Оцените материал

Просмотров: 26889

Phoenix, Neon Indian и еще 3 хороших диска, которые мы пропустили в 2009-м

Наталья Югринова · 20/01/2010
Ференц Лист как поп-идол, песни по электронной почте, джаз в кенгурушке, похороны психофолка и «гипногоджик» вместо музыки

Phoenix
«Wolfgang Amadeus Phoenix»
Loyauté / Glassnote

***

Кто это: С синдромом молодой группы, при котором музыкантам нравится так много стилей, что они играют все подряд и не могут выбрать собственную нишу, французы Phoenix за десять лет существования так и не покончили. Их мотало от гаражного рока до подражательства Air, потом занесло на территорию The Strokes, а сейчас они и вовсе записались в главные реаниматоры софт-рока — жанра, который никому и в голову не приходило спасать. Последний альбом Phoenix — полчаса коротких песен с уютными рефренами; никакой особой экспрессии или манерничанья в аранжировках, зато гладкий и ясный поп-роковый звук. Нашлось место и разгильдяйским вольностям в виде смачных диско-аккордов, без которых в 2009-м, кажется, не обошлась ни одна пластинка. При этом сыграно и спето все так легко, с искрой и чисто французским чувством такта, что альбому просто невозможно не симпатизировать. Чем все активно и занимались к концу года, когда «Wolfgang Amadeus Phoenix» регулярно всплывал в итоговых топах. Хотя на роль суперзвезд его авторы подходят меньше всего, как раз таких героев миру, видимо, не хватало: бесхитростных, самоироничных, не знающих, что делать со своей славой — и что играть дальше.

Трек на пробу здесь

Зачем покупать: Чтобы целый день потом напевать песню про то, как Ференц Лист превращается в поп-идола.


Bike for Three!
«More Heart than Brains»
anticon

****

Кто это: Потасканный белый канадец в роли MC и бельгийско-вьетнамская девушка за сэмплером, общающиеся исключительно по электронной почте. Заранее опасаешься, чего стоит ждать от такой парочки, хотя и интерес, признаться, тоже есть. Подозрения в худшем развеиваются к третьей же песне. «More Heart than Brains» — внушительный аргумент против всех, кто утверждает, что концептуальный хип-хоп задохнулся сам в себе: взвешенные речитативы о разбитых сердцах и нелепых смертях, сочиненные Ричардом Терфраем (Buck 65), и насыщенный нюансами звуковой ряд Жоэль Фуон Минь Ли сходятся на альбоме в абсолютной гармонии. Лейбл anticon. давно занимается спайкой интеллигентного рэпа с электронными экспериментами, но такого успеха не добивался уже года три.

Трек на пробу здесь

Зачем покупать: Если вам интересны исповеди с задворок больших городов в исполнении не гопников, а пары свободных художников.


Medeski Martin & Wood
«Radiolarians: The Evolutionary Set»
Indirecto

*****

Кто это: Ньюйоркцы Джон Медески (клавишные), Билли Мартин (барабаны) и Крис Вуд (бас) больше похожи на рок-звезд, чем на джазовое трио: они носят кенгурушки, тишотки и кеды, собирают полные залы, пишутся с Dust Brothers и Скотти Хардом и играют музыку куда более задиристую, чем принято в джазовом мейнстриме. Крупнокалиберные оригиналы, они попросту не умещаются в своем жанре, потому чаще проходят по ведомству не джазменов, а джем-бендов — импровизационных ансамблей, пашущих на ниве фанка, блюза и шестидесятнического соула. Из названия понятно, что живые выступления джем-бендов ценятся куда выше студийных записей. Собственно, именно поэтому трилогия «Radiolarians», записанная по мотивам трех концертных туров, — это революционная форма, квинтэссенция всего импровизационного джазового авангарда последних лет и, по приятному совпадению, совершенно замечательная запись. Это концентрация всего возможного максимализма в музыке: ритмы и тембры дробятся на щепки, дрон перетекает в сочный грув, откуда ни возьмись вылезают танго, рок, эстрадный свинг, тени Phish, Чарльза Мингуса и Чика Кориа… Как таким экспериментальным шабашем управляют всего три музыканта, умом не понять: жирный визг органа тут соседствует с галантным фортепиано, барабанное кружево превращается в аскетичный стук кастаньет, классический контрабас неведомым образом мутирует в бас-гитару — и все без остановок, с нахрапом, жаром и завидной четкостью мысли. Особенно радует, что руководят всей катавасией разухабистые фанковые ритмы — то бишь эту музыку можно не только слушать с умным видом, но еще и под нее пританцовывать, особенно под часть номер два. Как ни удивительно, MMW в который раз прыгнули выше головы и снова не сломали шею.

