Оцените материал

Просмотров: 62787

Как заработать на музыке?

Катя Руднер · 08/08/2008
О том, как и сколько можно «срубить» на музыке, OPENSPACE.RU рассказали аудиопират, диджей, композитор, изготавливающий песни на заказ, и составитель плей-листов для ресторанов

©  Варвара Акатьева

Как заработать на музыке?
ПИРАТСКИЕ ДИСКИ
Михаил, аудиопират

Все началось еще в школе, когда мы с другом продавали аудиокассеты. У него была огромная аудиотека, у меня — компьютер. Мы собирали у одноклассников заказы, записывали музыку, печатали вкладыши и довольно неплохо на этом зарабатывали. А году в 1997-м я познакомился с людьми, которые занимались крупным оптом контрафактной продукции, и решил открыть свой магазин. На тот момент в ходу были в основном небольшие палатки, а нам хотелось сделать что-то вроде супермаркета с самообслуживанием. Заняли денег, отстроили помещение, мой партнер притащил диски на реализацию. Первое время притирались, вкладывали деньги только в товар, но вскоре перестали их считать — через два месяца такой работы я купил себе машину. Цены у нас были ниже, чем в палатках, а ассортимент стал огромным; существовал даже специальный человек, который за отдельную плату находил редкую музыку под заказ. Десятая часть товара была лицензионной, но продавать ее оказалось невыгодно: все диски печатаются, по сути, в одном и том же месте, по качеству одинаковы, и различить их может только дорогостоящая экспертиза. Себестоимость закупки палёного диска для розничной точки — около доллара, так что прибыль в этом деле сумасшедшая.

С властями в то время особых проблем не возникало: существовало несколько структур, которые отслеживали и «крышевали» пиратов. Впрочем, иногда они ссорились между собой, проверяющие одной организации устраивали облавы на подопечных другой, но в основном все было спокойно. Ну а на территории больших торговых комплексов взятки часто вовсе были включены в аренду.

Сейчас правоохранительные органы начали работать более четко, звукозаписывающие компании спохватились и выпустили недорогую серию для продажи на территории СНГ, и торговать чисто пиратской продукцией теперь выгоднее в регионах. Это опасно, ничего не стоит нарваться на контрольную закупку, но риск этот финансово оправдан: за одну поездку с небольшой партией можно заработать несколько тысяч долларов.

Вообще деньги в этом бизнесе вращаются колоссальные. Даже небольшая точка вроде нашей приносит в месяц порядка 50 тысяч долларов.

ПЕСНИ НА ЗАКАЗ
Вадим, композитор, музыкальный продюсер

Начиналось все стандартно: в школе я начал читать рэп и понял, что музыка, существующая на рынке, мне абсолютно не подходит. Пришлось быстро обучиться и начать делать свое. Скоро появились какие-то связи, и понеслось. После того как вышел первый альбом, у меня появилась куча предложений, звонков ниоткуда. Многие просили написать музыку в похожем стиле для презентаций и рекламы. Еще больше заказов было от людей, которые захотели петь: чьих-то дочек, сыночков и просто людей с вокальными амбициями. Суммы были разные. В зависимости от степени знакомства с заказчиком я мог попросить 500 долларов, а мог и 3000. Задача моя в основном такая: сделать с нуля инструментал, довести его до ума и записать минус. Иногда просят написать слова или добавить живые инструменты.

С популярными артистами работать, конечно, выгоднее, чем с заказниками. За текст песни, которая один какой-нибудь раз будет спета на концерте, можно получить 800 долларов, а за музыку для средненького альбома — 50 тысяч баксов. Но вообще-то, если ты не на самом верху, получаешь копейки. Даже самые топовые артисты живут на корпоративы, а с альбомов и авторских отчислений почти ничего не имеют. Как-то мы записали трек, который два года пробыл в ротации на радио и даже попал на какие-то сборники. Когда им заинтересовался один известный лейбл, мы оформили авторские права, и в результате за два года нам накапало порядка 500 рублей.
В принципе, за месяц плотной работы с заказниками можно получить до 15 тысяч у.е., но бывают и периоды затишья, поэтому приходится искать сторонний заработок. Я вот, например, занимаюсь радиоэлектроникой. {-page-}

СЕССИОННОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
Денис, сессионный музыкант

©  Варвара Акатьева

Как заработать на музыке?



Во время учебы в Гнесинке я играл в джаз-банде, наживал связи. Как-то мне позвонил знакомый и сказал, что молодой группе из Владивостока для съемок клипа нужен клавишник, — так мы познакомились с Ильей Лагутенко. Когда группа стала набирать обороты, меня позвали в годовой тур по России. С тех пор я успел поиграть у Найка Борзова, Земфиры и уйти в группу «Токио», где тружусь и по сей день.

