Это как с напитком-энерджайзером – в нормальном состоянии это лимонад лимонадом, но после суток за рулем вы по-настоящему ощущаете его силу.
Практикум музыканта на OPENSPACE.RU. Занятие седьмое: доверьтесь случаю. Советуют Александр Пушкин и Брайан Ино
Наконец-то добрались до Брайана Ино с Пушкиным, а за это время как раз и подоспело запоздалое откровение от экстравагантного ливанца, проживающего в Нью-Йорке, футуролога Нассима Николаса Талеба, написавшего книгу «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости»… Итак, его общая мысль о том, что случайности в нашей жизни играют большую роль, нежели закономерности.Читать!
«Превратим ошибки в открытия!» — под таким лозунгом долгие годы живет и работает Брайан Ино, человек, открывший миру эмбиент, продюсер, сопричастный к лучшим альбомам Дэвида Боуи, U2 и других артистов, которых иначе как культовыми и не назовешь. Речь идет об ошибках и случайностях, заставляющих по-другому увидеть мир и себя в нем.
Во время творческого акта человек на пределе сил, отмеренных ему природой, подходит к границе, за которой открываются совсем другие территории, за которой все позволено — и во всем будет правда. Перепутье, за которым бесконечное количество дорог. Думаю, все мы в какой-то мере переживали это состояние творческого экстаза. В этот самый сокровенный момент, когда вы перестаете чувствовать время, свое тело и погоду за окном, в процесс и нужно впустить воздух. Дойдя до предела человеческих возможностей, нужно просто поставить парус и дать возможность ветру в него подуть, или, проще говоря, довериться случаю.
Ино делает это просто и изящно — он изготовил себе когда-то сто карточек, на каждой из которых написал какую-то фразу. На первый взгляд, карточки глаголят сущую бессмыслицу. Но когда в этот самый волнующий момент он тащит первую попавшуюся из них, то читает на ней руководство к действию, не больше и не меньше. Это как с напитком-энерджайзером — в нормальном состоянии это лимонад лимонадом, но после суток за рулем вы по-настоящему ощущаете его силу.
Эта колода карт Ино, получившая название «Обходные стратегии», давным-давно выложена в сети, причем идет их случайная генерация в реальном масштабе времени. Предлагаю всем желающим ощутить их чудодейственную силу.
Один наш уважаемый журналист приехал как-то к Ино домой брать интервью. Хорошо поговорили, а в конце, уже выключив диктофон, журналист не выдержал и спросил: «Зачем это вы, маэстро, в рабочем кабинете пять бумбоксов к потолку подвесили?» Тот улыбнулся, заправил бумбоксы первыми попавшимися CD, которые в большом количестве валялись рядом, и все это включил разом. «А как, по-вашему, музыка делается?» — был его ответ.
Лет на сто пятьдесят английского гения опередил Пушкин Александр Сергеевич.
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
В самое основание своей фундаментальной пирамиды он поместил знания.
И опыт, сын ошибок трудных…
А это следующий – по его мнению, значительно более узкий слой пирамиды; вы не только о чем-то узнали, но вам довелось и проверить это в жизни, на себе.
И гений, парадоксов друг…
Совсем уж маленькая часть наверху: гениев на столетие — раз-два и обчелся.
Но на самую вершину своей пирамиды Пушкин поместил нечто тщательно скрываемое и советским телевидением (помните заставку к передаче «Очевидное — невероятное», где стихотворение обрывалось как раз на этом месте), и, как видно, всей советской системой, фатально изгнавшей это нечто с глаз долой:
И случай, бог-изобретатель.
Ни ваши знания, не богатый опыт и та степень гениальности, которой вы наделены от рождения, не сделают из вашей музыки чуда. В лучшем случае это будет просто очень хороший продукт. Впуская в процесс случай, даже постесняюсь сказать вслух, кого мы берем себе в сообщники.
Попробую пояснить на простом примере.
Предположим у вас мозговой штурм или музыкальный сейшн — в данном случае это одно и то же. Вы садитесь в кружок и начинаете генерировать мысли/музыку. Сначала работает коллективное сознание: кто что знает, тот то и говорит/играет. Унылая череда клише. Конечно, выделяются те, кто знает больше, кто делал это не раз — они манипулируют своими знаниями более умело, может даже показаться, что они фонтанируют свежими идеями, и это тем более похоже на истину, чем сильнее их склонность к гениальности.
Но потом, через часок-другой, наступает тот счастливый момент, ради которого, собственно, все и сели в круг — сознание уступает место подсознанию. Кому-то первому смертельно надоест это сборище скучнистов, этот бег по кругу, и… он вспомнит о предстоящем вечером свидании с девушкой. Мысли его унесутся далеко-далеко, и он ляпнет/сыграет что-то явно не туда. Мгновенно все изменится; может статься, что в этот самый момент будто бы откроется еще одно измерение, и все явственно почувствуют перспективу и глубину, и утянет всех со свистом в бесконечную воронку — будет перейден тот рубеж, который отделяет рукотворное от нерукотворного. Теперь это «открытие чудное» собравшимся уже и не принадлежит, но они всю жизнь будут скрывать настоящего Автора.
Кстати, было время, когда Брайан Ино тщетно пытался доказать всему миру, что он не является автором своей музыки.
Нас вынесло к другому интенсивно обсуждаемому сейчас вопросу об охране авторских прав. С одной стороны, как мы видим, охранять то, что тебе никогда не принадлежало и не принадлежит, нечестно, а сейчас еще и бессмысленно — твоя музыка мгновенно, как воздух, разлетается по миру. Тебе просто удалось первому настроить свой приемничек на нужную волну (см.), материализовать принятое и явить миру.
С другой стороны, именно авторские отчисления позволяют мне в данный момент сидеть на берегу теплого моря под кипарисами и писать эту колонку. Я понимаю этот вопрос так: пока все человечество вновь не вспомнит, как принимать нужные сигналы (а процесс идет, и тренд налицо), и профессия авторов не отомрет за ненадобностью, нас придется терпеть, как терпели пещерные люди ворчливых стариков, обладающих бесценными знаниями, пережевывали им грубую пищу и давали место у костра. А когда изобрели письменность, посбрасывали в пропасть за ненадобностью, и все дела.
КомментарииВсего:4
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3456038
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2346123
- 3. Норильск. Май 1273799
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899243
- 5. ЖП и крепостное право 853117
- 6. Закоротило 824511
- 7. Не может прожить без ирисок 792456
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766548
- 9. Коблы и малолетки 745415
- 10. Затворник. Но пятипалый 479468
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409986
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 375064
как раз альбом пишем)
Не завидую бедняге, это нужно для одного, а не всем, полагаю такого уединения группы людей, что б в воронку засосало достичь практически невозможно. Даже общее дело, интересы, личные взаимоотношения - не помощники... Не отрицаю существование этого явления, оно логично. Но и для него необходим свой чудесный случай...
А так, совершеннейшая фантастика...
это гениально, жму Вашу руку) многое, конечно, "тренду" мешает, но прогресс явно прослеживается