Большинство композиций «Biophilia» основаны на идеях академического минимализма, они разбираются на составные части и собираются обратно в произвольном порядке, как Lego-кубики.

Оцените материал

Просмотров: 17261

iPadофилия

Олег Ставицкий · 05/09/2011
Бьорк выпускает первый в мире iPad-альбом «Biophilia». ОЛЕГ СТАВИЦКИЙ предсказывает таким альбомам большое будущее

Имена:  Бьорк

©  Universal Music Russia

Бьорк

Бьорк

Когда в январе 2010-го Стив Джобс продемонстрировал миру странное устройство, напоминающее увеличенный айфон, ключевой вопрос, который все диванные скептики Земли тут же адресовали Apple — что с этим делать? Для того чтобы отвечать на почту и писать остроумные фейсбук-статусы в «Старбаксе», у нас вроде как уже был Macbook Air. Для книг — Amazon Kindle. Айпэду пытались навязать роль спасителя стремительно увядающей печатной прессы, но эту задачу он успешно провалил.

В итоге, кроме игры в Angry Birds и чтения скачанной с торрентов подшивки The New Yorker, iPad неожиданно для всех исполнил важную культурологическую функцию: поженил искусство с современными технологиями и вывел digital art в люди. Раньше всех догадался Брайан Ино: вместе с пианистом и программистом Питером Чилверсом они учредили студию Generative Music и выпустили под этой маркой три «аппа» (Bloom, Air и Trope) (приложение для iPad. — OS), с помощью которых любой желающий может сочинить, например, свою версию «Музыки для аэропортов». Затем выступил интерактивный художник Скотт Снибб: перенес на iPad свои галерейные работы Gravilux, Bubble Harp и Antograph и заработал, по разным оценкам, несколько десятков тысяч долларов. Сегодня на iPad есть интерактивная проза (см. Strange Rain), интерактивная скульптура (см. Horizons) и прочая экспериментальная дичь, которую до недавнего времени было принято не покупать россыпью по $0,99, а, наморщив лоб, рассматривать в MoMA, Гуггенхайме или «Гараже».

©  Universal Music Russia

Бьорк

Бьорк

За победоносным маршем цифрового iPad-искусства, как выяснилось, внимательно следили не только арт-критики и энтузиасты, но и певица Бьорк. Ее грандиозный концепт «Biophilia» — пластинка, шоу и фильм, воспевающие многообразие жизни, — никак не складывался: инвесторы недовольно качали головой, постоянный видеосоавтор Мишель Гондри монтировал в Голливуде «Зеленого Шершня». И тут Бьорк увидела Bubble Harp — странный монохромный «апп», превращающий iPad не то в цифровой, не то в органический музыкальный инструмент: на любое прикосновение к экрану он отзывался арфой и какими-то угловатыми пузырями.

С этого момента «Biophilia» превратилась в первый в мире iPad-альбом, озвученный заслуженным натуралистом Дэвидом Аттенборо. Каждая песня в «Biophilia» — это отдельный «апп», позволяющий, натурально, потрогать музыку своими руками. В «Crystalline» вы управляете полетом кристалла через разноцветные тоннели, влияя таким образом на структуру композиции (получившийся трек, разумеется, можно показать своим фейсбук-друзьям). «Virus» — интерактивное жизнеописание непростых отношений клетки и вируса — заставляет пользователя проиграть в битве с неприятными зелеными субстанциями (только так можно дослушать композицию до конца). Пазл «Biophilia» окончательно сложится в 2012 году: до этого момента будут выходить «аппы» про черные дыры, молнию, Луну, Солнечную систему и т.д.

©  Scott Snibbe

Скриншот приложения Virus - Scott Snibbe

Скриншот приложения Virus

«Biophilia» — уникальный проект, благодаря которому наконец стало ясно, зачем миру понадобился iPad. Соединив в «Biophilia» музыку, науку и технологию, Бьорк превратила свои песни в череду личных арт-переживаний, доступных владельцам планшетов. Ни на каком другом устройстве «Biophilia» просто невозможно представить. Бьорк ангажировала для своего проекта известных интерактивных художников и изменила привычный подход к написанию музыки: большинство композиций ее нового альбома основано на идеях академического минимализма, они разбираются на составные части и собираются обратно в произвольном порядке, как Lego-кубики. Благодаря такой музыкальной архитектуре слушатель «аппа» становится полноценным соавтором происходящего на экране: вы не просто тычете пальцем в заранее предусмотренных местах (как это происходит, например, в «Bullseye», интерактивном iPad-сингле The Polyphonic Spree, вы оказываете прямое воздействие на финальные структуру и аранжировку композиции.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • PanJerzy· 2011-09-07 20:19:50
    Торжество минималистического скудоумия.
Все новости ›