Супергерои Kiss и Дэвид Тибет, Rolling Stones в гостях у муравьеда и еще 12 забавных комиксов про музыкантов
© Shepard Fairey / Dark Horse Comics
Orchid
12 октября гитарист группы
Rage Against the Machine Том Морелло выпустил в издательстве
Dark Horse первый из своих комиксов под названием
«Orchid». Помогал ему художник Скотт Хепберн. Главный герой комикса — 16-летняя проститутка, живущая в будущем, населенном мутантами. Помимо сюжета и текста, музыкант
написал к каждой новелле песню.
Морелло, таким образом, присоединился к большой компании музыкантов, которых можно не только слушать, но и читать-смотреть. Рисованные истории о рок-музыкантах почти никогда не публиковались в России (за исключением французской «Истории рока в комиксах», выпущенной издательством «ТОК» в 1992 году). Но за рубежом они представляют отдельную и полнокровную ветвь индустрии развлечений — далее 14 самых примечательных историй, связанных с комиксами о музыкантах.
Kiss
© Michael Golden / Image Comics
Kiss: Psycho Circus №1
Первый комикс с участием
Kiss вышел в 1977 году в издательстве
Marvel и представлял собой серию про зооморфного пришельца из космоса —
утку Говарда (этот персонаж известен в России по странному фильму 1986 года). Документально подтверждено, что в красках художник использовал кровь музыкантов.
Основательно за квартет взялись в 1997-м, когда появилась целая серия
Kiss: Psycho Circus — пожалуй, самый популярный из комиксов про
Kiss. Костюмированная хард-рок-группа в комиксе превратилась в четверку супергероев
Four-Who-Are-One, они же
The Elder. Каждый участник получил псевдоним и легенду. Джин Симмонс стал Демоном, порождением огня и тьмы, крови и грома. В комиксе его представляли так: «Демон олицетворяет месть и террор, темные порывы души смертных, но также и очищающее пламя возрождения, уничтожения, предшествующего созданию». По мотивам этого комикса вышла еще и компьютерная игра
«Kiss: Psycho Circus: The Nightmare Child» и альбом «
The Psycho Circus». Наконец, в 2002-м была запущена серия
Kiss с теми же персонажами.
Элис Купер
© Tom Sutton / Marvel Comics Group
Обложка «Marvel Premiere» №50
Великий и ужасный дедушка шок-рока дважды перерисовывался художниками. В 1979 году история по мотивам альбома
«From the Inside» появилась в журнале
Marvel Premiere — певец стал персонажем психиатрической больницы, где лечился от алкоголизма (реальный факт из биографии музыканта). В комиксе Элис Купер выставлен полным безумцем, который общается со змеей.
А в 1994-м он выступил в роли Шоумена в короткой серии
The Last Temptation по одноименному альбому. В ней он за день до Хеллоуина встречает мальчика Стивена, приводит его в свой Театр Реальности и предлагает остаться в нем, чтобы никогда не расти. Стивен отказывается и начинает расследовать тайну детских исчезновений. Так что Купер оказывается злодеем. Этот Стивен, кстати, появлялся на первом альбоме певца, «
Welcome to my Nightmare» — там восьмилетний мальчик путешествовал по ночным кошмарам.
Читать текст полностью
The Beatles
© Charlton Comics
My Little Margie №54
Разумеется, о ливерпульской четверке было выпущено немало биографических комиксов. Но, кроме этого, они появлялись в совершенно неожиданных рисованных ситуациях. Например, в одном из выпусков комикса про Бэтмена они с Робином выясняли, кто из битлов якобы умер. Четверка улыбалась с обложки комикса по мотивам телесериала My Little Margie. Герои хоррор-серии Strange Tales носили их прически. Приятель Супермена фотограф Джимми Олсен за тысячу лет до начала эры становился рыжеволосым поводом для новой волны битломании. Выходил, наконец, и комикс по культовому мультфильму Yellow Submarine.
