Оцените материал

Просмотров: 11791

О Рублевке и мохеровых беретах

Эдуард Дорожкин · 15/04/2009
Усовскую ветку электрички, мешающую жизни рублевских жителей, все-таки снесут. В очередной раз деньги восторжествуют над неимущими, а государство — над своими гражданами

©  Петр Уманский

О Рублевке и мохеровых беретах
Электричка от Белорусского вокзала до станции Усово по пути делает сладкие остановки — Ромашково, Раздоры, Барвиха, Ильинское — и приходит почти под ворота резиденции Ново-Огарево. Уничтожить ветку пытались еще в советское время, но тогда за нее заступились министры и члены Политбюро: сейчас это кажется невероятным, но их родня с удовольствием пользовалась удобным народным транспортом, прибывающим в самый центр столицы. В 2001 году над веткой снова нависла угроза. О ту пору в чести были либеральные ценности, и был устроен локальный референдум: большинство жителей рублево-успенских поселков и деревень, так называемые «ПМЖ-шники», столь презираемые новым коттеджным населением, высказались против. Целью предполагаемого сноса всегда было не просто уничтожение железнодорожной ветки, а строительство вместо нее дублера Рублевки автомобильной — и в самом деле необходимой, что ж тут говорить.

И вот — новость: в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)», одобренной Минтрансом, на строительство дублера выделено 15 млрд рублей. «Система-Галс» разработала проект, предусматривающий строительство вместо убыточной ветки (заполняемость всего пять процентов) новой современной платной автодороги.

Битва кажется проигранной. Из всех заинтересованных сторон только одна — эти несчастные пять процентов — помнят о том, что был референдум, что его результаты никто вроде бы не отменял и отменить не может. В абсолютном ужасе пребывают жители так называемой «брежневской» линии поселка Новь — она как раз примыкает к полотну железной дороги. «Брежневской» ее назвали по времени прирезки к старому сталинскому поселку: дачи здесь давали высшему руководству страны, но даже их голос, когда-то повелевавший одной шестой частью суши, сейчас воспринимается как жалкий писк ничтожных людишек.

Все разумные предложения о реорганизации ветки отметены. Жители Рублевки, чья психика — я действительно так считаю — совершенно убита ежедневным многочасовым стоянием в пробках, особенно усилившимся после установления двоецарствия в стране, — так вот, самые смелые из них мечтали о том, чтобы на место старой раздолбанной электрички пришли современные вагоны с интернетом, ароматным кофе и круассанами по утрам. Они были готовы платить огромные деньги за удовольствие добраться до Москвы без пробок. Но, как пел Высоцкий, «уж если я чего решил, то выпью обязательно»: какие, к черту, круассаны, если можно по-нашему, по-русски — до основанья, а затем.

Мне часто случается пользоваться услугами убыточной Усовской ветки. Последний раз было особенно здорово. Мы с главным редактором «Мезонина» Натальей Барбье возвращались с невероятно светского обеда — и как раз в Усово оказались в жуткой пробке. Оба спешили: Наташа — в театр, я — в Консерваторию. Мы вышли из машины и буквально перепрыгнули в стоявшую на конечной электричку с тем теплым желтым светом из окон, который есть только у наших подмосковных электропоездов. Мы успели, приехали даже раньше времени. По дороге мы пели. Дело в том, что по субботам-воскресеньям Усовская ветка превращается в настоящий «поезд здоровья». Толпы, буквально толпы людей, у которых нет дач на Рублевке — и не на Рублевке тоже, вообще нет, — садятся утром в электричку на Белорусском вокзале. Выходят в Раздорах, в Барвихе или в Ильинском. И часами гуляют по еще не застроенному «зеленому поясу столицы». В середине дня они совершают привал. Холодная курица, яйца, чай из термоса. Что-то покрепче? О да. В меру. Это такое инженерское выпивание — без фанатизма, для компании, за компанию.

