ЕВГЕНИЯ ПИЩИКОВА о взгляде назад и вперед на протестное движение
© OpenSpace.ru
С объявлением результатов выборов кончился облегченный, ванильный период нашей протестной активности. Пушкинская площадь уже разделилась на две части; на легкую и тяжелую словесную артиллерию, на «фонтан» и «не фонтан». Когда Сергей Удальцов, человек с принципами (что само по себе достойно уважения), начинает раскладывать в фонтане палатку, становится как-то очевидно, что человек имеет практическую цель. Цель эта – довести ситуацию до логического края, поскольку всякий мятежник знает, что настоящее дело начинается не тогда, когда люди приходят на площадь, а тогда, когда они с нее не уходят.
Но основная часть площади была в нефонтанном настроении. Ключевое слово Пушкинской площади – теснота, стеснение. Безусловно, какой-то важный период
«зимней революции» кончился. Мне показалось забавным определение – «конец ванильной эпохи». Погуляли, побродили. Белые бантики. Мороз и солнце. Машины гудят. Никто не трогал. Мыслям было просторно, тем более что за отсутствием четких политических убеждений большинство из нас пробавлялось политическими предубеждениями. Грубо говоря, средний ходок на оппозиционные митинги знает, что такое плохо, из рук вон плохо, ужасно, полный кошмар, абсолютный конец, но о том, «что такое хорошо», представление имеет самое неопределенно-благородное. Чтобы уважали. Не обманывали. Честные выборы. Чтобы было, как в Европе. И по возможности, чтобы не было войны. Как-то так. И вот со всем этим нашим нефонтаном оказались мы после прозрачных выборов на Пушкинской. В темноте.
Из всего того, что обсуждается последние два дня, меня заинтересовали три локальные темы.
Первая – болезнь расставания со «снежной революцией». Какая-то часть наших с вами сестер и братьев, участников оппозиционных шествий и стояний, действительно чувствует себя ограбленной. Но на сей раз речь идет не о голосах, а об уходе праздника. Утекании снежности.
Читать текст полностью
Тут, мне кажется, совсем простодушный взгляд на зимние события. Простодушие, мешаемое с прекраснодушием. Возможно, это по большей части женский взгляд, дамская проблема. Вот, например, типичный плач по снежности, текст под названием «Оппозиция похоронила себя на Пушке». А как похоронила-то? «Я вспомнила слова одного из социологов о том, что сегодня людей на митинги можно завлечь только шутками и ощущением праздника. Пушкинская пошла наперекор этому правилу. Пошла – и проиграла». Каким образом это печальное обстоятельство стало заметно? «Это были совсем не те люди, которые приходили на Болотную и на Сахарова. На Болотной на несколько часов создавалась отдельная страна в стране. Страна, в которой хотелось жить – без хамства, без пиханий локтями, без вранья. Жить вечно в детском утреннике – с шариками, с цветами, а главное, с любовью друг к другу. Митинг на Пушкинской показал: Болотной больше нет, нет надежд, нет любви. Снежная революция закончилась… Виновата злоба».
Автор этого высказывания печалится по поводу ухода добра и света (лопнул белый мыльный пузырик; белые розы умирают на чистом холодном окне), но есть еще корпус более изысканных текстов, в которых обсуждается уход прекрасной бесцельности.
Наши демонстрации были, в сущности, бесцельны, поскольку цель была сформулирована в утопическом ключе. «Путина на нары» – предложение, конечно, неплохое, но явно это дело не нескольких ближайших недель. Настоящая цель была сказочная (скорее самоцель) – отделить чечевицу от фасоли и познать самих себя. В осмысленной бесцельности этих демонстраций многие находили бездну пользы. Только совместное делание абсолютно безнадежной работы рождает надежду на то, что новая общность сможет как-то оживить или изменить гражданский уклад. В общем, вы уже поняли – протестная деятельность обсуждается только как драматическое (или светлое) коллективное переживание; и так как на сегодняшний день один эмоциональный цикл прожит, а каким будет следующий – неясно, дискутеры переживают ощущение потери. Надеюсь, переживут.
Следующая активно обсуждаемая тема – тема проигрыша государственной идеологической машине. «Рассерженные горожане», «креативный класс» (довольно глуповатое, на мой вкус, самоназвание), «восставшие хипстеры», они же, в официальной версии, оранжисты и пр. не проявили идеологической мобильности и сумели убедить в собственной правоте только себя самих. Главный проигрыш был в том, что мы согласились на дихотомию «большинство – меньшинство», так как и сами ждали каждого нового выхода на улицы как откровения. И всякий раз надеялись на чудо: а вдруг как выйдет такое количество людей, проигнорировать которое будет уже совсем невозможно. В борьбе за массовое сознание, безусловно, победил административный ресурс.