© Dave Sim, Gerhard / Aardvark-Vanaheim
Cerebus №85
Rolling Stones
Вечно молодые и неугомонные рок-н-ролльщики несколько раз становились героями комиксов начиная с 1977 года. В вышедшем тогда комиксе про муравьеда Cerebus Дэйва Сима (всего за 27 лет он сочинил и нарисовал 300 выпусков) Джаггер и Ричардс фигурируют под именами Принц Майк и Принц Кифа (также мельком упомянуты Джордж Харрисон и Ринго Старр). Ведут они себя по-роллинг-стоуновски развязно: в первую же встречу с главным героем Принц Майк угощает его виски пополам с кодеином, после чего муравьед впадает в прострацию.
Rock 'N' Roll Comics
© Revolutionary Comics
Rock & Roll Comics: Hard Rock Heroes
Серия биографических комиксов, выпускавшаяся на рубеже 1980—1990-х издательством Revolutionary Comics под предводительством Тодда Лорена. В ней жизнь поп- и рок-звезд подавалась во всей красе: секс, наркотики и насилие. Некоторые музыканты становились персонажами комиксов не по своей воле. Бойз-бенд New Kids on the Block с издательством судились и проиграли, потому что суд признал произведения — иллюстрированными статьями (NKOTB самостоятельно выпустили шесть довольно глупых выпусков). А вот Bon Jovi и Mötley Crüe в аналогичных исках победили, потому что у групп были контракты, согласно которым издательство могло продавать комиксы только в специализированных магазинах.
Всего в серии вышло 300 книг. В 2005 году даже появился документальный фильм о Лорене Unauthorized and Proud of It: Todd Loren’s Rock ‘N’ Roll Comics. В 2009-м издательство Bluewater Productions решило перепечатать легендарную серию, причем с авторскими доработками — начали с The Beatles Experience и Hard Rock Heroes. Bluewater, безусловно, делает это не только из любви к искусству, но и к деньгам. У них выпуск рисованных биографий поставлен на поток — к примеру, в серии Female Force есть выпуск о жизни Мадонны. Там же выходит история Fame: 50 Cent — о том, как рэпер по прозвищу Полтинник работал драгдилером, а потом взлетел в чартах с хитами «In Da Club» и «How We Do».
The Nodding Folk
© World Serpent Distribution
The Apocalyptic Folk in The Nodding God Unveiled
Самый дикий пример комикса о супергероях — иллюстрированное сопровождение к «The Apocalyptic Folk in the Nodding God Unveiled», единственному синглу супергруппы The Nodding Folk, вышедшему в 1993 году. В супергруппе играли сплошь мистики и мракобесы, персонажи британского эзотерического андеграунда — Дэвид Тибет (Current 93), Джон Бэланс и Питер Кристоферсон (Coil), Стивен Стэплтон (Nurse with Wound) и другие. При этом комикс вышел очень даже смешным — в нем, к примеру, говорится, как некий Нодди (подразумевается Тибет) борется со злом и путает рейв с тайной церемонией.
Нил Янг
© Joshua Dysart, Cliff Chiang / Vertigo
Greendale
Великий фолк-рокер в 2003-м записал альбом «Greendale» о выдуманном городке в Калифорнии — по сути, это была рок-опера. Потом снял по нему фильм, а в 2007-м выпустил и комикс, который делали три года при активном участии самого Янга. Комикс рассказывает историю Сан Грин, праправнучки Джея Грина, основателя Гриндейла. В одном из эпизодов она встречает человека в шляпе, очень похожего на Янга, спрашивает, кто он, и незнакомец, в частности, отвечает: «Я тот, кто громче всех говорит “Аминь” в церкви».
Kid Koala
© Kid Koala
Space Cadet
Виртуозный диджей и продюсер сам нарисовал две большие черно-белые книги. В 2003 году это был трехсотстраничный и почти бессловесный графический комикс о влюбленном роботе Nufonia Must Fall (EP к нему — просто приложение), а в этом году Kid Koala повторил эксперимент с комиксом Space Cadet. Говорят, на эту историю о приключениях астронавтки, путешествующей в компании, опять же, робота, его вдохновило рождение дочери.
Belle & Sebastian
© Image Comics
Put the Book Back on the Shelf: A Belle & Sebastian Anthology
Уважаемая шотландская инди-группа собрала в 2006-м антологию Put the Book Back on the Shelf из 24 комиксов по мотивам их песен — сплошь от молодых и независимых художников. В лирике B&S нет нарратива, так что авторам пришлось постараться, додумывая свои сюжеты. Так, песня «The State I Am In» превратилась в рассказ о скандале на свадьбе (поскольку это единственный понятный сюжетный поворот в тексте композиции).
