Оцените материал

Просмотров: 21678

«ЛИМОN/OFF»

Александр Великанов · 18/06/2012
Песенная рок-сюита на стихи Эдуарда Лимонова с комментариями продюсера проекта, адвоката Сергея Беляка

Имена:  Сергей Беляк · Эдуард Лимонов

В конце мая компания «Союз-Мьюзик» выпустила необычный альбом — двухдисковый сборник под названием «ЛИМОN/OFF», на котором больше 20 музыкантов исполняют песни на стихи Эдуарда Лимонова. По словам автора идеи сборника и его продюсера Сергея Беляка, адвоката и давнего друга поэта-писателя-политика, — это не просто сборник, а рок-сюита, которая должна открыть людям другого Лимонова. Среди участников кроме самого Беляка, который не только организовал и финансировал проект, но и сочинил несколько песен, — «Разные люди», Захар Май, Александр Лаэртский, «Барто», «Братья по разуму», Паук, «НОМ», а также музыканты из Латвии и Испании и детский хор из Санкт-Петербурга.

Захар Май - Ножик


OPENSPACE.RU списался с Сергеем Беляком по почте.


— Расскажите о своем музыкальном прошлом, которое у вас очевидно присутствует. Почему вы стали адвокатом, а не музыкантом?

— Учился в музыкальной школе, но вовремя бросил. Самоучка (что типично для рок-музыкантов моего поколения). Играл в различных школьных, дворовых и студенческих группах. Стал адвокатом, потому что это не менее творческая и не менее интересная профессия, чем музыкант, художник, журналист, литератор или артист.

— Ваша аттестация проекта — «рок-сюита» — предполагает какое-то послание или даже сюжет в подборке песен и их последовательности? Что это за послание?

— Да, «ЛИМОN/OFF» — рок-сюита со всеми характерными признаками произведений этого жанра и такой музыкальной формы (аналоги — «Сержант…» The Beatles, масса альбомов Pink Floyd, тухмановский альбом «По волне моей памяти» и т.д. и т.п.). Это рассказ о людях, наших современниках (лирическом герое и героях), которые сродни Лимонову, которые близки ему по темпераменту, по духу, по взглядам на мир, на окружающих людей, на себя самого и свое место в этом мире. Эти герои противоречивы, как и сам Эдуард, они ищут себя, жаждут любви, понимания, верности, но не всегда находят все это. Там есть место и любовной лирике, и социальным темам, там есть описания быта, который окружает героев, там есть воспоминания и мечты, философские размышления и проклятия, брошенные холодному, равнодушному, несправедливому, по мнению основного героя (и героев), миру. Там есть много еще чего. Слушайте, размышляйте и… получайте удовольствие, так как все это не только прекрасная, настоящая ПОЭЗИЯ, но и МУЗЫКА! Я хотел, чтобы этот альбом был наполнен яркими, неожиданными музыкальными красками, чтобы из одной вещи (одной части сюиты) вырастала другая, потом — третья… Чтобы один трек (одна часть сюиты) оттенял или подчеркивал то, что его окружает. Там есть своя драматургия, своя динамика. Там есть пролог и эпилог.

В таких больших произведениях не бывает все ровно (я не знаю ни одного человека, которому бы нравились все треки без исключения даже в упомянутых мною шедеврах мировой и советской рок-музыки), а здесь задача была еще сложнее, так как в проекте было собрано не только множество исполнителей, но и несколько авторов-композиторов! И как бы я ни влиял на них, они все равно отличались друг от друга и по мастерству, и по манере игры, и по стилям своего творчества! А я именно этого и хотел! Я хотел, чтобы так оно и было, потому что стихи Лимонова, которые я отбирал для исполнителей или они отбирали для себя (но все равно советовались со мной), были написаны Поэтом в разное время — от 60-х годов прошлого века до самых современных, написанных в этом году! Это были стихи человека, который менялся с годами, менялись города и страны, где он их писал, менялись целые эпохи! И здесь ошибкой было бы всех исполнителей подравнять под одну гребенку или сделать альбом на музыку только мою собственную либо какого-то другого одного композитора. Я хотел разнообразия, хотел смешения стилей, ритмов, звуков, голосов, инструментов, красок. Что получилось — судить слушателям. Убежден, что у одного человека будут одни любимые треки в этом альбоме, у другого — другие. А потом может все поменяться. Ведь мы меняемся сами, и меняются наши ощущения, меняются наши взгляды и наше отношение к одному и тому же произведению искусства.

Да, здесь есть проходные, «отбивочные» треки (части), но они очень важны для всего произведения в целом. Они скрепляют его, как мышцы скрепляют кости, они дают возможность «отдохнуть», «перевести дух» от только что услышанного или, наоборот, подготовиться к тому, что ожидает слушателя впереди.

Питерские мишки - Во лесу-лесочке


— Самый оригинальный трек на альбоме — песня Александра Лаэртского и Dub TV, которая представляет собой пять секунд беззвучия. Где Лаэртский?

