Оцените материал

Просмотров: 17973

Личный взгляд: Игорь Цалер

Игорь Цалер · 12/05/2012
Десятка любимых пластинок «Мелодии» от участника нашего конкурса из Екатеринбурга
Добрый день, уважаемая фирма «Мелодия»!
Беспокоит Игорь Цалер из Екатеринбурга. Я давний любитель разнообразной музыки, и зарубежной, и отечественной. С большим интересом слежу за изданиями и переизданиями «Мелодии». В голосовании за альбомы, достойные переиздания, тоже принял участие. Заодно решил описать десяток любимых пластинок «Мелодии» и поучаствовать в конкурсе: а вдруг повезет! :)

«La Musique Sovietique. От Паланги до Гурзуфа. L'ete 1969» (2005)
История почти детективная: в 1969 году вышло постановление Совета министров РСФСР, согласно которому подготовленный «Мелодией» сборник пляжной музыки для летнего отдыха зарубежных гостей подлежал размагничиванию. Музыкальный редактор Владимир Рыжиков спрятал ленту в коробке с неприметным названием. Сборник был случайно обнаружен в 2005 году: милая, жизнерадостная, а порой и экспериментальная («Клен ты мой опавший» записана с наложением шести электрогитар!) музыка и теперь может послужить звуковой дорожкой для летнего отдыха.

Владимир Вавилов. «Лютневая музыка XVI—XVIII веков» (1970)
Сборник музыки, овеянной флером ушедших эпох, таит в себе страшную тайну. Авторство всех композиции на ней, за исключением «Зеленых рукавов», принадлежало самому исполнителю, лютнисту Владимиру Вавилову, который приписал свои пьесы классическим композиторам, чтобы те могли дойти до слушателя. И они дошли: «Канцона и танец» превратилась в «Город золотой» «Аквариума», «Павана и гальярда» — в «Конь унес любимого», а «Ave Maria» исполняют великие вокалисты, наивно веря, что ее написал Джулио Каччини. Оригинал знаменитых мелодий не теряет своего камерного изящества.

«Песняры». «Песняры I» (1971)
Первый альбом созданного в Минске в 1969 году вокально-инструментального ансамбля — самый хитовый: рок-версия народной песни «Косил Ясь конюшину» и сегодня поражает удалью исполнения и хоровыми вставками. «Песняры» вполне вписывались в мировую моду на фолк-рок: за океаном экспериментами по смешению рока и народной музыки занимались, скажем, The Byrds. Впоследствии «Песняры» станут первым советским ВИА, который поедет на гастроли по США, и одним из самых востребованных отечественных составов. Первый альбом доказывает всю обоснованность их притязаний.

Ансамбль «Мелодия». «Лабиринт» (1974)
Саксофонист Георгий Гаранян и его ансамбль «Мелодия» — подлинные легенды советского джаза. «Лабиринт» — джаз-роковый эксперимент группы. Здесь есть и хаотическая игра на сопрано-саксофоне, как у Джона Колтрейна, и рóковая гитара, и фанковый бит, и расслабленные модальные фрагменты в духе пластинок Херби Хэнкока, вышедших на Blue Note, и даже толика авангарда (без Майлза Дэвиса тоже не обошлось). В «Лабиринте» много звука, много музыки, много пространства: шедевр советского джаза доказывает, что в годину брежневского застоя в советской музыке застой был далеко не всегда.

«Алиса в Стране чудес» (1976)
Такие аудио-сказки, как «Алиса в Стране чудес» по книге Льюиса Кэрролла, способны покорить и ребенка, и взрослого. Целых два года актеры МХАТа под руководством режиссера Олега Герасимова записывали эти две пластинки. Владимир Высоцкий взялся за песни к спектаклю не без сомнений и поначалу не хотел сам их исполнять; это было его первое официальное появление в записи. Цензура едва не зарубила готовый продукт, пытаясь оградить детишек от крамолы: буквально чудом «Алиса» вышла в свет — и тут же была сметена с полок музыкальных магазинов. Историческая запись, не теряющая своего тонкого, волшебного очарования.

