Оцените материал

Просмотров: 18821

Джордж Буш и пираты: а были ли мальчики?

Вероника Георгиева · 26/11/2008
Страницы:

©  TaraLivesOn

 Слева направо: Тина Фей и Сара Пейлин

Слева направо: Тина Фей и Сара Пейлин

Тина Фей — смешно, Сара Пэйлин — страшно. Выдумка — смешно, реальность — страшно. И для кого-то Микки-Маус — это смешно, а играющий его актер — страшно. Вспоминается история Лонни и Карен Бузер из штата Айдахо, которые украли из сувенирного магазина Диснейленда свинку-копилку, за что и были препровождены охраной в закулисье. Там их маленьким, двух и пяти лет, дочерям была нанесена страшная травма. Дети увидели Микки-Мауса без головы: актер, его играющий, расхаживал с головой мыши под мышкой. Дети были в ужасе от того, что их давно и жестоко обманывали — Микки-Маус оказался не реальным персонажем, а выдумкой, фикцией. Старшей дочери даже пришлось посещать три месяца психотерапевта. Мама с папой в любом случае не растерялись, вероятно решив, раз не удалось спереть копилку, взять деньгами, и... засудили Диснейленд на приличную сумму. Вымысел реальнее правды? Если «разрушать детские иллюзии» официально подсудное дело — то, очевидно, да.

©  Flickr.com, BVSPR

Джордж Буш и пираты: а были ли мальчики?

А как насчет взрослых иллюзий? В общем, именно о них и докладывает нам фильм «W.», камнем (или, скорее, яйцом) преткновения которого является эдипов комплекс Буша-младшего — вопрос, кто круче, яйцо или петух. «Петуха» — Буша Старшего — играет Джеймс Кромвелл (James Cromwell), который внешне сильно напоминает папу Карло. Он постоянно осуждает своего деревянного сына за то, что тот до сорока лет учиться ничему не хочет, в Йельский университет и Гарвард ходить не хочет, букварь пропивает, за Мальвинами ухлестывает. Но после встречи с черепахой Тортиллой, проповедником Ёрлом Хаддом пить и дебоширить Буратино завязывает. И, как натура увлекающаяся (с таким же рвением, какое у него было к виски), перебрасывается на БОГО-рвение, от которого его, «заново родившегося», по-видимому, до конца жизни уже не оторвать. В результате золотой ключик Буш находит, но дверь открывает не ту. Вместо театра, приносящего радость и благоденствие, открывает дверь театра военных действий вкупе со всей уважаемой командой: Карабасом Барабасом, Дуремаром, лисой Алисой и котом Базилио в придачу (Карл Ров, Дик Чейни, Дональд Рамсфелд и Кондолиза Райс). И так же, как в фильме «Плутовство» (Wag the dog), где военный конфликт придумывается для разрешения личных проблем президента, в «W.» политические события нарастают, как заплатки на президентском костюме. И вот уже война в Ираке выглядит вспышкой эдипова комплекса: победить фигуру отца, переплюнув его первую войну в Персидском заливе.

©  Flickr.com, BVSPR

Джордж Буш и пираты: а были ли мальчики?

Стоун в очередной раз обманывает своих зрителей: когда все ждали от него резкостей по отношению к Бушу, главной провокацией его фильма оказалось то, что он непровокационный. Те, кто жаждал крови Буша, будут разочарованы. Это не фильм-казнь, а фильм-размышление; иногда сюрреалистичное, на грани комикса, но из которого становится понятно, как и почему этот человек попал в Белый дом. Единственное, что мучительно непонятно, это что он там делает.

В отличие от Буша, непонятно, откуда они взялись, но зато мы точно знаем, что они там делают. Речь о пиратах сомалийского моря, которые более открытым, но, вполне вероятно, не более наглым способом, чем американский Мистер Президент, зарабатывают себе нефтью на жизнь. «Помни: на пиратском корабле, в пиратских водах, в пиратском мире не задавай вопросов. Верь только тому, что видишь. Нет, верь только половине того, что ты видишь», — наставляет Кровавый Пират (Берт Ланкастер) в одноименном фильме 1952 года (Crimson Pirate). Если честно, даже половине того, что происходит у берегов Сомали, трудно поверить… Мы привыкли обожать литературных и кинематографических пиратов — от героев Стивенсона до «Пиратов Карибского моря» — трилогии, заработавшей в прокате миллиард долларов. Но нам не очень приятно, когда из символических персонажей они превращаются в реальных. Предводитель пиратов из одноименного фильма Спилберга капитан Крюк обвинение во лжи, смеясь, парирует: «Ложь? Я? Никогда. Правда куда веселее». Хммм... Изменится ли наше отношение к выдуманным пиратам после недавних событий? С тем же ли восхищением мы будем смотреть продолжение «Карибского моря»? Думаю, вряд ли что-то изменится. Мы любим пиратов не потому, что они крадут и убивают, но потому, что они — олицетворение свободной натуры, символ художника. Джек Спэрроу прекрасен, конечно, в первую очередь тем, что он — Джонни Депп, но также и тем, что он больше художник, чем пират.

©  Ольга Чернышева / www.olgachernysheva.ru

 Кадр из видеоработы Ольги Чернышевой «Март». 2005

Кадр из видеоработы Ольги Чернышевой «Март». 2005

Еще одна профессия сродни художнику — профессия шпиона. «Любой художник — шпион неизвестной родины», — пишет философ Мераб Мамардашвили. Художница Ольга Чернышева шпион двойной — одной неизвестной и одной известной страны, так как базой для ее творчества служит документальный материал, видеозаписи и фотографии российской реальности.

О недавнем показе видеоработ Ольги Чернышевой в Музее современного искусства в Нью-Йорке и интервью с ней в моем следующем письме...


Последние материалы рубрики:
Что нам Обама? 06.11.2008
Евгений Берштейн. Америка после бала, 06.11.2008
Майя Праматарова. Жижек в Кембридже: «Изнасиловали? Давайте обсудим», 06.11.2008

Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›