— Вы спрашиваете: «Где Лаэртский?» Отвечаю: ОН БОЛЕЕТ. Именно в качестве такого «ответа», такого напоминания всем и вся о несчастье, постигшем моего друга, прекрасного поэта и музыканта Сашу Лаэртского, я и включил его «трек» в альбом. На самом же деле Саша сразу согласился участвовать в проекте. Он отобрал для себя стихотворение из тех, что я ему переслал, и вместе с ребятами из Dub TV уже даже записал музыку (и очень радовался этому, писал мне, звонил!). Но потом — инсульт, длительное лечение… Он до сих пор нуждается в лечении и уходе, друзья и поклонники помогают ему, собирают на лечение деньги, но ситуация, к сожалению, остается тяжелой. Будучи человеком неимоверно одаренным, глубоко порядочным и настоящим профессионалом, Саша не захотел, чтобы в альбом «ЛИМОN/OFF» (где слово занимает не последнее место) вошел его недоделанный трек, «полуфабрикат». Но место в альбоме для этого трека уже было мною определено. И тогда я предложил Саше оставить этот трек за ним: «Выздоровеешь, допишешь песню, и мы специально переиздадим альбом, где уже будет эта твоя песня. И меломаны будут коллекционировать оба издания». Саша согласился. Не знаю, делал ли кто-нибудь до нас подобное. Думаю, что нет. Но это, я убежден, полностью соответствует самому духу рок-н-ролла и неписаным принципам рок-н-ролльного братства.

{-page-}

 

— Вмешивались ли вы, как продюсер, в работу участников проекта? Пытались ли задавать стилистические рамки или правила игры? Отправляли ли песни на переделку?

— Вмешивался самым активным образом, в том числе и отбирал для большинства из них стихи с учетом их музыкальных возможностей и стилей, в которых они работают, задавал и стилистические рамки, и правила игры, вносил коррективы в уже сочиненные мелодии, отправлял некоторые песни на переделку, а некоторые варианты категорично отвергал. И во всем этом нет ничего необычного, это нормальная работа продюсера, отвечающего за все, в том числе и за окончательный продукт. Альбом «ЛИМОN/OFF» — это, конечно, чисто продюсерский проект. Здесь, кроме меня, никто из музыкантов не знал и даже не догадывался о том, как я их произведения в конечном счете буду использовать, как расположу в альбоме. Это как актеры в кино, которые не знают, что выйдет в итоге на экран. Это знает только режиссер. В грамзаписи такая роль отведена продюсеру. Особенно в таких проектах.

— Не было ли у вас идеи привлечь к этому проекту каких-либо музыкантов из поп- или рок-мейнстрима?

— Нет, такого желания не было. Критерием отбора участников проекта были ТАЛАНТ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ и НОНКОНФОРМИЗМ. Большинство наших поп-рок-«звезд» этими тремя качествами не обладают. Это мой грустный вывод.

Сложившийся в России политический режим и радикально непримиримое к нему гражданское отношение писателя и поэта Эдуарда Лимонова, конечно, создавали всем нам дополнительные трудности, с которыми нужно было считаться и которые приходилось (иногда, признаюсь, с колоссальными нервными затратами) преодолевать. К тому же (в том числе и по вышеназванной причине) мы понимали, что при всей актуальности или даже «культовости» проекта он не является коммерческим. Однако именно это понимание и давало нам творческий простор, освобождая от необходимости понравиться абсолютно всем, в том числе и «сидящим в ложах», а также от необходимости приглашать в качестве хедлайнеров для участия в нашем проекте рок-звезд, обласканных Кремлем. Впрочем, я изначально был против приглашения в проект и рок-музыкантов из лагеря так называемой оппозиции. И, слава Богу, те немногие из них, кому мы (из уважения) все-таки сделали такие предложения, не успели или не смогли по разным причинам принять участие в проекте. В итоге получилось так, как и было задумано: никакого отношения к политике альбом «ЛИМОN/OFF» не имеет.

— Каким тиражом напечатаны обычное издание диска и deluxe? Куда пойдут доходы от продаж альбома?

Deluxe edition, как и полагается (это общемировая традиция), издан ограниченным тиражом — 1000 экз. В этом его ценность. Там помимо двух дисков большой буклет с массой фотографий Лимонова, его друзей, жен, девушек, музыкантов и с аннотациями (моей и Лимонова), а также с информацией обо всех участниках альбома — на русском и английском языках. Там же — двусторонний постер и значок.

В стандартном издании альбома, кроме дисков и информационного вкладыша, ничего нет. Тираж такого издания большой, всем желающим его приобрести хватит.

Говорить о доходах от продажи альбома, думаю, преждевременно. А нас с Лимоновым эта тема вообще не интересует, ведь мои затраты как продюсера на запись этого альбома в десяток раз превышают любые, даже самые смелые, прогнозы на получение прибыли от его продажи. И «отбить» эти деньги можно только концертами. Но мы таких планов пока не строим. Вообще создание такого музыкального альбома, где 28 треков и больше 20 исполнителей, — удовольствие не из дешевых. А как подсчитать умственные и душевные затраты, как подсчитать время? Ведь мы записывали этот альбом ровно два года!

— Какая ваша любимая песня на диске? И какая больше всего понравилась Эдуарду Вениаминовичу?

— Никого не хочу обижать из своих друзей-музыкантов. Мне нравятся все песни альбома. Иначе бы я их в альбом не включил. Сегодня я дважды с удовольствием прослушал трек «НОМа», а вчера несколько раз слушал «Ножик» Захара Мая и «Потерпевший кораблекрушение» группы Shaggy Train. Завтра, возможно, захочу послушать «Барто» или «Газон», а может быть, латышей из Triana Park или Паука…

Лимонову, как я видел, тоже нравятся многие песни.

НОМ - Я — Эдуард!


— Какую нерусскую музыку вы любите?

— Самую разную: от The Beatles и Rolling S. до Pink F. и Yes, от The Ramones до Sparks, от The Doors до Eminem. Все и не перечислить.

Альбом «ЛИМОN/OFF» уже в продаже

 

 

 

 

 

Все новости ›