СТАНИСЛАВ БЕЛКОВСКИЙ о том, почему обыски – это очень хорошо, и о том, что Ксении Собчак теперь придется переехать на Марс
Напомню, принцип Белковского (фактически, не более чем одно из следствий принципа Питера): на определенной стадии деградации система начинает принимать решения, прямо противоречащие ее жизненно важным интересам.
Закон Белковского: в истории всегда происходит то, что должно произойти.
Посмотрим через эту подзорную трубу на 11-12 мая 2012 года и все, что незадолго до, после и вокруг.
По состоянию на 06:00 утра мск понедельника, 11 мая, было ясно, что т. наз. российская оппозиция (самоназвание — «лидеры народных протестов») весьма близка к теоретико-практическому коллапсу. Никаких новых идей, ни малейшей свежей повестки к «Маршу миллионов — 2» сформулировано не было.
Читать!
В общем, кому и зачем выходить на шествие / митинг 12 июня, становилось все менее ясным.
Но тут кровавый режим все решил сам. Без сиропа.
11 июня состоялись зверские и циничные (как режим любит) обыски в квартирах Алексея Навального, Сергея Удальцова, родителей Ильи Яшина и, главное, Ксении Собчак. Персонажи из Следственного комитета, проводившие обыски, вели себя максимально хамски и агрессивно. Потом еще каким-то бессмысленным образом добрались даже до аццки загорелого Бориса Немцова. Подробностей я повторять не буду, т.к. внимательная аудитория OPENSPACE.RU и так все знает.
И сразу — мотивация выходить на шествие и митинг появилась. Солидарность с обиженными (в хорошем смысле) и униженными оппозиционерами. Точнее — протест против неизбывного хамства власти, по-прежнему держащей граждан за казенное быдло.
Я не знаю точно, сколько людей пришло на «Марш миллионов — 2», но знающие эксперты говорят — от 70 до 100 тысяч. Чисто интуитивно я уверен, что несколько десятков тысяч сверхурочно прибывших — прямой результат обысков.
Т.е. власть прямо сыграла против себя. Вот вам принцип Белковского в действии.
И дело не только в количестве протестующих. Но и в качестве тех, кто все больше понимает, что с этой властью дела иметь нельзя, даже если — по остаточному принципу и чтобы коньяк в термосе не прокис — все еще очень хочется думать, что можно.
Такие мощные мастодонты антинародного протеста, как Алексей Кудрин (втуне и вчерне остающийся, entre nous, ближайшим экономическим советником того самого президента Путина из кровавого режима) и Михаил Прохоров (уже не знающий, на какой бок повернуться в своей просторной политической усыпальнице), осудили обыски и (пусть мягко) поддержали высокое собрание протестующих.
Пользуясь случаем, хочу переспросить: а где же давно обещанный Прохоровым ё-мобиль? Почему о нем уже полгода ничего не слышно? Что, слили? Только не нужно рассказывать про непостроенную дорогу в Ленинградской области, из-за которой гибридный суперпроект XXII века скоропостижно съехал в кювет. Здесь что-то совсем иное, поверьте. Наверное, или колеса не крутятся, или правильная цена не вытанцовывается.
Но вернемся к центральной теме повествования.
Да что говорить, если тишайший Михаил Федотов, председатель президентского Совета по правам человека, сказал, что шокирован событиями 11 июня и теперь уж точно пойдет на Марш, хотя еще недавно никуда не собирался — тем более что как раз сейчас решается мучительный, как подагра, вопрос, оставаться ли ему и дальше главой Совета. Что дает, как минимум, кремлевский пропуск и длинную BMW, кажется, с мигалкой. (Но здесь не надо нервничать, эта мигалка — у кого надо мигалка).
Даже депутат Саша Хинштейн, титульный спикер «Единой России» (но не той части, где жулики и воры, а там, где хорошие люди, я вас уверяю) публично раскритиковал обыски, более походившие на погромы (хотя и какие-то нееврейские). Правда, у депутата Хинштейна все свелось к любимой серенаде об экзистенциальном вреде шефа Следственного комитета Александра Бастрыкина, который по своим морально-волевым качествам может быть приравнен к заместителю князя мира сего по общим вопросам. И к необходимости полной и решительной отставки этого крупного правоведа. Александр все время говорит о Бастрыкине по принципу старого студенческого анекдота «я всегда о них думаю». Хотя я-то, конечно, уверен, что начальник Следственного комитета, как бы зол и свиреп по своей греховной природе он ни был, не стал бы зверствовать без прямого указания политического руководства.
