Маска кенийского шамана на самом деле дизайнерская.

Оцените материал

Просмотров: 17691

ТМБЛНД НШГ ВРМН

Андрей Никитин · 09/09/2011
Кто такой SBTRKT, почему он носит маску кенийского шамана и за что его сравнивают с рэп-гигантом Тимбалендом?

Имена:  Тимбаленд

©  Young Turks

SBTRKT

SBTRKT

Когда в уважаемом западном издании написали, что в анонимном лице, выступающем под псевдонимом SBTRKT, мы, может статься, имеем дело с Тимбалендом нынешнего десятилетия, трудно было не подумать, что эти журналисты опять перебарщивают. Но вышедший этим летом дебютный альбом SBTRKT убеждает, что натяжка, если она и есть, вполне простительна. И что, вполне может быть, у нас появился новый Тимбаленд.

Новая поросль бас-музыкантов приучила нас к анонимности как к чему-то обязательному. Но в случае с SBTRKT (произносится subtract) есть свои тонкости. Все, кому это хоть сколько-то интересно, знают, что по-настоящему нашего героя зовут Аарон Джером, что он охотно раздает интервью, во время которых, как сообщают очевидцы, преспокойно жрет пиццу и не заботится ни о какой секретности. Так что для срыва покровов анонимности достаточно забить Aaron Jerome в поиске YouTube и получить для изучения подборку видео, интервью и лайвов.

Называя SBTRKT дебютантом, мы держим в уме, что он в профессии уже около десяти лет. Под своим оригинальным именем Аарон записывал музыку, к которой на его родине клеились тэги broken beat, chillout, trip-hop, nu jazz; делал ремиксы на продюсера Мадонны Уильяма Орбита или хип-хоп-гуру из России DJ Vadim. А вот видный представитель бас-сцены SBTRKT появился где-то в 2009-м. Тогда сменился вектор и в музыке Аарона Джеймса — звук стал грязным, упругим, басовитым. Тогда и появилась и «маска кенийского шамана» (на самом деле дизайнерская), надежно скрывающая его лицо во время выступлений и ставшая, так сказать, частью фирменного стиля — примерно как у MF Doom или участников коллектива Slipknot.

©  Young Turks

SBTRKT

SBTRKT

Отвечая на вопрос, зачем ему этот камуфляж вдруг понадобился, Аарон длинно рассуждает про возможность сохранять прежние отношения с реальным миром без поправок на популярность. Словом, музыка отдельно, поход за пиццей отдельно, и никто не пристает.

Цитата: «Я делаю слегка неожиданную музыку, и маска — часть этой идеи. Людей должна интересовать музыка, а не где я рос и что ел на завтрак».

Руководствуясь этой логикой, он шифровался и когда рассылал дебютные треки SBTRKT диджеям и радиоведущим. В числе тех, кому он понравился, были важные для этой сцены люди с BBC Мэри Энн Хоббс и Энни Мак, а также Грэм Синден c Kiss FM, которые и привлекли к нему первое внимание, а там пошло-поехало. Впрочем, Аарон, возможно, темнит. Ему уже задавали вопросы: как ты, неизвестный музыкант, с ходу стал получать столько заказов на ремиксы (а в числе его клиентов были Basement Jaxx, Underworld, M.I.A., Radiohead, These New Puritans, Tinie Tempah, Mark Ronson). Про диджея и радиозвезду Синдена, который первым стал играть его треки, Аарон как-то проговорился: «Да мы были знакомы еще пять лет назад, просто, когда он приглашал меня выступить, понятия не имел, кто такой SBTRKT, а встретились — и сразу друг друга узнали». Недоговаривает?

Цитата: «Есть большие артисты, которым я сам хотел сделать ремикс; есть ремиксы, создание которых просто принесло мне гигантское удовольствие: Fantastic Mr Fox, These New Puritans, Modeselektor. Последним я писал несколько месяцев, я их поклонник. Basement Jaxx и Tinie Tempah достались мне через лейбл. Авторы оригинала обычно довольны. Не люблю только, когда обращаются с лейблов и говорят: “Сделай ремикс, который будет звучать, как вот та твоя песня”. Нет. Представители Kelis попросили у меня рок-саунд — я что, когда-то играл рок? Я отказал еще нескольким большим музыкантам».

Так или иначе, у SBTRKT стали выходить первые записи. Сначала на безымянных лейблах (white label) «Right Place» — видимо, первый трек, обнародованный под именем SBTRKT, ремикс на десятилетней давности композицию Radiohead.



Ровно так же был издан ремикс на мегахит Goldie «Timeless». Уже в них прорезается индивидуальный почерк, который еще пройдет обкатку и трансформируется в нечто совсем иное.




В 2010 году SBTRKT выпускается на лейблах Brainmath и Young Turks, выпускает совместки с Грэмом Синденом, становится героем популярной дабстеповой колонки Мартина Кларка на Pitchfork, записывает микс для радиошоу Мэри Энн Хоббс — словом, выполняет все телодвижения, необходимые для роста популярности. Но не хайпом единым. Музыка Аарона Джерома оказывается вполне многообразной и убедительной; каждый следующий сингл или EP раскрывал SBTRKT с новой стороны и подогревал интерес к альбому, который вышел только летом 2011-го.

