Отпустил страх немедленного наказания за выход на улицу, и потому пришли люди всех возрастов.

Оцените материал

Просмотров: 67330

Уклад и атмосфера митинга на проспекте Сахарова

Евгения Пищикова · 25/12/2011
ЕВГЕНИЯ ПИЩИКОВА о словах, мыслях, страхах и надеждах вчерашней толпы

©  Кирилл Зыков

Уклад и атмосфера митинга на проспекте Сахарова
Атмосфера Болотной была более или менее понятна. Это узнавание обществом своего давно отчужденного «общественного тела». Во многих мемуарах военного времени есть сцена, когда мемуарист, раздевшись после долгой «невстречи с собой» (блокадной зимы, окопного сидения, тюрьмы) не узнает своего тела. Стоит у зеркала с растерянным лицом. Мы были скорее не растеряны, а удивлены. Удивление и умиление – вот настроение Болотной. Многое умиляло – молодость большого количества пришедших, обилие чистой публики (собравшиеся хорошо одеты, «а делал ли кто-нибудь street fashion?»). Кроме того, на площади царил нравственный настрой, свойственный именно что 91-му году. Совместное проживание страха (возможной опасности) и оттого особенное братание. В том числе, что было неоднократно замечено, и с опричниками – девушки тщились вручить белые хризантемы полицейским из оцепления, и тому подобное. Это особое настроение, хорошее определение которому сделал злонаблюдательный Набоков: «В этот миг она нравственно переносилась в особый мир, где хмелела от вина честности и от сладости взаимных услуг». В общем, атмосфера множества и задушевного гражданского мужества. Не единомыслия, но единочувствия.

На проспекте Сахарова несущая волна демонстрации была другая. С единочувствием как-то не особенно получилось. Хотя, конечно, подъем, воздушное электричество. Но это был действительно (многие заметили) воздух конца восьмидесятых. Во-первых, отпустил страх немедленного наказания за выход на улицу, и потому пришли люди всех возрастов. Но не только в ослаблении страха дело. Пришли ветераны революции растянутых свитеров, научно-техническая интеллигенция разлива восьмидесятых, дети наукоградов, участники и свидетели событий 87-го, 89-го и так дальше, вплоть до 91-го, годов. Пришли на тот случай, если хипстеры все-таки разъехались по рождественским вакациям (много в последние дни было написано о том, что общество невозможно долго держать в политическом напряжении, тем более что на дворе Новый год, главный праздник профессионалов потребления). Это старая, великая, уже один раз побежденная армия пришла «занять собой освободившиеся места» – так говорили в толпе – на случай, повторюсь, если их успешные дети остыли и предались праздничным удовольствиям. Но дети, собственно, тоже пришли.

©  Евгений Гурко

Уклад и атмосфера митинга на проспекте Сахарова
Потом к восьмидесятым отсылала чрезвычайная пестрота не то чтобы профессиональных политических движений (то все ближе к сцене), но маленьких гражданских групп, делающих свое агитационное дело в толпе.

По проспекту ходили активисты Пиратской партии России («Качай свои права»), общественную приемную открыло Российское социалистическое движение («Краснеть не стыдно»). Тут же и Московские анархисты («Братья и сестры, выступим все вместе навстречу новому миру!»), активисты нового МММ, знающие дату финансового апокалипсиса («Мы можем многое, мы меняем мир»). Сбоку – рядок студентов МГУ с транспарантом «Знания не товар» и ребята из общественного движения «Гражданин Наблюдатель». И сколько было политических чудаков – действительно, с конца восьмидесятых не видела такого блестящего набора самодеятельных утопистов и одиноких протестантов.

Всем было очевидно, что главные действующие лица в этом представлении – сто тысяч народу и Путин, однако на проспекте было хорошо видно и слышно сцену, поэтому шло активное обсуждение выступающих.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • actual· 2011-12-25 23:09:06
    Салют!
  • fajum· 2011-12-25 23:13:29
    Что за ерунда, на Болотной было полным-полно "интеллигенции разлива восьмидесятых".
    Не такие уж мы пугливые, как Вам представляется.
  • lisa· 2011-12-26 01:39:23
    Замечательно!
Читать все комментарии ›
Все новости ›