АНДРЕЙ ЛОШАК провел 4 декабря на избирательном участке в подмосковном селе
Поздним вечером 4 декабря, выйдя на крыльцо бывшего ДК деревни Нижнее Мячково, я поскользнулся и с разлету упал в ледяную лужу. Куривший рядом жирный гаишник даже не посмотрел в мою сторону, а вот селянин, кативший мимоЧитать!
В Нижнем Мячкове я оказался совершенно случайно. Хотелось попасть на какой-нибудь сельский участок в Московской области, поближе к простому народу, в «Гражданине наблюдателе» сказали, что областью не занимаются, но к ним обращался недавно за консультацией некий Александр из Раменского района. Я позвонил Александру, и он мне понравился. Бывший аналитик рынка недвижимости из Москвы в разгар кризиса купил дом в деревне Титово (полкилометра от Н. Мячково) и теперь хочет попробовать на этом отдельно взятом клочке земли сделать жизнь лучше. «Я решил действовать локально. В масштабах страны мой писк никто не услышит, в масштабе района это уже реальнее». Александр начал с того, что создал сайт «Титово онлайн». Типичная статья на этом сайте называется так: «Уточняются границы участка дома номер 75», впрочем, встречаются здесь и материалы с критикой решений местной власти. «Самосознание селян находится на примитивном, как сказал бы Ленин, мелкобуржуазном уровне. Им на все, кроме собственной хаты, наплевать. Они пробуждаются, только если у них попытаться оттяпать пару соток земли, — вот тогда встают с вилами. Важность общественных институтов им непонятна».
К выборам Александр подготовился основательно. Проштудировал кучу брошюр, в том числе от КПРФ, от которой получил направление. Обвесился фототехникой и явился к 7:30 на участок. Мы договорились, что я приеду к 11 утра и ненадолго сменю его, чтобы он успел съездить к больной матери. Но так получилось, что он уехал раньше, а я приехал позже — в общем, часа два на избирательном участке не было независимых наблюдателей. И об этом мы потом, конечно, горько пожалели.
Когда я появился на участке, там было полное благолепие. Бывший ДК, а ныне офис начальника участка ЖЭУ (а также ее собственность) был украшен воздушными шариками и плакатами, из динамиков разносилось озорное «Хороши в саду весной цветочки, еще лучше девушки весной». Внутри сидели унылые наблюдательницы от «Единой России» и КПРФ — всем, как выяснилось потом, платили за это деньги: 1000 рублей. Все, как один, бюджетницы: библиотека, водоканал, почта... Над их безвольными фигурами реактивным истребителем носилась начальница ЖЭУ, крашеная блондинка с воинственным бюстом — в прошлом она всегда возглавляла избирательные комиссии, однако в этом году ей помешал статус депутата сельсовета от «Единой России». Председателем УИКа назначили замглавы сельской администрации — молодого человека с внешностью комсомольского активиста. Но начальница ЖЭУ продолжала какую-то невероятно кипучую деятельность: обзванивала односельчан, выходила встречать, провожать, что-то кому-то объясняла, шушукалась с председателем комиссии и так далее. Потом мы догадались, что миссия организовать единороссам большинство была, по-видимому, возложена именно на нее.
Вскоре вернулся Александр — он оказался симпатичным невысоким человеком, похожим на американского актера Пола Джаматти. Ничего интересного на участке упорно не происходило. Никаких каруселей, никаких левых вбросов. При этом ощущение того, что нас где-то надувают, не исчезало. Время от времени женщина из водоканала звала нас на кухню поесть — мы ходили по очереди, чтобы не упускать из виду урну. Кормили прекрасно: картошечка, молочко, курочка, салатики — все домашнее и вкусное. Хотите чаек? Или что покрепче? Был и коньячок для согрева. «Мы же деревенские, пока не напоим, не накормим, не отпустим», — приговаривал «водоканал».
Обстановка на участке была депрессивно советской. Бабули и дедули спрашивали, за кого голосовать, и без подсказок «угадывали» — за Путина. Я решил провести эксит-полл: если вы не хотите потерять остатки веры в людей, никогда этого не делайте. Абсолютное большинство людей по-прежнему голосует так, как надо. И не потому, что они всем довольны, а потому, что им пофиг. Их лица ничего не выражают, они быстро сбегают со ступенек и стараются поскорее убежать или спрятаться в машину, потому что сказать им нечего. Голосовать они пришли не для волеизъявления, а потому что наверху приказали. И это самая массовая и, наверно, страшная категория людей: ведомых. Такие пустые лица я встречал только в телецентре среди зрителей программы «Пусть говорят» — они вечно толпятся там при входе, а потом, отталкивая друг друга, выдирают из рук администратора вожделенные 300 рублей за то, что просидели три часа с безучастным видом. И всегда жутко, оторвавшись от революционного фейсбука, вдруг понять, что это, сынок, и есть твоя родина и твой народ.
