалась всякого
© Аня Музыка
Воссоздание по обломкам — вот что такое сбор информации о событии, на котором не был сам. Просишь: расскажите, как было.
Подруга наша отправила дочку на Селигер. Дочка там заболела, из-за приезда Путина всю смену задержали в лагере на лишний день, и домой ее не отпускали. Что делать, как быть, как страшно жить. Обсудила эту жуткую историю с приятелем, тоже отцом детей, который злобно сказал: «Отправила, пусть терпит».
А было вот как. Во-первых, дочка взрослая и поехала сама, от института. Не знаю, откуда они взяли 10-летнего изобретателя в новостях, который просил у Путина денег на оборудование для своих загадочных опытов («
Вася, осциллограф!»). Вообще-то там условия рассчитаны на здоровых взрослых лбов; это лагерь для тех, кому за 18, и приезжают они туда сами.
Во-вторых, чего бы не поехать? Стоит мероприятие 1200 рублей. Правда, еще тысячу нужно отдать в залог своего хорошего поведения.
В-третьих, эта взрослая девушка не заболела, а всего лишь сильно простыла. Если бы, не дай бог, заболела, ее бы увезли в Осташков в больницу — лагерная медицина в основном являлась страждущим в виде парацетамола.
Путина ждали несколько часов под солнцем, никто не мог выйти с поля.
Порядок обеспечивала та самая дружина, которой
суждено было размножиться в новостях и блогах в качестве главного медийного эффекта Селигера.
Читать текст полностью
Узнав, что власть намерена выпустить на улицы шариковых с травматическими пистолетами, блогеры впали в неистовство. В самых несдержанных сообщениях говорилось, что «путиноиды спустят на оппозицию вооруженные банды отморозков». Привыкшие ко всему СМИ в этот раз выражали вкрадчивые сомнения в том, что законопроект о дружинах будет принят.
© ИТАР-ТАСС
Что дают нам на уровне смыслов все эти позывные далекой галактики?
«Территория форума была похожа на палаточный городок с населением свыше 9 тысяч человек. Там было все: площади, улицы, магазины, библиотека, кладбище», — сообщает нам в рутинном режиме якутский сайт.
Территория ничего не напоминала — это и был палаточный городок. Еду готовили сами себе на кострах. Но кладбище откуда? Начинаем искать в блогах. Действительно, за сценой обнаруживается старый погост, по которому все ходили телефоны заряжать. Блогеров коробит, если не сказать «корежит», они вообще чувствительны к смыслам. Но тут, на счастье, подъехали участники смены «Православие» и занялись благоустройством кладбища.
Или вот, к примеру, одна из смен называлась «Арт-парад». То есть, с одной стороны, искусство, а с другой — всем построиться. На нее согнали разнообразных специалистов в области арта. Организация велась грамотно, подключили портал Lookatme со всеми его хипстерами. В эту смену на Селигер в качестве гостя приезжал Бугаев Африка — символ освобождения России от советского прошлого, мальчик Бананан, психотическая икона моего детства.
«Мое выступление началось с того, что я хочу, чтобы вообще не было слова “арт”», — говорит он. Африка остался очень доволен «работой с молодежью»; он уверен, что в ситуации, когда современное искусство так дискредитировано, те несколько человек, которые в нем что-то значат, не должны упускать возможности на что-то влиять. Спрашиваю про деньги — говорит, что ездил чуть ли не себе в ущерб и что дело, уж точно, не в деньгах: «У нас в стране как только затрагивается сфера искусства, тема денег куда-то исчезает». У него создалось впечатление, что на арт-смену «приехали те, кто изначально был в этом заинтересован». Слушали несколько часов не отрываясь — правда, из-за таких ярких докладчиков пустовала вся политическая лекционная программа форума, сообщают другие участники арт-смены.
© ИТАР-ТАСС
Но вот как резюмировал ситуацию в личной беседе еще один из тех, кто приезжал на «Арт-парад»: «Мне кажется, на этой смене они увидели, что искусство стало свободным, а свободное искусство — это не про них. Я считаю, там были нормальные ребята, дизайнеры предлагали проекты; и это круто, что такая возможность есть. Но мне страшно, потому что их при этом реально зомбируют. Твой проект берут, но тебя е***».