Своими собственными руками (или другими частями тела, о которых в приличных опенспейсах не принято говорить вслух) власть сделала то, что должна была, но не могла — формальная оппозиция. Не просто увеличила явку 12-го, но — еще одной серией направленных подземных взрывов качественно углубила пропасть между собой и активной частью общества. Эту пропасть уже не засыпать песком, даже самым что ни на есть золотым.
Впрочем, логика власти вполне понятна. Она продиктована одним чувством, которое политику высокого ранга противопоказано больше, чем Доминику Стросс-Кану — нью-йоркские чернокожие горничные. Страхом. Владимир Путин, несмотря на всю его наносно-барственную брутальность, до конца так и не понял, как же все-таки из провинциального функционера, провалившего губернаторскую кампанию Анатолия Собчака в 1996 году, всего за 4 года превратился во владетельного хозяина крупнейшей страны мира. Комплекс самозванца, хоть и утоленный безбрежными водами всеземной славы, в президенте РФ все равно до конца не изжит и не избыт. А потому Путин никогда на троне не будет чувствовать себя полностью уверенно. Главный же источник его страха — видения безрассудного народа, врывающегося в Кремль. Пресловутой биомассы, которую нельзя остановить никакой силой — ни разумной, ни неразумной. Отсюда вся эта бездарная распальцовка в предмаршевый понедельник.
Многие мои друзья и знакомые в связи с драмой 11 июня стали сильно жалеть обысканных оппозиционеров. Дескать, как же это все такое бывает, почти что без ордера, с такими молодыми, у которых вся жизнь впереди…
Может, у меня в душе ни одного праведного волоса, и старческой нежности нет в ней, но я никаких оснований для жалости и сострадания к жертвам Bastrykin-style погрома не вижу. И даже не слышу.
Уверен, что почти все из них мечтали о чем-то таком. И даже предвкушали нечто подобное.
{-page-}
11 мая стало для пострадавших (формально) оппозиционеров днем победы, пусть даже небольшой и локальной. Во-первых, Следственный комитет сам, без чьего бы то ни было прошения о помиловании, составил список реальных оппозиционеров и предъявил его всему миру. Навальный, Яшин, Удальцов, Собчак. Их портреты вчера были во многих ведущих изданиях мира, а кое-где даже и на первых полосах. Обыски легитимировали их как «лидеров народного протеста», а не просто примазавшихся в той или иной вязкой форме.
Читать!
Притом, как мне видится, важно понимать следующее. В ремесле всякий человек ищет, прежде всего, самореализации. Вот, профессиональный нищий каждодневно просит человеческого подаяния не потому, что никак не может заработать денег другим легальным способом. А потому, что хочет нищенствовать. Что это хорошо умеет и получает от своего главного занятия неподдельное удовольствие. Если б вы знали, какие битвы разворачиваются между столичными профнищими за самые вкусные места для истребования / инкассации милостыни! (Между прочим, неплохая тема для романа или, на худой конец, подробного журналистского расследования).
В политику же идут люди, которые мотивированы, прежде всего:
— жаждой власти;
— жаждой славы;
— суеверием переустройства собственной канонической территории.
Думаю, от соотношения трех основных ингредиентов в этом мотивационном коктейле и зависит интегральное качество политической личности. Надо будет вывести какую-то формулу, что ли.
Деньги и бытовой комфорт в настоящей, а не кремлеиллюзорной политике — условны, они лишь средство, но не цель. Значит, если кто-то в сегодняшней полуавторитарной РФ выбирает путь оппозиционного политика, он должен не просто смириться с возможными наездами со стороны некровавого (по счастью) режима. «Смириться» — неправильное слово, исходящее из совершенного непонимания технологии сознания склонного к политике человека. Любой эксцесс дат политику вброс адреналина, совершенно полезный и даже необходимый, чтобы потом идти к массам и в чем-то их убеждать. Вы думаете, Удальцов страдает от того, что часто сидит? Ну-ну.
Политика в недавней еще России умерла потому, что во главе ее стали бизнесмены типа Зюганова, Жириновского, Рогозина, которые были мотивированы не вышеприведенными двумя жаждами и одним суеверием, а желанием разменять ресурс доверчивого избирателя на материальные блага. Политика возрождается, когда ныне у нас появляются — во всяком случае, так кажется, мне не хотелось бы горько ошибиться, — которые движимы именно политическими (а не завуалированными коммерческими) мотивами.
Как мне представляется, единственная настоящая, непритворная жертва оголтелой бастрыкинщины — это как раз Ксения Собчак. Вот она-то уж точно не ждала погрома и тем паче не призывала его. Может быть, она думала, что человек по фамилии «Собчак» в путинской России так пострадать не может. Я думаю, всерьез — не может, это правда. Но это не значит, что Путин не в состоянии поставить свою крестницу в угол, чтобы напомнить, как важно уважать старших и блюсти черту.