На втором месте — с большим отрывом — шла ненамного более привлекательная категория избирателей: сталинисты, голосовавшие за КПРФ. Но я и им радовался, потому что в их глазах блестел хотя бы огонек злобы. Молодежи было мало. Качки и девки голосовали за «Единую Россию», гопники — за ЛДПР. Изредка подъезжали люди на дорогих автомобилях — жители нескольких коттеджных поселков, которых местные за глаза называют «олигархами». Они, надо признать, демонстрировали бóльшую сознательность — чем дороже машина, тем цивилизованнее выбор. Молодая женщина на «Порш-Кайен» — самом дорогом из увиденных здесь мной автомобилей — была единственной, кто проголосовал за «Яблоко». Начальница ЖЭУ пару раз заговаривала со мной, высказывая довольно крамольные мысли по поводу того, что она никому не верит, особенно этой власти, и свой бюллетень испортила, как и ее сын. Довольно неожиданные откровения от депутата «Единой России», впрочем, не удивлюсь, если вполне искренние. У людей этого рода — энергичных карьеристов — подличанье прекрасно сочетается с вполне трезвым взглядом на вещи.
Конфликт до подсчета голосов случился один: за час до закрытия участка председатель с тетками начали считать бюллетени и сверять их со списками. Эта же напряженная работа с непонятными переговорами продолжалась еще более часа после закрытия участка. Только потом мы уже поняли, что в этот момент происходила фальсификация списков. Членам комиссии нужно было каким-то образом приписать к спискам вброшенные бюллетени. И тут на Александра, который пытался сделать снимок каких-то бумаг, секретарь вдруг злобно заорала: «Мужчина! Займите положенное положение! Не то мы вас удалим!»
Именно после этого крика я вышел на улицу покурить, поскользнулся и грохнулся в лужу. К моменту вскрытия урны мне удалось кое-как отмыть грязь с одежды, но настроение было по-прежнему дерьмовое. Оно стало еще гаже, когда содержимое урны вытряхнули на стол и в глаза сразу бросились сложенные вдвое пачки одинаково заполненных бюллетеней с галочкой напротив шестого пункта. В Подмосковье это было особенно очевидно, потому что помимо выборов в Думу там голосовали еще за каких-то муниципальных депутатов и люди бросали в урну одновременно три разных бюллетеня. И тут вдруг мы видим пачки одинаковых думских бюллетеней, сложенных вместе. Саша схватил одну такую пачку и при мне пересчитал — 12 бюллетеней, все галочки поставлены одной рукой и, разумеется, за «Единую Россию». Председатель дико раскричался, запретив нам дотрагиваться до бумаг. Саша спрашивает его: как так может быть? Председатель несет какую-то чушь про то, что люди приходят и голосуют семьями. Он краснеет, и не надо быть слишком прозорливым наблюдателем, чтобы понять, что он врет. Пока члены комиссии быстро-быстро раскладывают бюллетени, Саша обнаруживает еще несколько таких пачек — какие-то он успевает сфотографировать. Сколько бюллетеней было вброшено так, что листы в урне рассыпались (говорят, этому специально учат), оставалось только догадываться. Все это было отвратительно. Тетки, пряча глаза, насчитали «Единой России» 273 голоса — 53%. У ближайшего конкурента, КПРФ, — 76 голосов. Потом мы со стыдом узнали, что это был лучший показатель по району (тоже мне горе-наблюдатели). На душе было гадливое чувство, как от игры с наперсточниками. Тебя только что в открытую с улыбочкой поимели, при этом доказать ты ничего не можешь. Эксит-полл убедил меня в том, что и без всякого мухлежа единороссы набрали бы больше всех, ну пусть не в четыре раза, а в два. Но жульническая природа этой власти не может позволить ей не мухлевать.
