ГРИГОРИЙ ГОЛЬДЕНЦВАЙГ о прозрачном потреблении, системах рекомендаций и «как-бы-знании» медиаплатформ
Коллега в замешательстве. Дочь-пятиклассница несколько раз прослушала с его компьютера свою любимую песню — вот эту. Важная песня в жизни каждой пятиклассницы.YouTube, Last.FM и Spotify дружно
Читать!
Другая моя знакомая по роду деятельности — менеджер поп-групп. Часть ее работы — отслушивать и мониторить везде, где возможно, творчество подопечных талантов. Так, чтоб в итоге ни одна пятиклассница от этих талантов не ускользнула. Если взглянуть на сгенерированные онлайн-рекомендации, предлагаемые ей, то Джастин Бибер там — не самое страшное. У коллеги — абонемент в консерватории.
Мой собственный Last.FM, в какой-то момент синхронизировавшийся с iTunes и вообразивший, что все, что я слушаю, слушается через iTunes, заботливо собирает мне список рекомендованных концертов: группа «Ленинград», группа «Ночные снайперы» и фестиваль «Чартова дюжина». Я действительно играю «нашерадийный» рок со своего компьютера перед редкими русскими концертами. Онлайн-платформе этого достаточно, чтобы раскусить мои заветные предпочтения.
Любая система подлежит отлаживанию. Чем больше слушаешь — тем точнее рекомендации. Чем больше купил в нашем супермаркете — тем больше бонусов накопил: получи любимый йогурт бесплатно и рулон туалетной бумаги за полцены. Карты нашей сети супермаркетов также действительны в сети аптек, сети мебельных магазинов и сети фитнес-центров. Все ходы записаны.
Настроить онлайн-платформы точнее, чтобы они не были карикатурны, — куда как реальная задача. Но штука не в точностях добровольной настройки и даже не в проказах дочери-пятиклассницы. В древней советской пьесе проблема была сформулирована так: «Ваня, голубчик, тебя я крестил! / Я вас об этом совсем не просил!» Кто-то сверху по умолчанию решил, что всяк пользователь нуждается в рекомендациях и подсказках. Чем больше и точнее подсказать — тем дольше задержится. Ой ли?
Медиаплатформы с лихостью монетизировали пользовательский капитал. Прослушивания и просмотры оборачиваются бесплатной пользовательской работой (за которую с пользователя зачастую еще и норовят снять денег: поработал? Заплати!). Головы пользователей тем дороже, чем больше о них известно и чем легче их ранжировать, сгруппировать, настроить по фильтрам. Знание, что вы послушиваете Эрика Сааде, — товар. А вот к бабушке Эрика Сааде: отвлекитесь от этого текста и посмотрите на рекламную строку в своей гугл-почте. Вас правильно продали рекламодателю? Или — как бы — слышали звон?
Как-бы-знание, знание-профанация — результат проблемы, о которой твердят не первый год: чем более разносторонние и спонтанные паттерны потребления пользователь будет демонстрировать, тем сложнее отладить точную систему рекомендаций и предугадать принципы выбора. С разносторонним пользователем — сплошные хлопоты. Пользователь, заведомо не стремящийся превращать свои вкусы в демонстративный манифест, так и вообще — помидор с подбитым бочком.
Еще один миф, тесно связанный с как-бы-знанием: пользователи мечтают о совместной деятельности в рамках кружков по интересам. Стремятся узнать, куда идут друзья, чтобы последовать их примеру. В самом деле? Ну вот, скажем, я неловко себя чувствую на концерте De Eneste To, когда надо, по логике, поддакивать («о да!») гордо улыбающимся датским знакомым, отвечать на СМС: «Мы едим у тайцев, придем к тебе сейчас. Хорошо играют?» — и на звонок коллеги-агента: «Посчитаем бюджет через полчаса за малой сценой». Не за тем я сюда пришел — De Eneste To, кроме пяти миллионов датчан и меня, не нужны решительно никому. И мне, кроме них, в этот момент никто не нужен. Сколько же можно разделенной радости.
Читать!
И все бы хорошо — только оплата на кассе ведь еще не есть исповедь.
Медиамаркетинг упрям. Как поется по этому поводу в любимой песне пятиклассниц (сверим текст):
«Стоп, донт телл ми итс импоссибл
Коз ай ноу, итс пос-си-бал!»
Свидетельствую: я только что прослушал эту песню. Занесите, пожалуйста, ее в список моих новейших предпочтений.
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452192
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343640
- 3. Норильск. Май 1269869
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897947
- 5. Закоротило 822542
- 6. Не может прожить без ирисок 784414
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761647
- 8. Коблы и малолетки 741947
- 9. Затворник. Но пятипалый 473159
- 10. ЖП и крепостное право 408260
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404371
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371550
в следующий раз, когда будете собираться на концерт De Eneste To -- создайте соответствующее событие в ласт.фм на радость остальным девиантным меломанам.