Госпропагандисты провели несколько важных интриг. Особая удача – история с быдлом. Среди лозунгов первой Болотной одним из самых заметных был «Не держите нас за быдло», и речь, разумеется, шла о выборном лукавстве. Но уже к Болотной-2 обидное слово было у оппозиции отобрано, а ситуация вывернута наизнанку. И вот уже рабочие Уралвагонзавода, устраивая свои знаменитые массовые акции в поддержку г-на Путина и стабильности, обвиняют оппозицию в том, что их, работяг, оранжисты назвали стадом и быдлом. Отыскался «первый виноватый», волгоградский предприниматель Андрей Куприков, неосторожно откомментировавший тагильский УВЗ-митинг; и дело противопоставления «рабочего класса» и «креативного класса» было сделано.
Дальше дело было за малым – задавить числом. Сто тысяч человек, сто пятьдесят тысяч человек, возьмемся за руки и станем вокруг Золотого кольца. При этом даже не важно, сколько действительно было человек на Поклонной или на Манежной площади. Много. Множество. Большинство. И так повторить раз пятьдесят. На мой взгляд, это разумный ход. Нас тьма. И тьма. И тьма. Это важное утешение – спрятаться в народном тепле, среди тьмы. Тут как в довлатовском анекдотце: «– Я виноват перед тобой. Хочу загладить – пары пива будет достаточно? – Один. Ящик. Водки. – Какой ты ранимый!» И если у нас есть такой ранимый герой, которого можно было задобрить и унять только множеством и тьмой, так они и были предоставлены.
Где-то неделю тому назад в лентах появилась обворожительная новость: в России был построен самый быстрый в мире трактор. Во время испытаний трактор смог развить скорость 121 километр в час, что безусловный мировой рекорд. Как тут обойтись без гордости за свою страну. Тревожит один-единственный незначительный вопрос: на кой ляд трактору нужно развивать такую скорость. Я знаю только одну сельскохозяйственную работу, при которой сто с лишним километров в час имеют большое значение; работа эта называется «поездка в соседнюю деревню на дискотеку». Ничего так не радует в отечественном характере, как вот это смекалистое умение использовать предметы, предназначенные для каких-то определенных, рутинных целей, в целях несколько иных, в чем-то даже романтических. Вот и административная идеологическая машина, довольно неторопливая (такая сеялка-веялка, чего-то там сеяла и развеивала), вдруг заработала с неистовой бешеной скоростью и принялась возить тульских и тверских ребят на дискотеку в центр Москвы – то на Поклонную, то на Манежку. И так споро возили, в таких промышленных объемах, и такое количество энтузиастов было вовлечено в работу, что просто восхищение охватывало. Умеем же, когда надо.
Наконец, последняя тема, подвергаемая коллективному обсуждению, – это тема «новой надежды».
По общему мнению, уповать теперь нужно не на таинственное перетекание силы и не на уличное множество, а на общественный рост, общественную работу и на лето (в июле будут повышены тарифы ЖКХ, а это очень болезненная для провинциальной России процедура).
А что такое общественный рост? Это укрепление новой социальной страты – оппи. Оппи – оппозиционно настроенные яппи.
Екатерина Карсанова, прекрасный журналист (сейчас она работает в «Русском репортере»), была наблюдателем на выборах. И рассказала мне занимательную историю. Это даже не история – сценка, метафора «новой надежды». Более полно всю драматическую историю ее наблюдений можно (и нужно) прочитать в «РР», но сейчас вы просто представьте себе картинку. Избирательный участок на окраине. Члены комиссии мучительно, четвертый час подряд устраиваются таким образом, чтобы перетасовать голоса. Начальницу комиссии еще днем увезли на «скорой» с гипертоническим кризом. Дамы из комиссии сидят бледные, как смерть. Катерина, понимая, что происходит что-то нехорошее, вызывает юриста из «Лиги избирателей». Приезжает волонтер – молодой профессионал в отличном костюме, с исключительным портфелем. Оппозиционность для него – хороший тон, и даже мода в здоровом смысле этого слова. Это тот тип поведения и внутреннего устройства, который принят в хорошем обществе. Молодой, спокойный, вежливый волонтер. «Я поняла, – сказала Катя, – что барышни, желающие сделать хорошую партию, теперь должны ходить не в клубы, а наблюдателями на выборы. Именно здесь они встретятся с успешными молодыми мужчинами».