Впрочем, насчет ПЖиВ никто никаких иллюзий не испытывал. Гораздо болезненнее было разочарование в рядовых избирателях. Я до сих пор как-то умудрялся в них верить. И вот после дня, проведенного в Нижнем Мячкове, выходило, что люди ничем не лучше и не чище той власти, которую имеют (точнее, которая их имеет). Эта давно уже очевидная большинству мысль всегда мне представлялась какой-то богопротивной. Но эти выборы не оставляли надежд. Физиономии бюджетных теток, заботливо накладывающих еду, а через несколько часов злобно шипящих на фотоаппарат Саши, вдруг представились мне каким-то брейгелевским кошмаром. Это была чуждая и даже враждебная биомасса, с которой у меня не было ничего общего, кроме языка. Многие русские западники задавались вопросом: как свойственное простым людям радушие может сочетаться с рабской психологией и жестоким равнодушием? Владимир Буковский в своих воспоминаниях пишет о миролюбивом надзирателе Дойникове на зоне для политзэков: «Удивительно, как это все примиряется в русском человеке. Я редко встречал садистов в должности надзирателей, даже злых по характеру людей среди них, в сущности, тоже немного. Обычно же это простые русские мужики, сбежавшие в город из колхоза. Но вот прикажут такому Дойникову нас расстрелять – и расстреляет. Он, конечно, постарается, чтобы его по бестолковости на такое дело не послали. Он и нас постарается как-то ублажить, чтобы мы на него за это не очень обижались. Но ведь расстреляет!»
«Но был один, который не стрелял...» Точнее, одна. Наталья была наблюдательницей, кажется, от КПРФ, хотя, возможно, и от «Единой России». Это не важно, потому что к самим партиям эти люди не имели никакого отношения. Сидела так же безучастно, как «водоканал» с «библиотекой», изображая соблюдение требований закона. Я ее впервые заметил, когда она мне принесла щетку, чтобы помочь очистить пальто от грязи. И вот я опять выхожу на злополучное крыльцо, чтобы покурить. Она проскальзывает за мной и быстро говорит: «Пока Александра и вас не было, начальница ЖЭУ несколько раз подходила к урне с толстыми пачками бюллетеней, потом привела каких-то людей, которых пыталась прикрыть от нас спиной. Но у одного из них была слишком большая пачка, и она застряла. Они вдвоем ее пытались туда запихнуть. Тут я не выдержала и сказала им о том, что они нарушают закон. Ну, они на меня зашикали: "Ты в Нижнем Мячкове живешь? Да? Ну вот и живи себе дальше". Я их угрозу поняла. Вот и сидела до вечера молча. А сейчас решила, что надо вам сказать, потому что если все будут молчать, то как же мы что-то изменим?»
Спасибо вам, Наташа! Вы даже не представляете, как помогли лично мне той скверной ночью. Я не про жалобы в ЦИК — ими занимается Александр. И не про испачканное пальто — оно отмылось. Я про гораздо большее. «Библиотека» с «водоканалом» — это люди-водоросли, которые колышутся в том направлении, куда течение сильнее. Скажут соврать — они соврут, расстрелять — боюсь, расстреляют. Личностями они себя осознают только тогда, когда к их собственному дому подкатывает бульдозер. Но если в каждом селе будут свои Натальи и Александры, поднимающие голоса не только за собственную задницу, но и против любой несправедливости, то их в конце концов услышат. Просто хотя бы потому, что все остальные в этот момент молчат. Ведь неслучайно говорят: за одного битого десять небитых дают. В конце концов и люди-водоросли поймут, что сила — не там, где мухлюют. И общество заколышется в направлении к правде.
КомментарииВсего:57
Комментарии
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451733
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343364
- 3. Норильск. Май 1268596
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822111
- 6. Не может прожить без ирисок 782250
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758772
- 8. Коблы и малолетки 740873
- 9. Затворник. Но пятипалый 471277
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403081
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370476
- 12. ЖП и крепостное право 366852
Да, прекрасная статья.
Андрей, Вы уверены, что не поспешили со своими выводами относительно «водорослей», «рабской психологии», «жестокого равнодушия» и прочего? Вы уверены, что нескольких часов, проведенных в деревне БЛИЗ МОСКВЫ, достаточно, чтобы делать настолько далеко идущие выводы? Или Вас так ужаснул испачканный грязью Stone island, что теперь появилось желание «в ответ» измазать грязью все вокруг?