Другой юноша пробыл там только один день: «Моя знакомая читала лекцию на арт-неделе. Впечатления странные. Всё очень круто организовано: розетки, Wi-Fi в лесу, всё для людей, плазмы везде висят. Но лозунги шокировали, например такой: “Или учись, или до свидания!” Раньше они помягче были. Посреди лагеря — огромная сцена, где два портрета: Медведев и Путин — реально как Маркс и Энгельс или Ленин и Сталин, один в один. Страшно становится. Плюс там жесткие правила: курить только у костра, за мат прокол в бейдже, за три прокола выгоняют. Но если бы там не было жесткой дисциплины, там бы все развалилось, в принципе». Спрашиваю, поехал ли бы он туда со своим проектом. «Меня бы на второй день выгнали. Там происходят собрания. Весь лагерь, несколько тысяч народу, все одновременно кричат “ура”, даже на показах мод. Страшно».
Прочие съездившие рассказали мне в личной беседе, как однажды на вечернем построении толпа вдруг начала кричать «да!» на всё, не давая выступавшим сказать ни слова. А одна из организаторов форума как-то раз пообещала людям выйти на сцену в купальнике, и с тех пор толпа при ее появлении скандировала каждый раз: «Ку-паль-ник! Ку-паль-ник!»
Продолжает делиться впечатлениями молодой человек, пробывший там один день. Вот такими: «То есть под видом всего хорошего в этом лагере растят пробитых политиков. Там происходит реальная зомбежка. Плюс не спрятаться, не скрыться, все друг за другом смотрят, есть доносчики. Я там ходил по лесу, мне реально никто не дал сигарету за целый день. Поворачивались и говорили: курить плохо. Я согласен, в принципе. Плохо. Но плохо и другое: когда много людей живут в лесу, у них включается общая тема, которую им в данном случае очень жестко задают.
Развлечений полно: есть батут, катамараны, скалодром. В лесу огромные ангары, склады с едой. При всем при том есть такая тема — я видел накладную, по которым булка хлеба для полевой кухни стоит 50 рублей. Мне кажется, на самом деле она стоит десять. Интересно, сколько было таких накладных — на лекарства, на микрофоны, на палатки?
Там принимали донорскую кровь — поставили в лесу суперсовременную лабораторию с самым новым оборудованием, благое дело. И тут какой-то ответственный за эту лабораторию говорит на линейке: “Была трогательная сцена, когда здоровые молодые ребята сидели сдавали кровь, а на них с одобрением взирали два наших вождя”. Че трогательного-то, я не понял».
© РИА «Новости»
Девочка, которая ждала Путина на поле, вспоминала еще, как им говорили, что, уезжая с Селигера, они должны будут представлять себе картину будущего России через 30 лет. Девочка совсем еще маленькая все-таки. Говорит: «Я представила: все с бейджиками, и ставят дырочку, если правила нарушаешь. У нас в отряде даже была шутка “девочки, берегите свои дырочки”».
Короче, получилось «грязно, весело и больно», как говорит моя подруга. На уровне смыслов. Но девчонки, тем не менее, поедут на следующий год, придумали какой-то студенческий проект, хотят представить.
За всем этим как-то совершенно не прочитывается, что главным на «Инновационном форуме “Селигер”» как раз и были эти проекты. Что в сухом остатке все это, вообще-то, должно привести к улучшению жизни. Девушки встретили на форуме заказчиков для одной из своих идей и сразу же на месте обо всем договорились. И, несмотря на весь бытовой, экзистенциальный и идейный ужас, они вытащили из Селигера единственный полезный им смысл и собираются им воспользоваться: «Среднему московскому обывателю это не нужно, но если ты хочешь заниматься собственными проектами, то тебе объясняют, как их оформить и представить».
Среди проектов этого года, представленных президенту и членам Госсовета, были мысли в диапазоне от «накрыть точками “Ваймакс” все города» и ввести повсеместное IT-образование до получения дешевого водорода и продажи программы, которая договаривается с детьми о том, чтобы они закончили сегодня играть на компьютере.
Им бы еще договориться и все человеконенавистнические начинания — вроде дружин из беспризорников, долгого ожидания в полях с температурой, прокола дырочек, псевдопатриотизма и сбора крови под портретами — банить на стадии идей. Но, видимо, есть вещи, без которых Селигер не Селигер.
Еще по теме:
Потемкинские мотивы, 14.08.2009
позорный Витя Саксон воняет в интернете, загрязняя атмосферу
Добавлю только, что поездка на Селигер действительно даёт некоторую встряску, пускай и достаточно грубыми, иногда, методами.
8 дней на свежем возухе, немного дисциплины и возможность почти за бесценок прослушать труднодоступные в обычных условиях курсы лекций и получить несколько часов разговоров с Бугаевым-Африкой. Думаю всё это скорее здорово, чем не очень.