Подневольные дамы с белыми лицами, ночь, вокруг – черный город, а где-то ближе к самому городскому центру Манежка, тьма народу, и группа «Любэ» уже запевает «Комбат батяня, батяня комбат». И единственный во всей этой диковатой сцене герой – лощеный доброволец. Вот на него-то и надежда.
В моих попытках описать молодого героя с помощью сомнительных оксюморонных пар (а можно еще обозвать его народником-денди, добродетельным пижоном и пр.) нет ничего специфически дамского. Только чистое любование той трансформацией, которую претерпел привычный глазу и приевшийся образ успешного молодца. Еще пять лет назад невозможно было себе представить, {-tsr-}что столичные карьерные мальчики будут записываться в «Лигу избирателей» и бегать по окраинным участкам. Еще три года тому назад, в передаче, посвященной тайнам позолоченного быта (таких передач одно время было очень много на телевидении), какая-то очередная рублевская жена говорила: «Благотворительность – это не модно!», и ведущий с готовностью кивал ей в ответ: «Конечно-конечно, мэм, совсем не модно». А теперь модно, и общественная работа стала необходимостью и отдушиной и для юного клерка, и для молодого предпринимателя, и для студента, и для светской дамы какого-нибудь там артистического типа. Собчак ездит по участкам и именем блаженного «Дома-2» заклинает председательш избирательных комиссий честно считать голоса.
Общественные трансформации уже произошли, общество уже повзрослело, вернуться назад к прежнему гражданскому обмороку никак не получится.
Сдаётся мне , что болотная с сахаровкой - буржуазный кисель.
А народу это надо? Разберитесь в политэкономии для начала - а потом формулируйте повестку дня.
Сапрыкин, кстати, там умные вопросы задал, могу даже процитировать:
"Но ладно полечить — с народными массами никто даже не говорит серьезно; все, что мы имеем им предложить, — журнал «Зятек», сериал «Счастливы вместе», убогие ток-шоу и книги в уродливых обложках; то, от чего нас самих тошнит. Почему-то Шукшину, Данелии или даже ранней Пугачевой удавалось сообщать этим людям важные вещи о них самих, не играя на понижение, а сейчас никто даже не пытается "
И вопросы эти до сих пор не то что не решаются, но даже и на повестку дня не ставятся.
Так что кремлевским пропагандистам не надо было быть семи пядей во лбу, чтобы воспользоваться тем, что лежит на поверхности.
Уважаемые админы, если человек кликнул по заголовку статьи, это обычно подразумевает его готовность прочесть статью от начала и до конца. Или от конца до начала - кому как нравится.
Необходимость отрезать половину текста ссылкой "Читать текст полностью", очевидно, выше моего разумения. Увы.
Главный результат событий - новый язык, родившийся спонтанно, "творчеством масс".
Это серьезно смутило власть, привело в замешательство.
Основная проблема власти, к сожалению, - использование старого, разрушенного языка. На этом сайте его отлично воспроизводил товарищ tridi.
Это даже не прошлое десятилетие, а прошлое столетие.
И глупость т.н. революционеров (и автора) в призывах говорить с властью на ее языке - "захватывать кремль". И становится подобным этой власти, в лучшем случае.
А то и просто ехать в кутузку, как старый дурачок Лимонов.
Студенты во Франции в конце 60-х, хиппи в США в это же время не захватывали зданий, не воевали. Тем не менее, революции состоялись.
Результаты чего налицо.
Это гениально. Вы бы хоть википедию почитали, что ли.
- На чужом несчастье - счастья не построить
- Благотворительность так и осталась немодной - ведь это НРАВСТВЕННОЕ ДЕЛО.
А вот безнравственное - это "общественная работа" "бескорыстного" НАДЗИРАТЕЛЯ.
А НУЖНЫ ТВОРЦЫ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА И ВОЛОНТЕРЫ ОБЩЕСТВА ВЗАИМОПОМОЩИ.
Хватит плодить ненависть и подозрительность - созидают только любовь и милосердие.
Спасибо за рекламу)
Но не расчитывайте на гонорар за свою самодеятельность)
Если бы мы с вами были гимназистами 2-го класса, тогда бы я прямо спросил - pv, вы дурак?)