Вы хотя бы ради интереса узнали, чем живут эти люди? Чего они хотят? Вы имеете хотя бы приблизительное представление о том, как это – жить в небольшом городе, в деревне? Уверен, что нет никакого представления вовсе. Так откуда же эта брезгливость? Какое моральное право Вы имеете судить об этих людях? В Вашей статье о московских таджиках и то больше любви к человеку, чем в этом случае!
Кто вообще вспоминал о деревне на протяжении 90-х и до сегодняшнего дня? Люди давно научились жить самостоятельно, собственным хозяйством. И при этом еще город кормить. Им важно только одно – чтобы не мешали. ЕдРо не мешает. За коммунистов не проголосуют, ибо один раз уже помешали. А теперь скажите-ка, Андрей, за кого еще они могут проголосовать? Все остальные партии были созданы в Москве и москвичами – такими же, как Вы, Андрей, не имеющими абсолютно никакого представления о России за пределами МКАДа.
Вы говорите о «рабской психологии»? Да они посвободнее будут нас с Вами. Хотя бы потому, что наши с Вами проблемы для них выеденного яйца не стоят. Хотя бы потому, что они при _любых_ условиях способны прокормить себя собственным трудом. И Вас они кормят, Андрей, между прочим. Вспомнили бы о диалектике господина-раба, хотя куда уж журфаку такое вспомнить...
И учитывая это, я перестаю видеть какую бы то ни было разницу между Вами, и гопотой на Манежной, восставшей против тех, кто для них строит и кто за ними убирает – против тех, не будь которых, город утонул бы в собственных нечистотах!
Мой Вам совет, возьмите свои слова обратно. А то совестно как-то, что ли…
А наши беды вам и не снились.
Наши думы вам не икнулись.
Вы б наверняка подавились.
А мы - да ничего, облизнулись!
(с) Башлачев
В центральной России, по крайней мере, все именно так.
Семечки, цветочки, самогон, шапки-ушанки, медведи, водоросли - кто больше, блин?
Самим не смешно?
interRaptor, Правильно! Это как злоба к рядовым, затюканным учительницам, которые покрывали вбросы. В начале людей игнорировали, не замечали, как их 20 лет доводили до скотского состояния: а после неожиданно в их жизнь влезают и давай претензии предъявлять, чего не так себя ведете
Патерналистский у Вас взгляд, будто 19 век на дворе, чесслово :)
Прошу заметить, так как подобный взгляд полностью вписывается в существующую и ныне систему общественных отношений, которую можно обозначить как "взрослый - ребёнок", то он не продуктивен. С такими видением ситуации Вы, и вам подобные, не измените ничего, никогда. Ибо - плоть от плоти системы этой, её часть.
Вот тут соглашаются с Вами, мол "людей игнорировали, не замечали, ... доводили до скотского состояния", Вы пишете, что о них не вспоминали. Будто речь о детях.
Вы думаете, "люди давно научились жить самостоятельно, собственным хозяйством"? Это самостоятельность домашнего хомячка в его аквариуме. Являясь частью системы, нельзя быть от неё свободным.
Можно только постараться быть не "хомячком".
Но, этому нельзя научить, проявляя заботу, думая о "несчастных", "затюканных". Фактически, думая ЗА них. Людям, привыкшим к тому, что за них кто-то думает-решает, как вне пределов их маленького огорода должна жить большая страна, этим людям не нужна ни свобода, ни самостоятельность (вне пределов своего огорода-аквариума).
Поэтому - патернализм интеллигенции только потворствует существующему положению вещей.
Люди осознают, со временем, что их аквариум не автономен, что всё в мире взаимосвязано, что большие трудности их маленькой жизни - просто аберрация близости, ведь горизонт ограничен аквариумом, что их беспомощность - от той же ограниченности, добровольной роли домашнего питомца.
Они поймут, что когда о тебе думают - ЗА ТЕБЯ думают.
Поймут они это без Вашей заботы и без Ваших стараний, сами, набив себе шишек.
А те из них, что не поймут, вновь будут пассивными участниками ситуаций, формируемых теми, что поняли.
К тому же, именно сейчас это актуально: последние полгода именно самодисплинируемые и конформные учителя проводят больше всех трудовых протестов (реформа перевода на Новую Систему Оплаты Труда идет по ним катком). С другой, через полгода будет лето 2012 г, на которую отодвинули ввод в действие ФЗ 83, который, де факто, приватизирует и все образование. Что ударит уже по всем родителям.