Трек на пробу


Зачем покупать: Кроме трех частей «Radiolarians» бокс-сет таит порцию приятных бонусов: диск ремиксов, неиздававшийся концертный альбом, двойной винил с лучшими композициями «Radiolarians» и DVD с фильмом Билла Мартина про то, как всё это чудо рождалось на свет.


DM Stith
«Heavy Ghost»
Asthmatic Kitty

****

Что это: Лейбл Суфьяна Стивенса не устает поставлять эстетскую музыку со странностью. Ньюйоркец Дэвид Стит отличается особой сумбурностью натуры — даже дебютной пластинкой он разродился случайно, пару раз посидев за пультом на записи диска своей подруги Шары Уорден (My Brightest Diamond), девушки тоже весьма утонченной. Вполне ожидаемыми средствами — камерной оркестровой палитрой — Стит рисует эфемерный мирок в духе Джеффа Бакли, Роберта Уайатта и канадского менестреля Патрика Уотсона. Правда, дальше все идет не по стандартному плану: тексты и аранжировки здесь настолько сложны, многослойны и броски, что невесомыми их точно не назовешь. Хоры, струнные, каскады клавиш нагнетают почти церковный трепет, но от лишнего пафоса всё же удерживаются; неизбитые ритмические рисунки и гармонии намекают на академизм; голос порой скатывается на интонации Тома Йорка, мечась между деликатностью и истерикой. В общем, образ складывается в полном соответствии с названием — перед нами то ли вполне материальный призрак, то ли бесплотное надгробие. Кого хоронят? Надо думать, психофолк.

Трек на пробу


Зачем покупать: Редкий альбом, который просто не за что критиковать — ну разве что упрекнуть в самой капельке занудства.


Neon Indian
«Psychic Chasms»
Lefse

***

Что это: Когда волна неодиско прискучила журналистам, музыканты Нового Света принялись вживлять танцевальные движения в один из самых тишайших на свете жанров дрим-поп, а журналисты взялись все это описывать. Идея не нова, но вдруг пришлась по вкусу многим: журнал Wire дал тренду грозное название «гипногоджик-поп», а портал Pitchfork дополнил его не менее грозными определениями — «глоуфай» и «чиллвейв». Изобретенная терминология в итоге оказалась куда сложнее музыки. С помощью элементарного бита, антикварных синтезаторов, реверберации и эффекта «тянущей пленки» (для пущей ностальгии) техасец Алан Паломо — пожалуй, самый внятный из «глоуфайщиков» — превращает незамысловатые мотивы в томное, расслабленное путешествие в ему одному известные психоделические бездны. Перегруженный звук гитар, саунд-приемы, скопированные у древних игровых приставок и восьмидесятнических ТВ-шоу, неспешный темп — такие «танцы для лентяев» тоже бывают, только не на кислотной рейв-вечеринке, а на коврике перед камином, когда уже не знаешь, продолжать отбивать ногой ритм или все-таки отдаться дремоте.

Трек на пробу


Зачем покупать: Если вы помните, что такое «варенки», кассетный магнитофон, ZX Spektrum — и по ним соскучились.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • er_pavel· 2010-01-20 23:15:56
    вроде все про эти вещи знают
  • stop111· 2010-01-22 21:39:14
    фениксов я не пропустил )
Все новости ›