Обложка альбома «SBTRKT»

Обложка альбома «SBTRKT»

Дебютный альбом, который тоже назывался «SBTRKT», ощутимо отличался от предыдущих синглов и ЕР. Им тоже было непросто привесить ярлык: где-то они обнаруживали свои тустеповые корни, порой что-то заимствовали из дабстеп-инструментария, так что проще всего было называть это ничего не объясняющими словами bass или future garage. Альбом оказался другим. Во-первых, это скорее песни, чем треки. Во-вторых, в нем очень много пустоты и тишины, нарушать которые возможно только самыми деликатными способами. SBTRKT говорит, что сознательно ограничивал себя, потому что боялся перемудрить. Оставлял в треках только самое необходимое, самое обязательное.

Хороший пример такого «самоминимализма» — песня «Hold On» с лаконичной мелодической линией на маримбе и бас-бочкой. Плюс соул-вокал плюс деликатные подложки; в итоге — редкая удача:



Такой подход к звуку не новость, да и не менее модные сейчас продюсеры Джейми Вун с Джеймсом Блейком ходят соседними дорожками. Как и они, SBTRKT не держится обеими руками за ценности бас-сцены, которые для него все же заемные. Он мыслит шире, имея в виду и соул, и какую-то лефтфилд-электронику, и еще что-то такое, что позволяет рассматривать LP «SBTRKT» в плоскости передовой поп-музыки. Он говорит, что меньше всего хотел бы закопаться в рамках одного стиля, с тем чтобы попылить пару лет и исчезнуть. Ровно так же действовал рэп-продюсер Тимбаленд, который многое заимствовал за рамками жанра, а затем перешел на сторону зла: максимально мейнстримизировал и подмял под себя жанр. До вселенской популярности SBTRKT далеко, но к его песням уже пора добавлять тэги «клуб», «поп» и «вокал».


ВЛИЯНИЯ

Всеядный SBTRKT рассказывает, что, помимо традиционного гэриджа, впитал электро, хаус, инди и нью-вейв. Слушал Masters At Work с их хаусом, слушал драм-н-бас эпохи Reinforced и Metalheadz, оттуда пришел к тустепу. Из тустепа через broken beat добрался куда-то, где были Appleblim, Kode9, Burial. В числе единомышленников на бас-сцене называет Roska, Ramadanman, Untold, Falty DL, James Blake, Mount Kimbie, Lil Silva, Machinehead. На соседнем, более широком поле выделяет Santigold, Metronomy, M.I.A, Little Dragon, The XX, Animal Collective: «Люблю их песни, энергию и позицию».


ПОДЕЛЬНИКИ

Любому Тимбаленду нужна команда приглашенных вокалистов. SBTRKT разборчив в творческих связях и является противником теории, что союз двух популярных музыкантов на выходе всегда даст хит. Среди его подельников люди по большей части малоизвестные.

Sampha
Познакомился с Аароном благодаря лейблу Young Turks, поучаствовал примерно в половине треков как сопродюсер. И примерно в половине спел.

SBTRKT. «Something Goes Right» (feat. Sampha)


Его вокал, напоминающий классиков американского соула, — козырная карта. Не так давно Sampha выложил сольную композицию «Indecision», которая прочит ему судьбу большого человека в новой соул-волне:



SBTRKT и Sampha исполняют «Hold On» на фестивале в Ридинге


Jassie Ware
Как и SBTRKT с Sampha, относится к лейблу Young Turks и прежде записывалась чуть ли не с каждым музыкантом из его каталога. В этом году попала в новостные ленты, записав вокал на трек «Vision» для бристольского дабстеп-божка Joker. На альбоме SBTRKT спела в одном из самых красивых треков.

SBTRKT. «Right Thing To Do» (feat. Jessie Ware)


О ней мало что можно сказать: девушка однажды засветилась в боевом uk funky «Stupid» от известного бристольского деятеля Redlight. SBTRKT предложил с Роузис трек нежнее.

SBTRKT. «Pharaohs» (feat. Roses Gabor)



Юкими из Little Dragon
Первый сингл с альбома был записан с вокалисткой Юкими Нагано из шведской синти-поп-группы Little Dragon. Он даже получил популярность в Америке благодаря незапланированной версии с участием тамошней рэп- и R’n’B-звезды Дрейка; звучит как внезапная вылазка на территорию настоящего Тимбаленда.

SBTRKT. «Wildfire» (feat. Little Dragon)

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • yok· 2011-09-09 22:58:53
    Интересно, для кого все это пишется?
    И есть ли пересечение с читателями других разделов?
  • raving-sane· 2011-09-10 23:48:00
    Для меня, например, и еще для пары тысяч человек, которые заходят в раздел «Современная музыка» за современной музыкой.

    Андрей, только white label это немного не то, что у тебя написано.
  • Andrey Nikitin· 2011-09-12 17:24:26
    Гоша, а у меня про white label было написано немножко не то, что написано здесь)
  • Anastasia Langer· 2012-01-12 18:57:36
    ЗГЛВК КРТ :)
  • Serge Smith· 2012-01-19 20:18:05
    недавно послушал дискографию сабтракта. так что интересно было почитать, хоть и некоторая часть была известна.
    а по поводу для кого оно пишется. люди рано или поздно нажимают кнопку разместить в соц сети, во френдленте замечают, например я.. что до других разделов, то даже как-то не особо интересно..
Все новости ›