Я же думаю, что самостоятельность эта мнимая, фиктивная, чувство такой самостоятельности обусловлено конформистской скромностью потребностей, на данный момент(!) вполне удовлетворяемых в разрешенных границах. И что интересы их никто, кроме них, отстаивать и не может, и что упреки в непонимании этих интересов есть проявление вредного патернализма.
Можно, естественно, пытаться "раскрыть им глаза", но только, если они сами позволят вам это сделать, если у них появится чувство, что они - не видят.
В общем, пока сами шишек не набьют...
Вот и Ваши слова - тому подтверждение: "последние полгода именно ... учителя проводят больше всех трудовых протестов". А почему? А потому, что "реформа перевода на Новую Систему Оплаты Труда идет по ним катком".
Не спешите приписывать мне "интеллигентский пафос", тем более "типичнейший" :)
Конечно, чаще всего мне приходится смотреть с этой точки зрения. Но это не значит, что я не в силах посмотреть и с другой стороны: работал в деревне, и не только сельским учителем, но и в производстве; жил в малых городах, и подолгу; много поездил по стране.
Да и критика Ваша бьет мимо цели. Ведь Вы говорите о том, _как должно быть_ (странным образом при этом утверждая, что именно я думаю ЗА людей), я же всего-лишь рассказываю о том, как есть на самом деле.
Вот ведь Вы и сами не можете ответить, за кого этим людям голосовать. Действительно, у Вас, жителя города, есть много замечательных «бирюлек» - яблоки там, правые дела, лдпр, вон, зажигает. Кто из них о селе вспомнит? Кроме едра, к которому и относится все начальство. Раньше была Аграрная партия России, я за нее голосовал, кстати. Где она сейчас?
Вы в курсе, что Россия всегда была и остается аграрной страной?
Люди не думают, говорите? Вы просто не понимаете логики их поступков. При таких рисках в сфере сельского хозяйства вся система требует только одного – стабильности. И многие люди голосуют за сохранение status quo, так как понимают, что если придет кто-то другой, вполне может быть только хуже.
Вы говорите: «чувство такой самостоятельности обусловлено конформистской скромностью потребностей». А кто Вам сказал, что скромность потребностей – это так уж плохо? Неужели Вы хотите сказать, что городской житель с его раздутыми потребностями в целом всегда лучше любого другого, предпочитающего эти свои потребности ограничивать?
Скорее, наоборот: чем больше потребностей у человека, тем больше ему надо и тем больше он зависит от своих потребностей, тем менее он свободен. Да, это древнее и банальное рассуждение, но оно как нельзя более актуально - просто посмотрите на этих придурков, желающих захватить Уолл-стрит. За что борются эти горожане? По сути, только за то, чтобы, как минимум, сохранить имеющийся уровень жизни. И только.
И вопрошаете: "Кто из них(партий) о селе вспомнит? ", "за кого ... они могут проголосовать?", "Где она(Аграрная партия) сейчас?", пишете, что "все остальные партии были созданы в Москве и москвичами", и что они не понимают селян. На это я Вам отвечаю, что так не бывает, чтобы одна страта общества заботилась о другой. Только сами.
Вы объясняете, почему голосуют за едро, я пытаюсь объяснить, почему такой выбор - следствие не трезвого взгляда, а близорукости.
Тут нужно уточнить, я ж не утверждаю, что проголосуй они сейчас как-то иначе - всё наладится. И вовсе не критикую их, а описываю состояние, что ли. Говорю о том, что это плохой выбор, хоть и неизбежный. Они же не самодостаточны, они только часть системы, и недальновидно концентрировать внимание только на близком.
Простите уж за банальность, но едро ведь не партия, а просто совокупность пассивных чиновников, ожиревших, питающихся взятками, не желающих выполнять своих обязанностей, плюс олигархия, в угоду которой эти самые чиновники, как тут уже писали "доводили до скотского состояния" и, таки, довели медицину, образование, науку и, даже, производстава, не способные дать быстрой прибыли. И стабильность эта Путинская - всего лишь медленное разложение, планирование обломков фюзеляжа в потоке нефтяного ветра. И вот за этот "status quo" люди голосуют.
Критиковал же я не конкретно Ваш рассказ _о том, как есть на самом деле_, а патерналистское мышление, в котором непременно должна быть подходящая партия, уже кем-то заботливо созданная. Так думают селяне (и я имею опыт сельской жизни), и так думает интеллигенция, в подобной заботе находящая себе оправдание.