Давид Тухманов. «По волне моей памяти» (1976)
Вдохновившись шедевром The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», композитор Давид Тухманов собрал лучших в Союзе музыкантов (включая джаз-оркестр Георгия Гараняна и струнную группу Оркестра радио и телевидения) и записал в домашней студии концептуальный диск на стихи поэтов-классиков разных эпох. Это и нестареющий махрово-эстрадный хит, и серьезное произведение — сюита, в которой соединились джаз и классика. 2,5 миллиона экземпляров пластинки разлетелись по СССР в мгновение ока; один из важнейших альбомов в истории советской звукозаписи не раз переиздавался в России и за рубежом.

«Зодиак». «Disco Alliance» (1980)
Этот синти-состав студентов Латвийской государственной консерватории был одной из первых групп в СССР, исполнявших электронную музыку на основе научной фантастики в духе Space и Kraftwerk. Экспериментальный дебют, под который можно было легко танцевать, вроде бы разошелся по Союзу тиражом в 20 миллионов копий: даже если это преувеличение, то не слишком сильное. Легендарная запись, из которой вышли многие теле- и радиозаставки, со временем только прибавила в ценности: это величественный памятник советской синтезаторной эпохи.

«Песняры». «Гусляр» (1980)
Концептуальный альбом «Гусляр» по мотивам поэмы Янки Купалы — явление для отечественной музыки беспрецедентное. Монолит прогрессив-рока со всеми необходимыми сложными гармониями, навороченными инструментальными переливами, фирменным многоголосием и экспериментальным характером (нашлось место даже настоящей психоделической какофонии!): трудно поверить, что те же музыканты сделали себе имя на эстрадных шлягерах. Фактически не замеченный публикой во время выхода, величественный «Гусляр» явно заслуживает большего внимания и изучения.

Эдуард Артемьев. «Картины-настроения. 1976—1983» (1984)
Композитор Эдуард Артемьев стоит в одном ряду с мировыми мастерами электронной музыки. Перед нами сборник его инструментальных пьес к кинофильмам, но он производит впечатление полноценной работы — во многом благодаря звуку знаменитого синтезатора «Синти-100». Музыка Эдуарда Артемьева по-прежнему дышит свежестью и согревает своей космически-синтезаторной меланхолией. И даже попадает в хиты: в композиции «Resurrection» группы ППК обработанная мелодия Артемьева к фильму «Сибириада» дебютировала на 3-м месте в британском хит-параде в 2002 году.

Оркестр фирмы «Мелодия». «Ритмическая гимнастика» (1984)
Казалось бы, утилитарная пластинка «для коллективных, а также индивидуальных домашних упражнений» — но в 1984 году эта музыка была полна чувственности и навевала мысли о спортивных девушках в цветных лосинах. Ритмичный синти-поп и легкое диско спустя годы лишь обрели дополнительный лоск, не потеряв эротического заряда. Под такие пьесы, как «К звездам» или «Сафари», можно совершать пробежки и сегодня. А бодрый женский голос, отдающий команды вроде «Руки на пояс!» или «Ноги выпрямили!», сообщает необычной пластинке дополнительный колорит.


Пришли свою десятку любимых пластинок «Мелодии» с комментариями на [email protected] и получи приз.

Выбери главные пластинки «Мелодии» для переиздания на виниле.

КомментарииВсего:2

  • Ilya Ovchinnikov· 2012-05-12 22:53:39
    За материал спасибо, очень греет душу, особенно обложка десятого альбома, а вот прелести альбома "По волне моей памяти" никогда не мог понять, при всей любви к концептуальным альбомам (на который этот, по-моему, не тянет).
  • olegzhuk7897· 2012-05-13 01:48:33
    Убейте, но никак не соединяются в голове согревание души обложкой десятого альбома и отрицание прелестей тухмановского альбома. Ilya, а что с Вашей головой?!
Все новости ›