Оцените материал

Просмотров: 20312

Обездомили

Евгения Пищикова · 03/08/2009
Страницы:
Хотя, нужно сказать, вещание у нас сладенькое. Леденцовыми голосами поют шоколадные зайцы, карамельки и сливки. В новостных передачах сидят добрые сахарные головы, медом и маслом сочится гламурная часть эфира. За тонкость отвечают особые передачи. Например, интеллектуальное ток-шоу «Что делать?» или какие-нибудь там «Городские пижоны», публично изнывающие от собственной рафинированности на красных диванах. Вот это, прямо вам скажем, очень скучные передачи. Почти такие же скучные, как и сам «Дом-2». В «Доме» — бесконечная скука обыденной жизни; у Третьякова или у «Пижонов» — бесконечная скука обыденной мысли.

Все дело в том, что «Дом-2» передача не развратная и не ужасная — она скучная. Наблюдение за чужой жизнью затягивает, это как в окно глядеть. В окне улица, по улице ходят люди. Иной раз подерутся, иной раз поцелуются. Пива выпьют. Узбека погоняют. К вечеру парочек становится больше. Сидят возлюбленные пары на скамейке под твоим окном. Может, это любовь? Очень даже возможно. А возможно, что и не любовь. Чему учит передача «Дом-2»? Ну попробуйте, поглядите в окно целый день — научитесь вы чему-либо или нет?

Человек, увлеченный восточной — вернее даже сказать, ориенталистской — мыслью, вздохнет и многозначительно скажет: «И ничему, и всему».

Поверьте мне, я не защищаю «Дом-2», хотя и люблю его, и смотрю. С этой передачей и так ничего не случится, она бессмертна. В том или ином виде она уже будет всегда. Меня немного раздражает ослепительный энтузиазм и патриотический порыв воителей-моралистов, а также снисходительный тон высококультурных недоброжелателей. Дело-то ведь непростое. Шестнадцать миллионов человек смотрят скучную передачу из вечера в вечер, для чего-то они это делают? Ну, предположим, работает эффект «доступа к чужой жизни». Доступ к чужой жизни — это великая ценность, и вся желтая пресса только им и жива. Народ (так формулируется журналистский заказ в любой желтой газете, в любом глянце средней руки) жить не может без того, чтобы не узнать хоть что-то новенькое о жизни любимой звезды. Потому что любит русский народ знаменитых своих соотечественников? Да не любит народ знаменитых своих соотечественников — он в них нуждается. Он их с удовольствием судит, говорит о них и обсуждает.

Потому что тут не неистовый интерес к жизни любимой звезды, а интерес к жизни вообще. Чужая жизнь — важный материал для обдумывания и сопоставления. Это расширение житейского опыта, который накапливается наблюдением. Не звезды важны и любимы — какая разница, что они там поют, тем более что они что-то ужасное поют, — а их повседневность важна. И герои «Дома-2» чрезвычайно подходят для этой работы. Они предоставляют свою повседневность для наблюдения и обсуждения — а за это становятся временными звездами. Потом, покинув телепередачу (уйдя из телевизора), они, немного помыкавшись в Москве, возвращаются в родные города, становятся любимыми местными знаменитостями, ведут корпоративные вечеринки и свадьбы, фотографируются с женихами и невестами всего города. Честный, равноценный обмен!

И еще в «Доме-2» происходит коллективное осмысление новой повседневности. Как нужно себя вести, чтобы тебя признали лидером; какой образ нужно строить, чтобы удачно выйти замуж; чего ни за что нельзя делать, чтобы не стать парией в коллективе; какой девический тип откровенно непопулярен нынче? Путем проб и ошибок, платя собственными судьбами, рыдая и смеясь, публично (под давлением коллектива же) признаваясь во лжи, воровстве, измене и тайном алкоголизме или победно дудя в свои медные трубы, герои «Дома-2» разъясняют все эти важные позиции.

Что же получается? Вместо скандального и развратного действа, как кажется воинам-противникам, мы имеем скучноватое и небесполезное зрелище. К тому же довольно комическое (хоть и писал Набоков элегантно, что «птичка русского юмора легко насыщается самыми бедными крошками», крошки тут бывают препотешные). К тому же довольно драматическое — если, конечно, не следить за похождениями героев, в которых драмы как раз немного, а оглядеть картину целиком, отстраненно. «Дом-2» обвиняют в том, что молодые люди, населяющие его, чаще всего пустоваты и глуповаты, — и это правда.