И о скромных потребностях - они не плохи и не хороши, но их незначительность позволяет легко и долго оставаться удовлетворенными в очень узких рамках разрешенного. Что упрощает работу чиновникам, и развращает их.
Приехал человек в пальто (!) в деревню.
Конфликт задан. Я - они.
Кто это они? "... это, сынок, и есть твоя родина и твой народ". Так вот он какой этот "народ" - лишенный не только лиц и имен.
А что общего у человека в пальто с этим "народом"? А ему (человеку) захотелось этнографически поисследовать, чисто посмотреть на это...
Не случайно есть лишь два имени в статье. Остальные персонажи (даже те, что поили-кормили) - безымянны. Такие статисты в пьесе, где главный герой - ОН, человек в пальто.
Это противостояние героя и "народа" подчеркивает тема грязи. Они - грязные, он - чистый (разумеется, как иначе). И не он падает в грязь, а она (грязь) находит, притягивает, засасывает героя. Мастерская метафора.
Белый ангел (московский (!) журналист (!!!) спустился с небес на грешную землю, а его белоснежные крылья захватали руками.
Неправильный народ делает неправильный выбор. И неправильно себя ведет.
А журналист - он очень правильный, все знает правильно, статью правильную пишет. Русских фашистов-националистов-экстремистов правильно ругает. А как иначе?
В пальто ходит...
А хвалят его как! Пишите еще, здорово, еще, еще...
И ведь не тени сомнения.
А пишет о том, кого не то, что не знает, но и знать не желает. Не видит, не слышит, не именует.
О нас.
Тетка из ЖЭУ это самая что ни на есть Катя как её там, которая новости на Первом читает...тоже из соображений чисто практических - что прикажут! Как это понимать? Механизм самосохранения такой?
Недавно услышала мнение психолога - нашей бывшей соотечественницы- что национальная черта американцев - справедливость, а русских - хитрость. На секунду меня захлестнула волна возмущения, но очень скоро стало ясно, что это самая что ни на есть правда. Эта статья - тому очередное подтверждение.
Прямо - Агния Барто.
С одной стороны, Вы говорите:
1) «Они же не самодостаточны, они только часть системы, и недальновидно концентрировать внимание только на близком.»
С другой стороны:
2) «На это я Вам отвечаю, что так не бывает, чтобы одна страта общества заботилась о другой. Только сами.» И одновременно обвиняете меня в «патернализме» - мол, не беспокойтесь о тех, которые должны беспокоиться о себе сами («Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», «Падающего – подтолкни» и проч.)
Иными словами, меня Вы призываете «концентрировать свое внимание только на близком», а их Вы за то же самое ругаете, называя недальновидными :)
Какой-такой «дальновидности» Вы ждете от людей, объясните. Политической? Экономической? Пробуждения классового самосознания, наконец? Но даже в советское время это самое «самосознание» необходимо было не только пробуждать, но и постоянно поддерживать в состоянии бодрствования. Может быть, тоже хотите поехать, поагитировать? Нет, Вы же против «патернализма» :)
А я вот попробовал как-то – решил загрузить мужика как раз всеми этими Вашими проблемами – и про здравоохранение говорил, и про образование, и про науку, и о производстве ему рассказывал. А мужик непростой – это сейчас он скромным электриком работает (хотя и получает больше среднестатистического москвича), а раньше и фермером был, и председателем сельсовета, и село благодаря, в первую очередь, его усилиям практически из пепла возродилось. Так вот рассказываю я ему рассказываю… как идиот… А он мне и говорит, мол, ты знаешь, я вижу только одно, что за последние 5-7 лет нам стало жить как-то посвободнее и получше - и нам, и другим селам и деревням в округе: и хозяйство понемногу начало возрождаться, и люди без работы не сидят.
Не знаю, за кого он голосовал, но не удивлюсь, если за ЕдРо. А теперь представьте, что в России по-прежнему около трети населения живет в сельской местности.
И в любом случае вот эти все эпитеты, которыми Андрей их всех вместе взятых наградил, - они несправедливы. Нельзя так говорить о людях, которых совсем не знаешь. Думаю, хотя бы в этом Вы со мной согласитесь.
Ну, раз так психолог сказала (в Америке живет!), значит, так оно и есть.
Протесты в РФ, следовательно, из-за хитрости. Ну, слава Богу, объяснили.
