Radiohead, R.E.M., Пи Джей Харви, Godspeed You! Black Emperor, U2 против Coldplay, Канье Уэст заодно с Jay-Z и другие предположительные герои 2011 года
Впервые на моей памяти подведение музыкальных итогов года свелось к столь узкому кругу подозреваемых: выбирая между Arcade Fire и Канье Уэстом, было сложно ошибиться – и решительно невозможно соригинальничать. Почему так вышло? Мне кажется,
из-за коллективного молчания, грандов дежурными победами которых так легко прикрываться, когда не хочется (или не можется) врубаться ни в витч-хаус, ни в гипнагогию, ни в постметал: в 2010 году ничего нового не выпускали ни Дилан, ни Radiohead, ни Спрингстин, ни U2. Последние впервые со времен мезозоя отыграли концерт, обошедшийся без солд-аута (в Москве), все равно заработали кучу денег, но гастрольный бизнес от кризиса не спасли – озверевший от последствий ресешна и цен на билеты среднестатистический потребитель стал ходить на концерты так же, как уже довольно давно покупает диски, – раз в год.
А теперь – хорошие новости. Если верить анонсам, 2011 год обещает драматически исправить ситуацию: гранды, все как один, планируют новые альбомы и приуроченные к их выходу турне, давно безмолвствующие любимые группы – хотя бы временно воссоединиться, а Канье Уэст – стать популярнее Иисуса Христа. Да что там – количество больших артистов, собирающихся быть на виду в новом году, столь велико, что ежегодный вопрос о молодой шпане можно в обозримом будущем не поднимать. Вот основные информационные поводы, благодаря которым на 2011 год очень надеюсь лично я.
Если кому-то кажется, что Канье Уэста в последнее время слишком много, то новый год докажет, что пределов нет ни совершенству, ни габаритам отдельно взятого эго. Очень скоро из каждого утюга зазвучит его записанный в стилистике «Винни-Пух и все, все, все» суперхит «All of the Lights», ближе к концу года Канье получит дюжину номинаций на «Грэмми», а где-то между этими двумя событиями выйдет совместная пластинка Уэста и еще одного монстра рэпа, Jay-Z, получившая несколько двусмысленное название «Watch My Throne» и описываемая самим Канье как «хип-хоп haute couture». Также важно: в записи нового альбома Foo Fighters принял участие бывший бас-гитарист Nirvana Крист Новоселик. Экс-барабанщик Nirvana Дэйв Грол называет пластинку самой тяжелой – в хорошем смысле – записью FF и готовится порвать на лоскуты половину летних оупен-эйров, в хедлайнеры которых его ансамбль записывают разве что не поминутно.
В ближайших планах экс-фронтмена Blur – по меньшей мере пять альбомов, не имеющих никакого отношения к Blur: сиквел «Plastic Beach» Gorillaz; второй альбом The Good, the Bad & the Queen; коллаборация с басистом RHCP Фли и барабанщиком Тони Алленом; написанная на пару с автором «Хранителей» Аланом Муром опера и, наконец, сольный диск «романтических песен». Что из этого случится в 2011 году, наверняка не скажешь, но вклад Дэймона в современную поп-музыку чем дальше, тем больше напоминает ежегодный налог на недвижимость – обязательный и значительный.
15-й альбом R.E.M.
Записанная в Берлине, Нэшвилле и Новом Орлеане, новая пластинка R.E.M., «Collapse into Now», постарается угодить всем их поклонникам, обещая и баллады, и среднетемповые вещи, и рок-н-ролльные боевики. Среди специальных гостей – Патти Смит, Пичиз, солист Pearl Jam Эдди Ведер и лидер The Hidden Cameras Джоэл Гибб, продюсировал альбом Jacknife Lee (соучастник записи CD «Accelerate» двухлетней давности, повсеместно признанного возвращением R.E.M. в форму), а гастролей в его поддержку я буду ждать даже больше, чем собственно новых песен.
Одними из первых в новом году отстреляются шотландцы Mogwai (пожалуй, самые убежденные ортодоксы среди главных групп построка) и моя любимая артистка Пи Джей Харви. Что их роднит? Во-первых, уже обнародованные и, по-моему, замечательные названия их будущих альбомов – «Hardcore Will Never Die, But You Will» и «Let England Shake» соответственно. Во-вторых, то немаловажное обстоятельство, что и привыкшие топтаться на родной лужайке Mogwai, и бросающая(ся) из жара в холод Полли Джин благополучно дожили до статуса мэтров, так и не выпустив ни одной посредственной пластинки.
U2 против Coldplay
Дебютировав с альбомом «Parachutes» в год выхода десятой пластинки U2 «All That You Can’t Leave Behind» (не очень интересной, зато награжденной семью «Грэмми», разошедшейся 12-миллионным тиражом и возвестившей об окончании «экспериментальной» фазы развития группы), Coldplay умудрялись избегать прямых контактов со своими непосредственными конкурентами на протяжении целой декады. Но в 2011 году лобового столкновения, кажется, не избежать: и тем и другим предстоят и новые альбомы, и мировые турне. Особенно любопытно, что ответственный за канонический звук U2 Брайан Ино во второй раз подряд работает с Coldplay, тогда как ирландцы впервые прибегли к услугам сверхпродюсера наших дней Danger Mouse. Билеты на два монреальских шоу U2 следующим летом у меня уже в кармане, а вот рождественский сингл Coldplay оказался так себе – первый раунд, похоже, за ветеранами.
Реюнионы любимых групп
А впрочем, не мировым господством единым – сразу три вечера 2011 года отданы мной на растерзание великой монреальской группе Godspeed You! Black Emperor. Пятидневной резиденцией в родном городе завершится первая, гастрольная часть реюниона GY!BE, собравшихся вместе после семилетнего тайм-аута – но даже если концертами все и ограничится, жаловаться будет грешно: судя по тому, что творят живьем Thee Silver Mt. Zion, их старших братьев стоит ждать и бояться. Кроме того, после пятилетнего отсутствия в бизнес возвращаются Red Hot Chili Peppers (ура) и System of a Down (ура-ура), ну а повторяться по поводу грядущего реюниона Pulp я, пожалуй, не буду – рискую задохнуться от нежности.
Новый альбом Radiohead
На фоне позапрошлогодней вереницы переизданий, синглов и финальных шоу в поддержку «In Rainbows» год уходящий оказался для поклонников Radiohead на редкость бессобытийным и крайне удачно суммировался записанным при участии Тома Йорка благотворительным синглом «2 Minute Silence» – в буквальном смысле двумя минутами тишины. Сольная активность музыкантов (блиц-турне группы Atoms for Peace того же Йорка, саундтрек к «Норвежскому лесу» Джонни Гринвуда, дебютный – и неплохой – альбом барабанщика Фила Селуэя) не остались незамеченными, и все-таки большую часть 2010 года Radiohead провели в студии, работая над новым альбомом. Когда он выйдет, каким он будет, придется ли за него платить и что должно случиться, чтобы эта группа хотя бы однажды оступилась, – околомузыкальных вопросов важнее и острее для меня в 2011 году будет немного. Точнее, один: куда ехать на Pulp?