Альтруизм в эпоху роста цен на энергоносители, маэстро копипейста и конец утопии
The Shortwave Set
«Replica Sun Machine»
Wall Of Sound / PIAS
****
Что это: Удивительная история про счастливый случай и альтруизм, которые, оказывается, случаются в наши окаянные дни роста цен на энергоносители. Лондонское инди-поп-трио TheShortwave Set за сварганенную на коленке дебютную пластинку комнатной сэмплоделики полюбилось известному продюсеру Брайану Бертону (Danger Mouse), и он пригласил новичков выступать на разогреве собственного проекта Gnarls Barkley. Музыканты сошлись во взаимной приязни к британской психоделии 1960-х и квартету The Beatles. После чего Бертон практически безвозмездно вызвался стать продюсером следующей пластинки The Shortwave Set и привлек к работе блестящего композитора и аранжировщика Ван Дайк Паркса, тихого американца, который не получил ни цента авторских отчислений с продаж пластинок Beach Boys, хоть по праву и должен был. Бертон закатал светлые мелодии трио в глянец детально прописанных ретро-аранжировок, превратив песню «No Social» в образцовый радиохит (которого так не хватает, к примеру, на альбоме Мартины Топли-Берд). Паркс добавил к нескольким трекам мощной оркестровой поддержки в духе саундтрека, написанного Джорджем Мартином к мультфильму «Желтая подводная лодка». В итоге получилась хоть и реплика, зато достойная — с шедевров идеальных поп-ансамблей 1960-х и 1990-х, английских групп The Zombies и Saint Etienne.
Трек на пробу:
Зачем покупать: Как минимум из-за четырех треков с оркестром под управлением Ван Дайк Паркса (3, 4, 8 и 9-й).
Girl Talk
«Feed the Animals»
Illegal Art
****
Что это: Американcкий биотехнолог Грег Джилис, обзаведшийся хобби делать мэш-апы, то есть крошить чужие хорошие песни в одну никакую, но свою, после выхода в 2006-м пластинки «NightRipper» незаметно превратился в звезду блогосферы. Возможно, это произошло еще и потому, что на своих выступлениях Грег имеет обыкновение раздеваться до трусов. Как бы то ни было, его новый альбом «Feed the Animals», который Джилис клеил два года, вызвал в интернете бурное оживление — альбом так ждали, что за несколько дней до его появления по сети начала ходить какая-то неумелая подделка. Маэстро копипейста предложил скачать «Feed the Animals» по схеме Radiohead — то есть за вознаграждение, устанавливаемое слушателем, и, говорят, сайт поначалу не выдержал количества запросов и рухнул. «Feed the Animals» — это сеанс звуковой эквилибристики: каждый трек пластинки составлен из пары десятков других, чаще всего хитов рэпа и r`n`b, но встречаются редкости (The Band или Dexys Midnight Runner) и совершенно несовместимые элементы (скажем, Velvet Underground и Джастин Тимберлейк). Как любой аттракцион, «Feed the Animals» быстро захватывает дух, но так же быстро и приедается. Это не самая удачная пластинка в жанре мэш-апа — «As Heard on Radio Soulwax Pt.2» бельгийского дуэта 2manyDJs была куда хитовее, а «GreyAlbum» продюсера Danger Mouse, соединившего Beatles с Jay-Z, — занимательнее. С другой стороны, когда это все было.
Зачем покупать: Не успел Грег Джилис закачать альбом в сеть, как на сайте «Википедии» появилась статья, в которой были перечислены использованныеимтреки. Джилис говорит, что этот перечень далеко не полон — упущено много деталей, а в сентябре, когда увидит свет компакт-диск с альбомом, он огласит весь список. То есть еще осталось время поиграть в «Угадай мелодию».
Infadels
«Universe in Reverse»
Wall of Sound / PIAS
***
Что это: Лондонский квинтет «Безбошники» (так, вероятно, правильнее перевести их название с намеренной опечаткой) выпустил в 2005-м удачный дебют — их «ногодрыжеский» электророк был спродюсирован видным электронщиком Джагзом Кунером (Sabres Of Paradise), в том числе занимавшимся пластинками Primal Scream. Вероятно, поэтому Infadels тогда звучали как наместники Primal Scream по части соединения бодрого гитарного риффа и заковыристых компьютерных лупов. Теперь в продюсерах у группы ходит Мартин Гловер, в послужном списке которого платиновая пластинка Verve «Urban Hymns» и первые два альбома The Orb. Гловер, видимо, по всеобщей договоренности пытается делать из группы скорее Verve, чем The Orb, поэтому бодрости в звуке Infadels прибавилось, а заковыристости вообще не осталось. Так, может, и правильней — на дворе лето, а «Universe in Reverse» — идеальная пластинка для обкатки на оупен-эйрах и всевозможных фестивалях — громкая, напористая, хитовая и одноразовая.
Трек на пробу:
Зачем покупать: Infadels теперь звучат как TheKillers. Только тексты у них посмешней.
Ellen Allien
«Sool»
BPitch Control
****
Что это: Берлинский электронный музыкант, диджей и хозяйка успешного лейбла BPitch Control Эллен Аллиен — очень деятельная особа, эдакая Мадонна от немецкого техно, которая неустанно изобретает себя заново — по крайней мере ее сольные пластинки очень не похожи одна на другую. «Sool», записанная с помощью недавней гостьи Московского открытого книжного фестиваля AGF, пожалуй, самая абстрактная и нелинейная из работ Аллиен, лейбл которой во многом определяет моду на берлинских танцполах, где предпочитают минимал-техно. Это, в общем-то, тоже минимал — в смысле крайне ограниченного набора звуковых средств: электронные потрескивания, щелчки, всплески, вздохи, всхлипы и позвякивания. Атмосферу на «Sool» задают не звуки, яркими точками нанесенные AGF и Эллен Аллиен, а лакуны, пропуски и умолчания, в которые удивительным образом просочились романтика и меланхолия.
Зачем покупать: Странное дело, это одновременно чудовищно техногенная и теплая, как младенец, музыка.
Funky Nassau
«The Compass Point Story 1980—1986»
Strut Records
*****
Главные слова в этом длинном названии — Compass Point. Так называлась расположенная на Багамах студия Криса Блэкуэлла, основателя Island Records, ответственного за культ ямайца Боба Марли в Европе и Америке. На Compass Point, меньшом брате Island Records, записывались малопохожие друг на друга музыканты — диско-кошка Грейс Джонс, нью-йоркский арт-панк-ансамбль Talking Heads, английский денди-панк Ян Дьюри, под которого упорно косил Джонни Лайдон из Sex Pistols, Rolling Stones и даже австралийские хард-рокеры AC/DC. Блэкуэлл завел в 1980-м студию-филиал на Багамах, чтобы ничего не мешало экспериментам со звуком, которыми руководили люди из команды Марли, — басист Робби Шекспир и барабанщик Слай Данбар. На Ямайке в это время уже было слишком шумно. В Нассау же музыкантов ничего не отвлекало —только сверхсовременная аппаратура, только бунгало с видом на океан, только волны, только ветер, только радость впереди. На компиляции Funky Nassau собраны шедевры и редкости из архивов Compass Point — нью-вейв, фанк, панк и диско, растворенные в дабе; волшебная музыка вечного лета.