Этим людям в основном к пятидесяти, а многим — и сильно за. У многих, как по другому поводу заметил однажды А.А. Тимофеевский, «жизнь сложилась, но не удалась». Денег в том понимании, в каком это слово имеет хождение на Рублевке, у этих пассажиров никогда не было, нет и не будет. Эта электричка, и этот лес, и эта поляна, и гитара, под которую мы с Натальей дважды исполнили «На Тихорецкую состав отправится», три раза — «Милая моя, солнышко лесное» и четыре — «Море-море, мир бездонный», — очень важная часть их жизни: недаром пропустить субботу-воскресенье считается большим проступком, и за него полагается «штрафная».

Возможно, кому-то эти молодящиеся, как бы спортивные дамы в мохеровых беретах жестоких расцветок, их кавалеры в пузырящихся «трениках» и залатанных свитерках вообще не кажутся достойным внимания человеческим материалом. Инициаторам сноса — точно нет. Однако эти несчастные убыточные пять процентов так же дышат, мечтают, страдают, болеют и выздоравливают, как и те 95, что задыхаются в рублевских пробках и ждут не дождутся, в буквальном смысле слова, когда пройдет последняя электричка. Беда в том, что в России никогда не побеждают пять процентов. История сноса Усовской ветки — слишком затянувшаяся иллюзия на этот счет.

Другие колонки Эдуарда Дорожкина:
Из блатного, 31.03.2009
Россия и ее колени, 26.02.2009
Москва-Вена. Copy-paste, 29.01.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • porohovaya· 2009-04-16 00:49:28
    Я буду очень скучать по этой электричке.
    Даже не так.
    Я не знаю как я до дачи буду добираться теперь.
    До единственной дачи в академпоселке с не глухим забором.

    А ведь я знала, что такое может произойти.
    А ведь я никогда не ездила зайцем, надеялась, что как-то обойдется.
  • Verena· 2009-04-16 13:01:44
    очень хорошая фраза - недостойный внимания человеческий материал... в ней заключено отношение "инициаторов сноса" - всех, кто под этим подразумевается, - к простому населению, к "маленьким людям". Грустно и противно. Еще страшнее осознание бессилия и бесправия нашего.
  • zaks· 2009-04-17 17:15:53
    Постепенно исчезает все, что для меня входит в определение "мое детство". Описать словами усовскую электричку и раздоровские шашлыки-песни-волейбол невозможно. Это надо было просто пережить.
    Печально и очень обидно.
  • vorognarodu· 2009-04-17 22:51:57
    Ага, бля, пять процентов Москвы ездит на злектричках,, а девяносто пять -- на "Меринах"! Пиздец!
    Вы, конечно, извините, но -- Heil Putin! По сравнеию с общей рубкой леса (Грузия, Ичкерия и т.д.) всё это -- весьма мелкие щепки!
  • vargcyborg· 2009-04-22 11:38:54
    Почему же вы решили что «недостойный внимания человеческий материал» проглотит снос железки? Пикеты, митинги, палаточные городки с плакатами «Не дадим снести Усовскую ветку!» и «Буржуй знай своё место!»
    Вы не "осозновайте своё бессилие", а показывайте свою силу!
  • Elisee· 2009-05-04 09:49:42
    Тема хорошо цепляет, Эдуард. Действительно грустно, в попытке отораться от пережитков прошлой эпохи от нас уходит не только наше детство. Всеми силами пытаемся откреститься, доказать, что вся та жизнь это уже не мы, это те самые пять процентов. Это как проект сноса ЦДХ.
  • lyubomir· 2009-05-05 21:01:06
    Скучать по этой электричке тоже, что скучать по трамваю "Аннушке". По-хорошему там нужна прекрасная дорога и автобусное сообщение с круассанами. А вообще то есть в средней полосе России хорошие места не только по Рублевке. Только добираться до них становится с каждым годом все труднее и труднее. К сожалению, на нашем веку ничего хорошего в этом секторе народного хозяйства не предвидится.
  • Polina· 2009-05-13 04:55:40
    Пора ввести вагоны первого класса!!!
    Я лично знаю толпу народу, кто пересядет туда из машин, включая меня (на Киевской, правда, ветке). Куда об этом письма писать? Давайте подписи соберём!
Все новости ›