Породит ли нынешний суровый социально-экономический климат другой, более самоуверенный тип лирического героя песен?
Первым делом оговоримся: «Зурбаган» — название вымышленного города в произведениях писателя-фантаста Александра Грина, очень популярного сразу после революции. Но в данном случае речь идет о названии группы Павло Шевчука, у которого вышел дебютный альбом по следам его студийной работы в качестве продюсера «Мумий Тролля». Кстати, Грин много лет прожил на родине Шевчука — в Евпатории и окрестностях, так что выбор названия группы обусловлен не одним только преклонением перед творчеством писателя.Альбом, названный «Эхо», был записан в конце 2008 года и пользуется некоторым успехом у публики. Например, московская радиостанция Радио «Максимум» объявила группу «открытием года». Следовало бы предположить, что в музыке «Зурбагана» есть что-то неповторимое, но, если честно, это просто очень аккуратный и удобный альбом, в том смысле, что он хорошо спродюсирован и заточен под радиотрансляцию.
В интервью Шевчук говорит, что диск записали быстро, почти спонтанно, но качество записи выдает руку профессионала и кропотливую работу. Технические достоинства записи песен достаточно высоки, чтобы выдержать ротацию на западных радиостанциях (действительно, Шевчук начинал свою карьеру на британских студиях звукозаписи).
Если в песнях «Зурбагана» и есть что-то особенное — то, что сразило слушателей Радио «Максимум», — это скорее слова песен, чем музыка. Давайте рассмотрим ту часть альбома, где лирика особенно отчетливо выходит на передний план. Последний трек на диске называется «Надежда», причем обыгрываются оба смысла слова: и женское имя, и абстрактное понятие. «Надежда» — это разреженная двухминутная фортепианная композиция, на фоне которой происходит телефонный разговор.
Мы слышим голос молодого человека, впервые звонящего девушке по имени Надежда. Юноше, которого, как мы позднее узнаем, зовут Митя, с огромным трудом удалось добыть телефонный номер девушки.
Расставаясь на недавней вечеринке, они попрощались так, что Мите показалось, что девушка будет рада встретиться с ним снова. Надежда ничего подобного не помнит и отвечает рядом снисходительных реплик. Продолжается неловкий разговор, во время которого мужское эго съеживается. Девушка полностью держит ситуацию под контролем, тогда как юноша — главный герой — страшно нервничает и запинается, пытаясь произнести что-нибудь мало-мальски достойное.
То же самое «умаление» героя чувствуется почти во всех песнях « Эха». Щедро сдобренные местоимениями первого лица, тексты песен вращаются вокруг неуверенных наблюдений робких, запинающихся мужчин. Эту особенность отметила и российская пресса: несколько рецензентов окрестили эти песни, особенно баллады, «музыкой для девушек».
В этих рецензиях, написанных по большей части мужчинами, чувствуется легкое раздражение. «Эхо», как мы только что заметили, довольно сдержанный альбом, не несущий в себе опасных или бунтарских смыслов. Здесь поется скорее о мужской неуверенности, о надеждах и страхах, чем о способности совершать решительные поступки.
В некоторой степени это звучание и мировоззрение напоминают о таких группах, как «Город 312», чьи столь же прилизанные песни стали саундтреком к фильмам «В ожидании чуда» или «Питер FM». В этих фильмах фигурировали мечтательные героини — девушки, которые не столько что-то делают, сколько на что-то надеются и верят, как и лирический герой Павло Шевчука из «Зурбагана».
Подобные гендерные сдвиги среди мужских персонажей вызвали в России много споров, особенно когда в середине-конце 1990-х на экран вышли телесериалы. Телефильмы кишмя кишели слабыми мечтательными мужчинами, которые наивно и искренне верили в судьбу. Хорошим примером здесь может служить телесериал «Первого канала» « Oстановка по требованию», в особенности персонаж Дмитрия Певцова, который в буквальном смысле слова падал в обморок, стоило кому-нибудь на него прикрикнуть.
Герой самого Шевчука — например, в песне «Плаксам» — рассказывает нам, что такие города, как Москва, не любят нежных романтиков и не особенно к ним добры, а тем не менее этот компакт-диск— вопреки всему! — испытывает к ним очень даже большое сочувствие. Певцу их жалко.
Интересно, породит ли нынешний суровый социально-экономический климат другой, более самоуверенный тип лирического героя песен? «Эхо», с его настойчивой кротостью, может оказаться ценным ископаемым: музыкой определенного времени и места, когда комфортные условия существования позволяли молодым городским жителям безмятежно предаваться фантазиям.
Перевод с английского Яны Токаревой
Оригинал статьи
Автор — профессор и заведующий кафедрой славянских языков и литератур Калифорнийского университета (Лос-Анджелес), создатель американского сайта о российской музыке Far From Moscow
Еще по теме:
Андрей Бандера: обаяние консерватизма, 6.03.2009
Другие материалы раздела:
Омар Родригез-Лопез, Asia, Jeans Team и др., 16.03.2009
Дэвид Гэхан: «Тексты воспринимаются совершенно неверно», 16.03.2009
Петшопмания, 13.03.2009
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
Всегда было интересно узнать, что думают о наших новых музыкальных героях Там. Особенно интерсно мнение человека, который судя по статьям, интересуется и разбирается не только в музыке, но и в культуре в целом. Очень заинтересовался сайтом Far From Moscow, но не смог найти контактную информацию...
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451875
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343454
- 3. Норильск. Май 1268852
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897735
- 5. Закоротило 822223
- 6. Не может прожить без ирисок 782817
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759698
- 8. Коблы и малолетки 741132
- 9. Затворник. Но пятипалый 471815
- 10. ЖП и крепостное право 408000
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403336
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370730