Гид по фестивалю электронного искусства, клон Джексона и Ален Делон на «Дискотеке 80-х», украинский этно-феномен, лучшие танцы недели и загадочные москвичи «из кустов»
Феноменальный украинский этно-коллектив, у которого аутентика оттеняется джазовым минимализмом в духе лейбла Tzadik; когда роль вокалиста берет на себя единственный мужчина в группе Марко Галаневич, волей-неволей вспоминаются Sigur Rós в лучшие времена.
Очередной смотр молодых и независимых, устраиваемый Алексом Кельманом (Punk TV, Hot Zex, Dsh!Dsh!) в рамках резиденции «IceCreamDisco». И если в американизированном панк-попе Monkey
Knife Fight нет ровным счетом ничего интересного, то на группу Kustarnitsa следует обратить особое внимание. Молодые москвичи делают нетривиальный и сумасбродный альтернативный рок, равнообязанный синтетическому шугейзу и современной бруклинской «шизо»-сцене. Помимо весьма интересной музыки, видеоряда (см. ниже) и подобающего концертного антуража, интрига в том, что про «Кустарницу» ничего толком не известно, кроме того, что: музыкантов трое; вокалист имеет весьма андрогинную внешность и декорируется для выступлений пластиковыми цветами; есть еще поющая девочка Фуксия Гроан и человек по прозвищу Echo Park; ребята явно знают, чего хотят, и не торопятся всем понравиться и быть, что называется, «на хайпе». На замкнутое на себе DIY-коммьюнити вроде абсурдистского и тоже весьма любопытного коллектива Asian Women On A Telephone это тоже не похоже — тем любопытнее во всем этом поскорее разобраться. Чему подспорье этот концерт в одном из самых передовых московских клубов.
Вернувшаяся из небытия и, как никогда, полная сил, одна из наиболее известных московских рок-групп 1980-х после удачного выступления в «Солянке» и съемок видео на переосмысленный для OPENSPACE.RU шлягер «Дайте огня» появится с большим концертом в «Тоннах» в рамках ретровечеринок «Make Fun with Mamas and Papas».
На следующий день (27-го) группа Игоря Журавлева появится на сцене клуба Ikra с разогревочным сетом перед выступлением группы «Би-2», которая, равно как, скажем, и «Технология», многим «Альянсу» обязана и это признает.
Формально проходящий по ведомству дабстепа, пухляк Алан Майсон из Брайтона создает вещи чересчур аморфные, многослойные и мечтательные, чтобы под них танцевать. Зато внимать им на хорошем звуке среди единомышленников — самое то.
«Электро-Механика» вмещает в себя не только выступления музыкантов, занимающихся необычной (нетанцевальной) электронной музыкой, но и сеты видеохудожников, мультимедийные перформансы и т.п. — здесь можно ознакомиться с подробным расписанием работы трех площадок фестиваля. Самые известные гости «ЭМ» этого года — пожалуй, интеллектуальное хип-хоп-объединение Anti-Pop Consortium, венесуэльский психопат от брейк-бита Kid 606 и дива андеграундного Берлина, неутомимый пропагандист женского (не феминистского) голоса в поп-культуре Гудрун Гут. Подробнее об этих и некоторых других интересных музыкантах «ЭМ» можно прочесть ниже. Фоторепортаж и отчет с прошлогодней «Электро-Механики» можно посмотреть здесь.
Трейлер «Электро-Механики»
4 декабря в рамках фестиваля состоится премьера экспериментальной хип-хоперы «Копы в огне», подробнее о которой мы расскажем в дальнейшем.
Переехавший в Исландию австралиец Бен Фрост на новом месте жительства не растерялся, записал в Рейкьявике два своих лучших альбома («Theory Of Machines» и совсем свежий, «By The Throat») и познакомился с весьма значимыми музыкантами вроде Вальгеира Сигурдссона. Играет Фрост вымороженный, даже где-то пугающий, но безусловно красивый электронный эмбиент с индустриальным оттенком, однако музыка эта способна взволновать далеко не только поклонников жанра, ведь даже дабстеп-дива Мэри Энн-Хоббс была настолько восхищена музыкой Бена, что поместила его трек на свою компиляцию «Evangeline», где тот смотрелся белой вороной. С Фростом приезжает его старый подельник Лоуренс Инглиш, тоже специалист по электронному дрон-эмбиенту, любимый журналом Wire и куда более плодовитый. Один из интереснейших концертов недели.
