Предыстория. Летом 2010 года Евгений Федоров объявил о распаде питерской группы Tequilajazzz, выпустившей шесть студийных альбомов, заслужившей и многажды оправдавшей репутацию лучшего концертного состава страны — и вообще, мягко говоря,
не последней в российской рок-н-ролльной иерархии. Планировалось, что бас-гитарист и певец Федоров продолжит играть — под новой или старой вывеской — вместе с бессменным барабанщиком «Текилы» Александром Вороновым (Дусером), но тот принял решение основать группу KoD вместе с еще одним экс-музыкантом Tequilajazzz, гитаристом Константином Федоровым. Осуществляя во многом экстренный план «Б» — запись прощального сингла «Текилы» с новым барабанщиком, — Евгений Федоров возобновил знакомство с обладателем немецкого паспорта и петербургской прописки Марком-Оливером Лаубером.
Цитата №1. «Мы познакомились в Кельне, лет пять назад, когда Марк играл перед нами в составе The Meantraitors, но с тех пор не встречались вплоть до августа 2010-го, когда готовили “Крым”. Начали репетировать, и минут через пятнадцать стало понятно, что родилась новая группа. Сначала мы вообще думали остаться дуэтом, затем появились более экзотические версии, но впоследствии мы поняли, что можно вспомнить и про формат классической рок-группы» (Евгений Федоров).
Факт №1. 4 сентября, в 17-й день рождения Tequilajazzz, на сайте kroogi.com был опубликован последний сингл группы (одновременно и первый релиз ее наследницы — в записи приняли участие четверо из пяти будущих участников Zorge). Обе вошедшие в него песни — явно программную «Крым» и заметно видоизмененную «9999» — можно обнаружить и на дебютном альбоме Zorge.
Файл №1. Сингл «Крым/9999»
Читать текст полностьюЦитата №2. «Крым» оставили просто потому, что захотелось — что-то в ней есть родное, это же, по сути, первая запись наша. Ну и Зильперт настоял, а я ему доверяю очень. «9999» переиграли немного и пересвели сообразно остальному материалу. В целом это звукорежиссерские изменения, конечно» (Евгений Федоров).
Факт №2. Дмитрий Зильперт — молодой гитарист, с появлением которого штат Zorge был укомплектован окончательно. Федоров, Лаубер и звукорежиссер Андрей Алякринский в нем числились с самого начала, многоопытный Вадим Сергеев всегда был рядом, он записывал и «Крым», и многие довольно знаменитые партии на альбомах «Текилы», а Зильперт в буквальном смысле вскочил на подножку уходящего поезда, пропустив первый, но сыграв на втором концерте группы. Дату официального дебюта Zorge — 3 февраля 2011 года, в новолуние, в питерском клубе «Цоколь» — музыканты назначили после двух месяцев репетиций, будучи еще дуэтом.
Цитата №3. «Первый концерт я вообще не помню. Я был кристально трезв, но не могу вспомнить ни секунды этого вечера: волновался страшно. Помню только счастье и ощущение победы после» (Евгений Федоров).
Факт №3. Со следующих, весенних концертов Zorge в Москве и Санкт-Петербурге их посетители уходили не с пустыми руками: к каждому билету прилагался еще один сингл еще с тремя песнями, записанными — более или менее в буквальном смысле — на деньги, вырученные от концертов предыдущих. Одной из новинок стал неожиданный — и неожиданно превосходный — ремейк песни «Звери», одной из визитных карточек Tequilajazzz.
Справка. С появления песни «Звери» в эфире радио «Максимум» в биографии Tequilajazzz начался непродолжительный, но эффектный прорыв к всероссийской славе. Она звучала в спорткомплексе «Олимпийский» и на разогреве у The Smashing Pumpkins, а одноименное анимационное видео Дмитрия Резчикова не только получило премию Fuzz (в тот же год, когда «Сплину» там достался приз как лучшей новой группе, а «Мумий Троллю» — все остальное), но и стало одной из вершин отечественного клипмейкерства.
Цитата №4. «Это был единичный случай, живьем мы эту песню пока не играли и, может статься, что и не будем — хотя некоторые менее знаковые песни “Текилы” мы все же исполняем. Я бы вообще играл их штук тридцать, но не поймут, боюсь» (Евгений Федоров).
