Песенные муки главной на свете кинопремии – об очередных соискателях «Оскара» за лучшую оригинальную песню и тех, кто мог – или должен – был оказаться на их месте
Что общего у песен «Moon River» и «The Time of My Life»? «Take My Breath Away» и «Streets of Philadelphia»? «Over the Rainbow» и «The Shadow of Your Smile»? Самый очевидный ответ: то, что все они – более или менее общепризнанная классика. Еще один, тоже напрашивающийся, но
Читать!
Все изменилось с наступлением нулевых, начавших за здравие (на статуэтку претендовали в числе прочих Боб Дилан и Бьорк), но стремительно скуксившихся: на протяжении большей части декады в рядах соискателей мельтешили, главным образом, фрагменты мюзиклов, песни из мультиков и вездесущий Стинг. Справедливости ради, два запоминающихся трека – и заслуженных триумфа – двухтысячные нам все же подарили: Эминем стал первым оскароносцем в истории хип-хопа (правда, статуэтку за «Lose Yourself» из «Восьмой мили» приехал получать не он, а один из его соавторов), а победа Глена Хансарда и Маркеты Иргловой с песней «Falling Slowly» из инди-мюзикла «Однажды» стала одним из лучших моментов церемонии 2007 года.
Даже в прошлом году академикам удалось кое-как избежать позора – выручил известный саундтрековых дел мастер Ти-Боун Бёрнетт, написавший на пару с новичком Райаном Бинэмом кантри-балладу «The Weary Kind». Фильм «Сумасшедшее сердце», для которого она была предназначена, вписался в число претендентов на «Оскар» в последний момент и не прогадал: исполнителю главной роли Джеффу Бриджесу и Бёрнетту с Бинэмом не было равных по ходу всего призового сезона. Сезон нынешний – совсем другая история: ничего похожего на консенсус не наблюдается ни среди критиков, ни среди композиторов и сонграйтеров, состоящих в киноакадемии и наковырявших по итогам 2010 года жалкую четверку номинантов.
Это значит, что лишь четыре песни из насчитывавшего свыше 40 позиций лонг-листа смогли получить необходимый для номинации средний балл – 8,25 по 10-балльной шкале. И если в недоборе номинантов двухлетней давности винить стоило самих академиков (прокативших, скажем, Брюса Спрингстина с заглавной песней из «Рестлера»), то теперь взятки с них гладки. Достаточно потратить пару часов и послушать все претендовавшие на признание сочинения, чтобы убедиться: выбирать киноакадемии было, в общем и целом, не из чего.
Восстановив в памяти недавние примеры действительно удачных песенных попаданий в тот или иной хороший фильм, я не нашел среди них ни одной оригинальной или хотя бы новой (свежее других была «Festival» Sigur Rós, украсившая кульминацию «127 часов», все остальное – сплошь классика: The Beatles в «Социальной сети», Бобби Уомак в «Аквариуме», AC/DC во втором «Железном человеке»). Очень здорово вписалась в драматургию «Голубого Валентина» песня его штатных композиторов Grizzly Bear, но и она оказалась не новой. Итак, что же мы находим в сухом остатке?
Для начала – четыре песни с теми или иными шансами на «Оскар». Лучшие – у одного из анимационных хитов, третьей «Истории игрушек» с «We Belong Together» (потому что объяснимая любовь академиков к пиксаровской франшизе может выйти за пределы единственной профильной номинации только здесь) или «Запутанной истории» с «I See the Light» (потому что у автора песни Алана Менкена уже восемь «Оскаров», то есть в киноакадемии его, кажется, знают и ценят). Явный аутсайдер – «Coming Home» из сезонной кантри-драмы «Country Strong» (в российский прокат выходящей под искрометным названием «Я ухожу – не плачь»). И, наконец, мой фаворит – довольно нудная, но своевременно (и аж дважды) отвечающая интересам фильма «If I Rise» из тех же «127 часов» (музыку для песни сочинил индус Рахман, два года назад озолоченный за «Миллионера из трущоб», слова – Ролло и Дайдо Армстронг, последняя ее и спела).
Всех страшно удивило отсутствие среди номинантов песен из «Бурлеска» (награжденная за «You Haven’t Seen the Last of Me» «Золотым глобусом» Дайан Уоррен – еще одна любимица киноакадемии), но тут восторжествовала справедливость: песни там даже по меркам Кристины Агилеры довольно никчемные. Ждали в топ-5 еще одну песню из «Country Strong», написанную Крисом Мартином из Coldplay и спетую его женой Гвинет Пэлтроу «Me and Tennessee», или «Shine» Джона Ледженда из документалки «В ожидании супермена», – но не дождались. Осторожно ставили на «Chanson Illusionist» из «Иллюзиониста» Сильвена Шоме, но его сочинительские подвиги по-прежнему ограничиваются песней, также известной как шнуровский «Геленджик».
Без внимания остались и солист Sigur Rós Йонси с песней, озвучившей титры мультфильма «Как приручить дракона», и фронтмен Pearl Jam Эдди Веддер, которого невесть как занесло в экранизацию дамского бестселлера «Ешь, молись, люби», и разошедшийся Бек, замеченный с новыми песнями сразу в двух фильмах («Скотт Пилигрим против всех» и «Жизнь в военные времена») – не говоря уже о таких экзотических вариантах, как Owl City («Легенды ночных стражей»), Мика («Пипец») или Джеймс Мерфи («Гринберг»).
Между тем двумя безоговорочно лучшими песнями, попадающими под определение киноакадемии («Оригинальная песня, состоящая из музыки и текста, написанных специально для фильма <…> используемая во время фильма или под первым номером в финальных титрах»), разродилась, если прислушаться, третья часть «сумеречной» трилогии про вампира, оборотня и целующуюся то с одним, то с другим Кристен Стюарт.
Читать!
Впрочем, до уровня «Moon River» или «The Shadow of Your Smile» и им как до Луны.
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Не могу избавиться от злорадной мысли, что это им кармическая месть навсегда за Эллиота Смита, "проигравшего" Селин Дион в 1998 году. Вот теперь и плавают, что твой Титаник.
-
да-да, и это тоже!
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3456001
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2346115
- 3. Норильск. Май 1273775
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899233
- 5. ЖП и крепостное право 853112
- 6. Закоротило 824503
- 7. Не может прожить без ирисок 792355
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766500
- 9. Коблы и малолетки 745372
- 10. Затворник. Но пятипалый 479401
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409898
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 375050