«Авторадио», организаторы «Дискотеки 80-х», в этом году преуспели в главном: опередили конкурентов «Ретро FM» в количестве хедлайнеров того же пошиба (некоторые из которых восстают из пепла только ради выступления на фестивале). Дитер Болен, Bad Boys Blue, Мюррей Хед, Тако, Вячеслав Добрынин, Opus, Крис Кельми, Laid Back, Santa Esmeralda, Михаил Муромов, «Песняры», Олег Газманов, Gibson Brothers, Юрий Лоза, Владимир Маркин, Умберто Тоцци, Марина Фиордализо, Юрий Шатунов, Константин Никольский, имперсонатор Майкла Джексона Earnest Valentino (который, кстати сказать, будет развлекать самых истовых поклонников MJ еще и 29 ноября — отдельным шоу King Of Pop) и даже Ален Делон в дуэте со Стеллой Джанни — невиданный лайнап! И, как всегда, торжество «фанеры», море разливанное света, фейерверков, аплодисментов и освинелой радости для тех, кто решил позволить себе эту не такую уж и маленькую слабость.
Венесуэльский мастер электронного террора с неисчислимым количеством релизов на самых разных лейблах, среди которых Tigerbeat6, Mille Plateaux и Carpark, снова в столице. Первостатейное рубилово поддержит с десяток местных диджеев — любителей восьмибитного крошева и «бумкающего» бэсслайна: ночь будет горяча и небезопасна.
Год получился неожиданно богатым на реюнионы в экспериментальном хип-хопе: вернулись две главнейшие его формации, давшие старт не одной карьере и породившие кучу сторонних проектов самого разного толка. Themselves к нам уже приезжали, теперь черед ньюйоркцев Anti-Pop Consortium. Обескуражив многих фанатов непривычно «клубным» звуком нового альбома (в котором много от английского грайма), в лирике и подаче APC остались верны себе: тексты едкие, «читка» пулеметная, без присущей «альтернативному» хип-хопу (образца начала десятилетия) ленцы. На разогрев московского выступления организаторы выбрали очень в данном случае неочевидную, но симпатичную группу Bajinda Behind The Enemy Lines, которая в тот же вечер выступает еще и на фестивале «Вдох» в «Икре», а днем ранее появится в тесном «Кризисе жанра».
Уже приезжавший в начале года Мэттью Шипп славится филигранной игрой на фортепиано и готовностью ввязываться в самые разные коллаборации. С Antipop Consortium (см. выше), например, Шипп в начале десятилетия записал совместную пластинку, сейчас приезжает с фриджазовым саксофонистом и кларнетистом Сабиром Матином. Ну а самое интересное будет происходить в воскресенье: под импровизационную музыку Мэттью, Сабира и Сергея Летова, который к ним примкнет, будет читать стихи поэт Дмитрий Воденников.
Голландцы — подписанты культового электролейбла Clone любят играть итало-диско-сюиты на «живых» инструментах, и это похвально. Дело у них спорится: в «Солянке», как всегда, лучшие субботние танцы. Если же вам хочется танцев погрязнее, потеснее и поглупее (а музыки хочется не очень), то отправляйтесь в «Симачев» на диджея Фанка. Такой заскучать не даст никому.
Весьма подробная российская гастроль от человека-рингтона 2009. «Alexander is so Cute» — гласит большая часть комментариев в англоязычном сегменте интернета. Да, милашка, с этим не поспоришь.
Еще один обширный тур по европейской части России предпримут ветераны нью-йоркского гангста-рэпа, чья слава (на одной шестой беспрецедентная, сравнимая разве что с The Prodigy и «Кино») ушла вместе с лихими девяностыми. Симптоматично, что половину остановок в России группа совершит в пригородах Волгограда, Москвы и Петербурга: самые верные ее поклонники — эти удивительные люди, на полном серьезе готовые посетить концерт сорокалетних американских гопников, — проживают именно что в гетто и, как говорится, схоже чувствуют. После России американцев ждет столь же подробный тур по Хорватии.
Одна из самых одиозных и успешных русских «альтернативных» групп (впрочем, в случае с «Психеей» затертый и мало чего означающий ярлык можно употреблять и без кавычек) записала свой долгожданный — первый за пять лет (и это при былых-то стахановских темпах!) — альбом с претенциозным названием «Песни Трущоб Надежды Разбитых Сердец». Сохранят ли выходцы из сурового Кургана (давно и прочно обосновавшиеся в Петербурге) былые позиции и приобретут ли новых фанатов, можно будет понять в самом конце недели на презентации.
Судя по новому синглу, саунд группы стал помягче, что отнюдь не плохо, но может не понравиться любителям «мяса», которые и составляют аудиторию группы процентов эдак на восемьдесят.