Файл №2. Сингл «Формула»
Деталь №1. Большинство участников Zorge постоянно заняты в других группах. Федоров остается лидером многолюдного лаунж-оркестра Optimystica, в составе которой фигурирует в числе прочих и Сергеев, штатный гитарист группы «Сплин». Зильперт играет в столичной инди-поп-группе Tinavie, а Алякринский не расстается с реноме одного из самых востребованных звукорежиссеров страны. Как следствие, подавляющее большинство репетиций Zorge Федоров и Лаубер проводят вдвоем, а всё, связанное с Optimystica, временно заморожено. Случается, что играют Zorge и как трио — причем в различных кадровых вариациях. «Но это весело, — комментирует их лидер свои логистические кошмары. — Мы прямо как джаз-бенд».
Факт №4. Продолжая давнее и плодотворное сотрудничество с «Кругами» и одновременно выводя на новый уровень свои отношения с аудиторией, музыканты Zorge проверили ее лояльность акцией «Формула Z», смысл которой сводился к спонсированию записи будущего альбома его потенциальными слушателями. Акция номинировалась на премию А.К. Троицкого «Степной волк» в номинации «Нечто года», но главное — увенчалась полным и безоговорочным успехом: 588 человек перечислили в онлайн-копилку группы свыше 10 тысяч долларов — и теперь ждут обещанные им за это копии диска с автографами музыкантов.
Цитата №5. «Скажу откровенно: уверенность в успехе у меня была. Как, впрочем, и готовность достойно встретить неуспех; мы приступили бы к записи в любом случае, я бы занял денег у друзей, как уже бывало. Мы начали записываться еще до окончания акции, так что другого пути уже не было. Но волшебным образом средства поступали очень вовремя — как раз тогда, когда нам надо было платить за студию. В итоге мы нашли издателя, хотя и не искали, это «Союз». Я очень надеюсь, что у них получится заработать на этом релизе, по крайней мере отбить производство. Ну а запись фонограммы и мастеринг уже были “предоплачены” слушателями» (Евгений Федоров).
Факт №5. Закончив основную часть работы над альбомом, участники Zorge разъехались по отпускам, хотя даже на отдыхе мысли о будущей пластинке музыкантов не оставляли. Так, ужасно похожее на один из фрагментов оскароносного саундтрека к «Социальной сети» инструментальное интро Федоров записал в Катманду. Дату онлайн-релиза Zorge назначили на 3 октября — день рождения Евгения Федорова.
Деталь №2. Первой из вошедших в альбом песен (не считая «Крыма» и «9999») были написаны «Парашюты» («они задумывались совсем иначе — как такой нойз-рок в духе Sonic Youth»), последней — «Панда», всего на диске 15 треков. По словам Федорова, еще не меньше дюжины совершенно новых песен у группы существует в виде набросков.
Цитата №6. «Они не хуже, просто совсем другие по настроению. Более депрессивные и с некоторым “социальным” оттенком. Решили отложить их, и правильно, поскольку Борис Гребенщиков сделал на “Архангельске” то же самое, но лучше. Мы очень много обсуждали политику и экономику между репетициями, однако эти вещи решили в музыку не пускать. Ну и, несмотря ни на что, у нас вообще очень жизнерадостный настрой — мы позволяли себе это фиксировать и в песнях предыдущей группы. По сравнению с предыдущими работами здесь меньше “Внутренней Монголии”, она уже и внешняя — ну и не могли наши перемещения не отразиться в песнях. Мы, честно говоря, живем от путешествия к путешествию — целая полка путеводителей. А вот всяких ссылок здесь, по-моему, меньше, если песню “Дождь” не считать, конечно. Но ведь без них же никуда! У меня есть пара знакомых, которые в принципе говорят только цитатами из советского кино — такой отдельный язык» (Евгений Федоров).
