Помню, как отец охотничье ружье свое ставил на ночь около кровати в августе 1991-го. Хотя нет, это, наверное, был уже все-таки 1993-й.

Оцените материал

Просмотров: 11603

«Труд» и russki rock

Денис Бояринов · 10/02/2012
Новая московская группа будит призрачные воспоминания советского детства

Имена:  Жора Кушнаренко · Ильдар Иксанов

©  Предоставлено группой «Труд»

«Труд» и russki rock
Как правило, молодые русские группы предпочитают называться и петь на неловком английском. Поэтому коллектив с названием «Труд» сразу же располагает к себе: отличное название — простое русское, короткое и эффектное, и такие же песни. Ритм-секция, бас-гитарист и барабанщик трудятся как горняки в забое.



Эта ритм-секция прежде играла в московской группе Manicure — одной из тех, что завели или обозначили моду на неловкий английский у поколения заставших СССР в детском возрасте или не заставших вовсе. Вернее, частично играет и сейчас: басист Жора Кушнаренко придумал себе «Труд» и ушел ради него из группы, а барабанщик Ильдар Иксанов остался. «Уйти было, конечно же, не очень легко, — говорит Кушнаренко. — Все-таки я давно знаю этих ребят, крепко привязался к ним. Мне кажется, у Manicure все будет хорошо, как минимум два человека там умеют играть на бас-гитаре».

В блоге «Труда» на модном «Тамблере» Кушнаренко постит культурные артефакты, преимущественно советского времени — шестидесятническую живопись, фрагмент из оттепельного фильма Иоселиани, советских школьниц-лолит литовского фотографа Страукаса. Встречаются, правда, и картины Куинджи и Борисова-Мусатова, будто бы перенесенные в блог из советского учебника «Родная речь». Тексты песен «Труда» тоже будят призрачные воспоминания советского детства: лагерные линейки с пионерскими песнями, а после — страшилки, услышанные в ночной палате. Собственно, одна из наиболее удачных их песен «Заря» («кавер») подхвачена Жорой Кушнаренко как раз в лагере: «Кто написал слова в “Заре”, честно говоря, не знаю. Эту песню я впервые услышал давным-давно в одном из своих летних лагерей. Потом про нее надолго забыл. Вспомнил года два назад, когда пошел на школьный выпускной своей сестры, там эта песня провожала вчерашних школьников во взрослую жизнь. Очень хорошая песня. Только второй куплет в оригинале мне не нравится, и я его не “пою”».

Ностальгия «Труда» по советскому детству — не часть концепции группы, не попытка найти свой эффектный стиль, да и не ностальгия вовсе. Кушнаренко, занимающийся наукой на журфаке МГУ, мало что об СССР помнит. «Помню, как в школу пошел в форме, помню, как в Палангу ездил с родителями летом, помню, как отец охотничье ружье свое ставил на ночь около кровати в августе 1991-го. Хотя нет, это, наверное, был уже все-таки 1993-й. А Ильдар уже не застал СССР. Мы не пропагандируем советский стиль или что-то в этом роде, я отношусь к советскому коммунистическому строю отрицательно, это был людоедский режим. Но в это же время создавались и гениальные произведения искусства. Они близки мне, я вырос на них, они — часть меня и, конечно же, оказывают определенное влияние на то, что я делаю».

В тэгах на Bandcamp Кушнаренко обозначил стилистику «Труда» как russki rock — это скорее иронически. С группами 1980-х,1990-х и нулевых, которые принято считать «русским роком», «Труд» мало что связывает. Им куда ближе друзья по «Пикнику Афиши» из ростовской группы Motorama, которые тоже как-то собрали сайд-проект «Утро», чтобы записывать «нерусскую музыку с русскими текстами». Примерно то же самое имел в виду Кушнаренко, когда писал транслитом russki rock — русское содержание в нерусской оболочке. Хотя, слушая «Труд», вспоминаешь одну группу из московского рок-подполья 1980-х — панк-концептуалистов «ДК» и их многомудрого предводителя Сергея Жарикова, которые стебали советскую официальную и неофициальную культуру дембелей и дворников. Только «ДК» записывали наивные песни в брутальном звуке от большого ума и в пику Системе, а «Труд», похоже, что просто так.

Впрочем, что ни скажи сейчас о располагающем к себе «Труде», легко можешь ошибиться — ведь судишь только по первым пяти песням, выложенным в интернет. Им многое предстоит: найти постоянного гитариста, дать премьерный концерт в Москве, потом записать новый мини-альбом и трудиться-трудиться-трудиться... Как поется в песне «Заря»: «Только знать бы, что не напрасно».

16 февраля группа «Труд» выступит в China Town Café в рамках вечеринки «Темные лошадки»

 

 

 

 

 

Все новости ›