А еще американские психологи говорят, что русские - рабы.
А американцы - свободны.
Это так?
Спасибо , Дмитрий! Вы сделали главное - теперь мы не "предполагаем" - а точно знаем , что власть нелигитимна. И знание это - не "пичалька" - это бомба. И шнур уже подожжён.
Не забудем - не простим!
Отличие от патерналистской заботы здесь в том, что делается это не абстрактного общего блага для, а шкурных интересов ради. И, в таком случае, всё получается без перекосов.
Ведь что происходит при патерналистских отношениях? К примеру, в Японии, с одной стороны - возможность пожизненного найма, с другой - работа сверх нормы - норма. Компания по-отечески заботится о сотрудниках, те благодарно отдаются копмании, полностью. И как результат - излишняя невротизация общества, стрессы, депрессии, суицид.
Или, вот, в России, с одной стороны - "простые" люди, почти как дети, с другой - так скажем, интеллектуалы, со своими, оторванными от реальности перестройками, программами "500 дней", партиями, созданными "сверху", такой же, "сверху", демократией. Но ведь, депутата нужно не просто избрать, а ещё и проконтролировать. А как ребенок может что-то проконтролировать?
Но, насколько я понимаю, самосознание нельзя пробудить извне, оно появляется только само, через "набивание шишек", столкновение с внешним миром. Поэтому, имхо, на печальный и долгий процесс становления гражданского общества повлиять никак нельзя, ну, разве только - стараться обеспечить свободный доступ к информации, знаниям.
http://unsorted.me/viewtopic.php?t=273952
2 Yky___Yky: Самосознание никогда не разворачивается само из себя. Если ребенка выращивают волки, то вырастет Маугли, и не будет у него самосознания. Так что самосознание надо воспитывать. И без патернализма тут действительно не обойтись.
Другое дело, что и патернализма нет уже никакого практически. Современные демократические системы по своей сути матриархальны...
2. Не деревня среднероссийская, а участок среднероссийский - там есть и старые частные дома и коттеджи и многоэтажка и сельхозка, и бюджетка, и промышленность какая-никакая, как раз такая Россия в миниатюре...
3. я много чего видел - почти пол России - www.fstore.ru
4. Потому и 50%, а не 35%, что было нечисто
5. В среднем по россии как раз 50% за ЕР, как раз потому, что также в среднем и нечисто, где больше, как в Чечне, а где меньше как в области
http://titovo-online.ru/foto-2/vy-bory-2011/
Когда мы создаем для кого-то политическую партию, учитывающую его интересы, мы, тем самым, не предоставляем ему условий для формирования самосознания. Не усложняем его взаимодействие с внешним миром, наоборот, упрощаем. Не предоставляем ему самостоятельность, наоборот - лишаем его необходимости её проявлять. Это и есть патерналистская забота, создание тепличчных условий для растений. И уж точно - не воспитание. Кстати, это самое воспитание может способствовать формированию самосознания лишь в той степени, в которой обеспечивает вышеозначенные условия. И тогда это не патернализм, так как предоставляя самостоятельность, мы ограничиваем свою заботу, то бишь, контроль.
И деревня в 20 км от Москвы - такая же "типичная" для России деревня, как и собственно Москва – «типичный» российский город. В такой деревне чаще всего уже мало кто занимается всерьез сельским хозяйством, земля на 90% скуплена теми же москвичами, соответственно, коренных жителей единицы, поэтому и возможны любые махинации в процессе выборов.
Yky___Yky, мы уходим слишком далеко в обобщения и абстрактные рассуждения. Между разными городами и разными деревнями России больше различий, чем сходств – нельзя их всех причесывать под одну гребенку. А когда я прочитал эту статью, то первое, что пришло мне в голову – ведь вот и из Кремля открывается примерно такая же перспектива на жизнь за МКАДом, какой ее представил данный журналист. Развесистая клюква, да и только. Именно об этом я и хотел сказать.
Вот и Вы продолжаете повторять какие-то мантры о том, что у людей должно неким образом появиться самосознание… и все будет хорошо, и можно о них благополучно забыть. А о том, что сельское хозяйство в России при всех его рисках просто не может обходиться без государственной поддержки и регулирования, Вы не можете не знать. То же с малым предпринимательством – о нем нельзя просто «забыть», сказав, что они должны сами решать свои проблемы. То же с образованием, с наукой и т.п. Хороший, кстати, пример с наукой. Люди, занимающиеся фундаментальной наукой, практически на 100% зависимы от государства. И если им не создают соответствующих условий, то даже если все они объединятся и что-то там попытаются сказать, то будут представлять настолько ничтожное меньшинство, что никто на них даже не взглянет. И если государству это не надо, то тут уже ничего не сделаешь. Поэтому одни сваливают, другие – патриоты – спиваются.