Файл №3. «Дождь»
{-player:1-}
Резюме. Обложка CD — устремленный куда-то в небесно-голубое небо лягушонок — не врет: это очень духоподъемный, исключительно жизнелюбивый, оптимистичнее «Оптимистики» альбом, заражающий не столько удачными рифмами или ударными риффами, сколько общим настроением — повидавших многое людей, у которых прямо сейчас примерно все более или менее в порядке. Арт-роковые длинноты, традиционные для последних записей Tequilajazzz приветы The Police и прочему нью-вейву, нечаянное цитирование БГ, завидная для дебютантов сыгранность и обязательный для клиентов Алякринского звук экстра-класса — за 70 минут альбомного хронометража меня хоть сколько-нибудь смутило разве что интонирование Федоровым слова «рай» в песне «Парашюты». Преимущественно легкомысленные тексты об отношениях, путешествиях и атмосферных явлениях вызовут вопросы лишь у тех, кто перестал слушать Tequilajazzz где-то после «Вируса»; свое умение говорить о серьезных и важных вещах Федоров не растратил, но и злоупотреблять им не намерен. Наличие на альбоме песен уровня «Дождя», «Крыма», «Реки», «Дня кометы» или «Если верить облакам» (будь на дворе 1999 год, это был бы суперхит) серьезно и важно само по себе: если рассматривать Tequilajazzz и Zorge как ближайших родственников, как звенья одной цепи (а как, спрашивается, иначе?), то переходный период оказался образцово безболезненным. Весной этого года я наведывался в Москву, чтобы, в частности, увидеть живьем свои любимые русскоязычные группы, и на концерте одной из них, «Я и Друг Мой Грузовик», в клубе Gogol’ солист днепропетровцев Антон иронично, но метко назвал Zorge «самой перспективной русской группой». Так вот, возложенные на них ожидания дебютанты сначала оправдали — на апрельском концерте в том же «Гоголе», — а теперь и превзошли: эту пластинку я бы, наверное, полюбил в любом случае, но, право же, есть за что.
Файл №4. «Если верить облакам»
{-player:2-}
Цитата №7. «Слушал я в последнее время кучу всего: много старого соула и арт-рока — весь Motown и потом группу Yes, как это ни смешно. TV on the Radio, мой любимый ансамбль. {-tsr-}Все это и слышно, я надеюсь: целый склад несовместимых анахронизмов. Что до русской рок-музыки, то она, по-моему, превратилась во что-то напоминающее одновременно съезд «Единой России» и пивной фестиваль. Однако основополагающие фигуры, как Леня с Борей (Федоров и Гребенщиков. — OS), например, радуют фантастически, как и большая часть малоизвестной — пока — молодежи» (Евгений Федоров).
Вопрос на засыпку
— Tequilajazzz в первые пять лет существования записывали примерно по альбому в год — стоит ли ожидать подобного графика и от Zorge?
— Да, мы уже готовы работать над следующим.
"В это темном городе
Кто не знает формулу неба?
Ничего секретного -
Я там был, Сережа там не был.
Ну и что из этого - я боюсь Вирджинию тоже!
Ничего зазорного -
Зайцы удирают, и что же?"
надеюсь, мой комментарий будет принят не в обиду, а продуктивно.
в музыкальном плане это интересно.
В плане текстов - ужасы: ничем мало- или совсем не связанные с собой образы, географические названия, которые совсем там не нужны, часто нет стройной истории или хотя динамического развития в тексте песен.
В любом песенном тексте каждое слово существует не только для рифмы, но еще и для смысла.
В инди-музыке это нельзя игнорировать.
"В любом песенном тексте каждое слово существует не только для рифмы, но еще и для смысла". хомба метели дамба и геликомба и топинамба. вот так и нам бы и целиком бы
как топинамбы на катакомбы.
"В это темном городе
Кто не знает формулу неба?
Ничего секретного -
Я там был, Сережа там не был.
Ну и что из этого - я боюсь Вирджинию тоже!
Ничего зазорного -
Зайцы удирают, и что же?"
надеюсь, мой комментарий будет принят не в обиду, а продуктивно.
в музыкальном плане это интересно.
В плане текстов - ужасы: ничем мало- или совсем не связанные с собой образы, географические названия, которые совсем там не нужны, часто нет стройной истории или хотя динамического развития в тексте песен.
В любом песенном тексте каждое слово существует не только для рифмы, но еще и для смысла.
В инди-музыке это нельзя игнорировать.
как топинамбы на катакомбы.