MF GRIMM
© Percy Carey and DC Comics
Sentences: The Life of MF GRIMM
Самая крутая рисованная биография, безусловно, у рэпера MF GRIMM. Все его альбомы вышли в нулевых вроде первого в истории хип-хопа тройного альбома «American Hunger», а вот жизненного опыта он набрался в 1990-х, о чем можно узнать в комиксе Sentences: The Life of MF GRIMM (2007) — в него стреляли, он ослеп, оглох, был парализован, впал в кому, почти полностью восстановился, употреблял наркотики и сидел в тюрьме (текст книги писал сам герой).
Рэперы очень любят рисованные истории — в них они еще круче, чем в жизни. Public Enemy в одноименном комиксе превратились в бойцовскую группировку Underground Railroad. Ghostface Killah из Wu Tang Clan сам написал текст к Cell Block Z, где себя сделал главным героем, крутым мальцом под своим же прозвищем. Трио De La Soul сопроводили собственными картинками диск «De La Soul Is Dead #1», в которых спасали мир от музыки рэп-попсовика Ваниллы Айса. А в бокс-сет 2008 года от Madvillain была вложена книжка «Meanwhile…, где продолжилась тема рисованного клипа All Caps — то есть без силача в маске не обошлось.
Тори Амос
© Jason Levesque / Image Comics
Comic Book Tattoo
Восемьдесят художников-поклонников музыки Амос собрались в книге Comic Book Tattoo, выпущенной в 2008 году. В отличие от Belle & Sebastian здесь было решено, что художники будут делать не рисованные версии клипов и прямолинейные интерпретации текстов (хотя Амос и любит выстраивать в альбоме запутанные сюжеты), а просто отражать комиксами эмоции, которые вызывает та или иная песня. Так, скажем, би-сайд 1992 года «Here In My Head» о неразделенной любви превратился в историю о девушке, которая выбирает, кем она хочет стать в жизни — человеком или птицей.
© 2011 Jason Pedersen
Unite and Take Over
The Smiths
В ноябре этого года должна выйти комикс-книга Unite and Take Over по песням The Smiths — абсолютно не имеющий отношения к группе проект, деньги на него собирались по методу краудфандинга на сайте kickstarter.com. Некоторые экземпляры будут продаваться с обложкой, на которой вместо Моррисси нарисованы вокалисты трибьют-групп.
Bassist Wanted
© Porter Mason / www.portermason.com
Bassist Wanted
Отдельная тема — интернет-комиксы, короткие стрипы, выходящие с короткой периодичностью. Пожалуй, это самые приземленные и при этом наиболее доступные музыкальные комиксы. В Bassist Wanted речь идет о двух группах тупиц-неудачников. Начинающие Ambulance Men не могут понять, эмо ли они, пытаются поменять сет-лист на вечере караоке, им не дают бесплатные напитки в баре, потому что один из участников привел на концерт только свою маму. А крутая банда в Jumpstart Malady хочет весь альбом упрятать в hidden track и крадет тексты с упаковок презервативов.
Nothing Nice to Say
© Mitch Clem / www.mitchclem.com/nothingnice
Nothing Nice to Say
Еще один интернет-комикс. Автор веб-комикса Джон Богеншутс сам пишет музыку — для маршевых ансамблей и рисует свой сериал с 2002 года. Два главных героя играют в группе The Negative Adjectives: {-tsr-}Блейк (от Блейка Шварценбаха, панк-гитариста Jawbreaker) и его чуть более безумный друг-барабанщик Флетчер, который, скажем, готов, услышав автора политпесен, пойти в активисты и устроить демонстрацию за хождение в трусах. Также фигурируют фанат ска и эмо, веган-крастер, феминистка и скейтер. У комикса появлялись и спин-офы — San Antonio Rock City, The Coffee Achievers. Во всех этих интернет-рассказах нет никаких супергероев, романтических образов или лирических отступлений, но любая начинающая группа узнает в них себя.