Вообще, профессиональных музыкантов на нашей рок-сцене мало, все друг друга знают и кочуют из группы в группу. Если иностранные артисты приезжают выступать неполным составом, промоутеры клубов звонят знакомым музыкантам и просят выступить. Я работал, например, с братом Тома Йорка. Пары репетиций хватает — на этом уровне ноты учить не приходится, просто сидишь дома и слушаешь диск артиста. Конечно, предлагали мне много раз играть с певцами вроде Лаймы Вайкуле или Андрея Губина, но под фанеру выступать не хочется.

Платят за выступления всегда по-разному: средняя цена концерта — 350 долларов, у Киркорова можно заработать 500, у «Ночных снайперов» — 200, а за корпоратив Земфиры я как-то получил 1200 у.е. У Лагутенко мне платили гарантированную зарплату и гонорары за выступления, у Борзова я получал 8% от концерта. Но вообще-то все звезды стараются платить музыкантам поменьше: например, если ты выступаешь с группой, записываться в студии просят за идею. Но процентов с продажи альбома я не получаю, значит, человек я нанятый, и время мое должно оплачиваться. Размер гонорара и является коэффициентом профессионализма для людей вроде меня, и меньше чем за 500 долларов играть не соглашаюсь. Но и сам отношусь к работе с полной отдачей, даже если меня «покупают».

ОРГАНИЗАЦИЯ ГАСТРОЛЕЙ
Маша, букинг-агент

Мы организуем всё, от крупных концертов до корпоративов. А я должна связываться с агентами артиста, договариваться об условиях, доводить дело до контракта. Почти весь день я провожу онлайн, часто веду деловые разговоры в ночи (из-за разницы во времени), а утром уже надо ехать на встречу с московскими партнерами.

Договориться об условиях — самая нудная часть работы. Иногда на это уходит от нескольких месяцев до года, но есть артисты, на переговоры с которыми потратишь лет пять. И дело не только в деньгах. Некоторые принципиально не хотят выступать в России. Словом, приходится вести долгие переговоры по электронной почте, это в общей сложности около 1000 писем на проект средней величины. Бывает, что, отправив письмо на час позже конкурента, ты теряешь артиста.

Наше агентство делает мероприятия только на деньги заказчика, так что мы, как правило, ничем не рискуем, но можем не заработать ни копейки или даже сработать в минус. Назвав стоимость мероприятия под ключ и не учтя каких-то расходов, мы покрываем их из своего кармана. Например, однажды мы с артистом опоздали в аэропорт, следующие рейсы отменили из-за непогоды, в результате сорвался вечерний концерт в другом городе. За это меня здорово оштрафовали, а агентству пришлось выплатить огромную неустойку.

Но вообще букингом и организацией концертов в России заработать можно, и неплохо. Затраты и риск, конечно, огромные: на один местный транспорт уходит порядка 2000 у.е., еще 20—50 тысяч у.е. на рекламу, а гонорар артисту и вовсе может доходить до 1—3 млн, а ведь есть еще проживание, фрахт, технический райдер и куча подводных камней.

При моем положении я имею гарантированную зарплату не меньше 2000 долларов и процент от мероприятия, который устанавливает босс. Мой максимальный бонус — 5000 у.е., но, как правило, я получаю меньше половины от этой суммы. {-page-}

РЕСТОРАННАЯ МУЗЫКА
Александр, составитель музыкальных компиляций

Моя основная работа — диджеинг, но однажды знакомый открывал кафе и попросил меня подобрать звуковое оформление. Дальше началось типичное сарафанное радио — стали обращаться все подряд. Помимо коротких, уже сведенных ресторанных миксов мне заказывали обычные длинные плейлисты или просили составить промосборники для разного рода развлекательных заведений.

Конечно, существуют конторы, торгующие музыкой, лицензированной для ресторанов. Но, во-первых, у них крохотные аудиотеки, а во-вторых, за это приходится платить бешеные деньги. Одна концепция обходится в две тысячи евро, а запись и обновление музыкальной базы в два раза дороже. В эту сумму, кстати, не входит авторский налог, который зависит от размера помещения.

Я же зарабатываю гораздо меньше: часовой микс стоит порядка 500 долларов, заполнение десятигигабайтной аудиотеки — 1500. Тут мои обязанности сводятся к тому, чтобы загрузить подходящую по формату музыку, правильно ее скомпоновать и время от времени за отдельные деньги дополнять набор. Но вообще-то через пару месяцев менеджеры и официанты начинают ставить диски, которые нравятся им самим, и в результате во всех московских кафе играет один и тот же лаунж, купленный за 300 рублей на Горбушке.