А у этих людей дети и семьи, которые надо кормить. Как вырваться человеку из этого тихого провинциального произвола?
цитата: "такие мемы, как "коллективная ответственность - это нормально и правильно" и "нельзя выносить сор из избы, т.к. нельзя подводить коллег" гораздо вреднее для страны, чем все мифические "руки запада" вместе взятые."
У меня знакомая участвовала на прошлых выборах, и весь этот обман знает изнутри, после этого она отказалась участвовать в этой избирательной комиссии. Совесть просто дороже денег. Но большинство живет в страхе, тоталитарные, вождистские установки живут в каждом россиянине, столько лет вождизма и все это продолжается, левые просто не могут без вождизма и поклонения человеку.
И после этого этот седовласый, бородатый(бородатые всегда внушали уважение, как честные люди), но этот ЛЖЕЦ с седой бородой говорит о честных выборах, как в нашей левой тоталитарной стране могут быть честные выборы, когда народ живет в страхе. Да плюнул бы на эти выборы и сказал честно все как есть, вот тогда зауважали бы его люди, как ЧЕСТНОГО человека, и ушел бы на пенсию со спокойной совестью, я в шоке.
В больших городах страх еще не таков, есть варианты лишившись этой работы найти другую, поэтому варианты есть, а в поселках и городках - остаться без средств к существованию - это проблема...Что лучше для России власть кнута(левая) или власть потребления(правая)? Я думаю все это ведет к какому то рабству..
А о статье Лошака:
//АНДРЕЙ ЛОШАК провел 4 декабря на избирательном участке в подмосковном селе//
- Статья такая же, как её оформление: Лошак пишет о Подмосковье, а на фотографиях - Подмосковья нет). И так же с текстами - пишет об одном, а в голове ЗАКАЗ - обязательно привезти побольше блох о русских селеньях)))
Но судя по фотографиям - российский народ в глубинке очень неплохо живёт: стоят свеженькие дома, всё ухожено, обновлены интерьеры и природа - нет слов как красива!
//Время от времени женщина из водоканала звала нас на кухню поесть — мы ходили по очереди, чтобы не упускать из виду урну. Кормили прекрасно: картошечка, молочко, курочка, салатики — все домашнее и вкусное. Хотите чаек? Или что покрепче? Был и коньячок для согрева. «Мы же деревенские, пока не напоим, не накормим, не отпустим»...//
Вопрос про яства.
Андрей, вы же вегетарианец. А расписываете курочку. Или не отведали, а написали для полноты образа?
Судя по всему, "антимосковски" настроенным читателям просто неприятен столичный журналист[ишка] Лошак с его понтовым пальто, поэтому они готовы прицепиться к любой х*йне, лишь бы дать выход раздражению. Пусть самим будет стыдно.
Этот же господин не знает, и, что самое главное, знать не хочет.
Существенная разница, согласитесь.
Артем, если речь о нравственном уровне, то что же, Вы хотите сказать, что нравственный уровень селянина в среднем ниже нравственного уровня горожанина?
Лошак, в той роли, в какой он выступил в данной статье являет собой не столько неприятное, сколько в высшей степени неуместное и инородное явление :) И явно не в силу своего нравственного и/или интеллектуального превосходства...
Прочитала несколько комментариев, хотелось бы не встать в вашу защиту, а просто сказать- не надо осуждать в неправильности выводов Андрея, а просто встаньте и поезжайте в такую же деревню, а еще лучше в другую область и посмотрите, как там семьи из 6 или 9 человек живут на 3 тысячи рублей и сделайте правильные, СВОИ выводы, только одевайте сапоги резиновые, да повыше, чтобы в грязи не испачкаться, ведь не к каждому подходит "Наталья" и предлагает щетку почистить пальто или тряпку, помыть сапоги, а ведь грязным остаться не очень хорошо...
Удачи вам не Москвичи, не Россияне, а просто люди, да, просто люди!
Андрей, спасибо за статью. Извините меня, хотелось бы поправить, меня зовут не Наталья, а Надежда.