Но и в том оскорблении, которое было нанесено Ксении Анатольевне, я вижу свои плюсы. Теперь-то она понимает, что пути назад нет. И что с Земли большого гламура, где она дышала легко и уверенно, придется бесповоротно перелететь на Марс реальной политики, где воздух поначалу кажется предельно густым и спертым, а красные почвы — зыбкими до распада. Как учил нас скончавшийся намедни Рэй Брэдбери, прийти на Марс и остаться землянином, т.е. не стать марсианином — нельзя («Были они смуглые и зеленоглазые»).
Причем, по итогам всего, повела себя Собчак вполне достойно, заметив, что случившееся — вовсе не повод для озверения. Поскольку РОГа, главная реальная паства активного оппозиционера, этого не любят, равно как и не доверяют запальчивому «на их погром мы ответим двумя своими».
Хотя власть, если бы не оказалась на сегодня так страшно далека от РОГов с их приоритетными ментально-политическими потребностями, не стала бы устраивать дурное шоу 11.06., если бы понимала, что существует и другой великий разрыв — между «лидерами народных протестов» («организаторами митингов») и их собственной паствой.
Я сам, увы, на «Марше миллионов — 2», не был, т.к. сеанс моего вынужденного пребывания за границей пока продолжается (хотя и скоро заканчивается, если это кому-то интересно). Но там были десятки моих приятелей. Их совместные свидетельские показания таковы: сцена была отдельно, митинг — отдельно.
Со сцены лился традиционный антипутинский инфразвук — в духе «Путин! Лыжи! Магадан» тоном пионервожатого на школьной линейке — а толпа слушала плохо и разговаривала, преимущественно, сама с собой. Собравшимся было, в общем, все равно, кто на сцене. Ну, кто-то там пришел поизображать народных вождей, ими не будучи. Ну и ладно. Вопрос-то не в этом. Люди вышли за себя, за свое гражданское и человеческое достоинство, а не во имя легитимации всегдашних мелких фрондеров. С декабря 2011-го считающих, что держат Бога за бороду, хотя в их смертельно сжатых кулачках, — лишь клок сена из ближайшего стога.
Поэтому оппозиционеры, которые сегодня, воодушевленные 12-м, снова клепают очередные оргструктуры, но при этом вновь не могут сущностно объединиться, должны понять: застолбить за собой раз и надолго определенные политические ниши — уже не удастся. РОГа — это не коммунистические массы, которые поддерживают Зюганова, сколько бы он ни кидал и ни обманывал. Если народ на проспекте Сахарова окончательно разочаруется в сцене — а это вполне возможно, и час недалек — он просто возьмет и выдвинет новых лидеров. Вместо нынешних. Все необходимое для этого есть.
Тем более что речь не идет о новом вожде системы «мессия». Разговор — о команде, способной в обозримой перспективе взять власть. А рекрутировать команду, где каждый выполняет определенную функцию (или миссию, если говорить более пафосно), на самом деле, куда легче, чем найти безупречного фюрера, который должен быть всеобъемлющим, как Господь.
Читать!
Вернемся в лоно закона. В истории всегда происходит то, что должно произойти. Если России предначертано (а мы этого пока не знаем) не распасться, а стать нормальным европейским государством, то РОГа создадут свою власть вместо путинской. С этими лидерами, с другими ли — совершенно третий вопрос.
Поживем — увидим.
КомментарииВсего:17
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451731
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343363
- 3. Норильск. Май 1268596
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822110
- 6. Не может прожить без ирисок 782250
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758770
- 8. Коблы и малолетки 740873
- 9. Затворник. Но пятипалый 471276
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403080
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370475
- 12. ЖП и крепостное право 366088
ПРИНЦИП БЕЛКОВСКОГО
В любой отдельно взятый момент новейшей российской истории непременно отыскивается чужеродное белковское тело, которое полагает, что целью и принципом его существования является поучение российских аборигенов, как и зачем им жить, управлять и при случае реорганизовать рабкрин.
ЗАКОН БЕЛКОВСКОГО
В любой отдельно взятый момент новейшей российской истории непременно отыскивается тяжелый аборигенский сапог, обладатель которого, оглянувшись вокруг в поисках виновника жизненных неурядиц, незадач в управлении и дурно реорганизованного рабкрина и обнаружив поблизости чужеродное белковское тело, с удовольствием применяет их (как тело, так и сапог) по непосредственному назначению.
А вот за глупую аббревиатуру РОГа, товарищу Белковскому, подозреваю, приходетсм ответить. И самое мягкое - это пролетарский сапог по филеям провидца.