По большей части это бедные дети из маленьких городов, вытолкнутые из родительских квартир жаждой «прожить более интересную жизнь»; не знающие, где и как им укорениться, куда приткнуться. Одна девушка печально сказала в эфире: «Россия такая большая, а жить негде!» Это бездомные дети, отчаянно ценящие свой единственный, коллективный, стеклянный дом. Любовь они, конечно, никакую не строят, у них на это чаще всего просто душевных сил не остается — они пытаются построить свою жизнь. И как бы нечестно они себя ни вели, как бы ни играли, уверенные, что этого никто не замечает, как бы ни жульничали режиссеры, распределяя интриги и навязывая детишкам некие роли, — передача все равно получается оглушительно честной.

За то я ее и люблю. За то и жалею.
Страницы:

Ссылки

КомментарииВсего:6

  • ovtza· 2009-08-03 23:17:16
    ну... э-э... по моему все намного проще: эффект подглядывания с приговорами: Гляди, гляди, мужики бабу бьют!
    Ну, такое народное зрелище - типа бородатой женщины.
    Оч. люблю Пищикову, потому и прочитала, но так как давно не смотрю ТВ, то мне безразлично - есть там Дом2 или нету его.
  • mrbspb· 2009-08-03 23:40:39
    смело, однако, признаваться в любви дому-2.
    это все равно что признаться, что нет-нет да похаживаешь на порно сайты. а что плохого? почему нет, это ведь тоже своего рода "важный материал для обдумывания и сопоставления...расширение житейского опыта".

    ничего более мерзкого на тв сегодня нет, даже спорить не хочется, лень повторять очевидные вещи. а после "девственности" манского так вообще закрадываются сомнения, люди ли вообще делают эту передачу? нет, не люди, скорее хитрые зверьки, которым плевать на дом-2 персонажей, аудиторию и на страну в целом.
    наконец-то их хоть как-то отрезвили. пусть радуются что не посадили...а ведь стоило бы.
  • beat_krasnoperiy· 2009-08-04 00:57:19
    да, конечно, забавная штука. но к сожалению это мало что решит. пока дело не дойдет до силового захвата, с введением боевой техники, высадки боевиков аль каиды и расстрела участников (а иже с ними всей съемочной группы и главных мозгов проекта) в подсобных помещения, туалетах, атак ковриков убийц, майонезов, прокладок, таблеток, мазей, воплей уборщиц, недостроенные дома, квартиры....

    я все равно с тихой улыбкой буду это дерьмо смотреть, потому что телевизор как неоикона 21 века была и есть. и этот отсчет прожитым дням оставляет память моим поступкам событиям моей жизни.... для кого-то связующим звяном с личной жизнью и страной остается ГКЧП, запуск станции МИР или пресловутый ДОМ2...
  • Matilda· 2009-08-04 12:41:08
    ИМХО: все проще, грубее, зримее...

    1. Люди никогда не устанут смотреть на пожар, чужое уродство и чужое унижение - страх и пребывание на безопасном (чужом) краю всегда будоражат кровь в дозволенных рамках (Фрейд не к ночи будет помянут)...

    2. Повышенное внимание (вникание) к чужим проблемам - отличный способ не заниматься своими.

    3. Повышенное внимание к чужой жизни - признак отсутствия движухи (интересного, настоящего) в собственной. Это как вот убрать все внешнее: чужие письма, чужие скандалы, чужие события, чужие поступки, остаться наедине с собой... Многое ли останется? Многие ли готовы остаться наедине с пустотой?

    Думается, что именно так банально... На уровне низменных инстинктов. Не более того.
  • Takshaka· 2009-08-05 12:00:24
    Дом-2 не смотрю. И не люблю.
    Но все равно не могу понять, почему не дали этому телепроекту закрыться естесственным путем, от падения интереса публики - пусть бы его смотрели еще хоть лет 10, все равно рано или поздно надоест. Но у нас все решается только политическим путем - одного показательно посадили, других показательно запретили. Что дальше? Back in the USSR?
  • Strait· 2012-02-02 00:42:40
    Классная и дельная статья, как практически все у Е. Пищиковой. И очень нестандартное мнение о Доме-2, объясняющее странный на первый взгляд интерес к нему самой Евгении, для признания в котором действительно надо иметь смелость. А последний абзац особенно хорошо объясняет смысл передачи. Четко и грустно. И сразу ясны причинно-следственные связи, по которым закрывать проект бессмысленно. Только жаль одно не отмечено - идея передачи принадлежит В. Комиссарову, а не К. Собчак, так что с кого спроса должно быть больше.
Все новости ›