Обама поздравил Путина с победой на президентских выборах
Еще на эту тему
Дмитрий Медведев поздравил Путина с победой на выборах
08.03.2012
Ромни резко раскритиковал выборы в России и реакцию госдепа на них
08.03.2012
Обама намерен встретиться с Путиным на G8
07.03.2012
Путин не отрицает нарушений в ходе выборов
06.03.2012
Саркози поздравил Путина с победой на выборах
06.03.2012
304 мнения в блогах
Поделиться…Барак Обама в пятницу, 9 марта, поздравил Владимира Путина с победой на прошедших в России президентских выборах. Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на помощника премьер-министра РФ по международным делам Юрия Ушакова, телефонная беседа продолжалась около 20 минут и носила "неформальный" характер. Lenta.ru 09.03.12 23:26
Вы решили уподобиться tridi и посылать информационно "пустые" сообщения?
Если не согласны, приведите аргументы.
Гонорары - это для Вас, уважаемый tridi. Вам платят.
А я, в отличие от Вас, - зарабатываю.
"11 апреля 1968 года лидер студенческого движения Руди Дучке получил смертельно опасное ранение при попытке его убийства. Вслед за этим во многих западногерманских городах прошли демонстрации протеста, часть которых перешла в уличные побоища с полицией, напоминавшие гражданскую войну."
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%A4%D0%A0%D0%93_%D0%B8_%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5_%281960-%D0%B5%29
"Майские события 1968, или просто Май 1968 (фр. le Mai 1968) — социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку."
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%B2%D0%BE_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8_1968_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0
Ну и так далее. В русской вике, как всегда, материала немного, можете в английской глянуть.
Советую также посмотреть фотографии, хотя бы вот осюда: http://www.marcriboud.com/marcriboud/europe/MAI68/index.html#6
Касаемо же захвата зданий студентами - так это вообще была их любимая тактика, ставшая одним из главных символов 68-го.
Я иногда читаю и другие источники, не только "Википедию". Но если Вы так настаиваете, пусть будет "Википедия". Вот цитата из нее:
"Война́ — конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Как правило, война имеет целью навязывание оппоненту своей Воли. По формулировке Клаузевица, «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами». Основным средством достижения целей войны служит организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы. В этом смысле война — это организованное вооружённое насилие, целью которого является достижение политических целей. Тотальная война — это вооружённое насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством в войне является армия".
Из приведенного отрывка ясно, что ничего подобного во Франции во время студенческих волнений не было. Отдельные акты насилия не следует считать войной."Уличные побоища" демонстрантов с полицией никак не являются войной, хотя особо впечатлительные люди склонны войной считать любой акт насилия.
Насколько я помню, при масштабном движении хиппи (о коем Вы и вовсе не упомянули, и совершенно верно) не было даже таких стычек.
Под захватом зданий я имел в виду не университеты, клубы и т.п., а правительственные учреждения (типа Кремля, Белого Дома, ЦИКа, ФСБ, МВД и др.), о чем любит писать и говорить товарищ Лимонов. Он, собственно, и был последний раз задержан возле ЦИКа.
Так что, ничего Вы не доказали и не опровергли.
Может быть, найдутся другие аргументы? С интересом с ними ознакомлюсь.
Да я как-то и не собирался ничего доказывать или опровергать. Из Вашей реплики "не захватывали зданий, не воевали" я сделал вывод, что Вы слабо знакомы с историей вопроса. Оказалось, что "не захватывали зданий" означало "не захватывали правительственных учреждений", а "не воевали" означало "не вели организованной вооруженной борьбы". Предположим также, что, говоря "революции состоялись", Вы употребили слово "революция" в широком смысле (поскольку ни социальных, ни политических революций по итогам 68-го не состоялось).
Со всеми этими поправками можно считать, что я Вас недопонял, за что охотно приношу извинения.
Безусловно, речь шла о "революции в широком смысле" слова. Вовсе не о захвате правительственных учреждений или земельных наделов и фабрик.
Результаты этой революции "без войны" у нас перед глазами.
Вот поэтому я и писал о новом языке. Не языке работы "Государство и революция", написанной сами знаете когда, рок-н-ролла, Энди Уорхола и прочих.
Сейчас рождается новый язык. Это происходит на наших глазах.
А объяснять его и говорить приходится на старом. В этом - корень проблемы.
2 Alexandr Butskikh
//Гонорары - это для Вас, уважаемый tridi. Вам платят.
А я, в отличие от Вас, - зарабатываю.//
- Мне платят признательностью за искренность,
а вы зарабатываете - на клевете)