СОБСТВЕННЫЙ ЛЕЙБЛ
Антон, владелец звукозаписывающей компании

По сути, это меценатский проект, на котором мы ничего не зарабатываем. В лучшем случае нам удается отбить релиз и получить денег на следующий. Выпускаем мы в основном молодых артистов и себя, коммерческой музыкой не занимаемся. На своем лейбле заработать в России непросто. Я говорю про винил, потому что сборники на CD вполне окупаемы и даже приносят прибыль. Но беда вот в чем. При довольно развитой танцевальной культуре в России нет ни достаточного количества музыкантов, ни дистрибьюторов, ни магазинов. Например, наши релизы продаются на Западе, их распространяет Kompakt [уважаемый немецкий лейбл, издающий электронную музыку. — OS], но здесь это никого не интересует.

Конечно, мы движемся к тому, чтобы больше продавать: записываем треки с вокалом, собираемся выпустить компиляцию всех наших артистов на CD. Возможно, ее выход все и окупит, но меня это по большому счету не парит: я не голодаю и молотить бабки в ущерб качеству не готов.

Чтобы сделать лейбл прибыльным, есть два пути. Первый — выпускать все подряд, как это делает Housemusic.ru, и делать упор на западных артистов, покупая лицензию. Второй — банальное пиратство: в Питере многие лейблы основаны именно на нем. Как-то я взял у знакомых музыкантов треки для одного сборника и остался крайним — составители до сих пор никому ничего не заплатили, хотя все продали и заработали денег. Выходит, в этом бизнесе всегда кто-то страдает: либо обманутый артист, либо качество, либо ты сам. {-page-}

МУЗЫКА ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ
Глеб, продавец рингтонов

Полтора года назад мы запустили собственный сервис по продаже всевозможного мобильного контента, в частности рингтонов. Рингтоном может быть полновесный трек, его часть или так называемый реалтон, то есть «аудиоприкол». Соответственно, получаем мы их тоже по-разному. Просто смешные звонки придумываем сами. В ход идут афоризмы, анекдоты, цитаты из фильмов или житейские ситуации. Если нам нужна авторская музыка, мы связываемся с известными людьми и предлагаем им записать отрывок песни. А в случае полноценных треков приходится заниматься правами. Композиции молодых артистов, которым нужна реклама, часто получаем бесплатно, но лицензия на продажу хитов влетает в копейку. При сотрудничестве с компаниями вроде Universal ежегодная покупка всего каталога песен составляет порядка 80 тысяч долларов, а за продажу каждого трека взимаются роялти, которые доходят до 60% от стоимости песни.

В итоге все деньги от покупки лицензии оседают в карманах правообладателей, а артисты получают гроши.

Но вообще продажа рингтонов — бизнес прибыльный. Мобильными сервисами у нас пользуются примерно 20% абонентов, так что ежегодный доход от продажи такого рода услуг в России составляет 550 миллионов долларов. Это страшно выгодно для сотовых операторов, поскольку продажа рингтонов часто строится на их собственных смс-сервисах и wap-ресурсах, то есть сайтах, созданных исключительно для мобильной связи. Мы же запустили свой wap-портал, где предлагаем рингтоны значительно дешевле других. Аудитория у нас, конечно, гораздо меньше, чем у людей, которые занимаются смс-сервисами, но даже она приносит мне не меньше 120 тысяч рублей в месяц.

ПРОДАЖА ВИНИЛА
Олег, дистрибьютор винила и владелец интернет-магазина для диджеев

В девяностых я часто бывал в Америке, привозил оттуда компакт-диски, обменивал их на Горбушке, потом хобби переросло в работу, и я стал дистрибьютором. Занимаемся мы и винилом, и дисками, возим всё, от джаза до электроники, работаем с крупными лейблами. Все наши клиенты в России — оптовики, в основном музыкальные магазины вроде «Республики». В розницу мы ничего не продаем, работаем только под заказ — содержать склад в Москве очень невыгодно.

Зарабатываем мы так. Закупка одной пластинки обходится нам в 3—6 евро, транспортировка — еще в 20—40 % от этой суммы, наша чистая прибыль 10—30%. Хотя сейчас мы продаем больше CD: в последнее время пластинки идут хуже. По-моему, диджеям просто надоело таскать их с собой, и они стали переходить на цифровые носители.

В феврале мы открыли интернет-магазин для диджеев, и он уже приносит в два раза больше, чем музыкальная дистрибуция, хотя и затраты на него выше. Здесь нам как раз очень нужно, чтобы все уже было, потому что розничный покупатель долго ждать не будет. Приходится оплачивать склад, арендовать офис, нанимать продавцов. Если вычесть затраты на все это из тех 300 тысяч рублей, что магазин приносит в месяц, и добавить то, что я зарабатываю дистрибуцией, получится средний доход любого бизнеса с узкой специализацией. Думаю, продавая удочки, я зарабатывал бы столько же. {-page-}

КЛУБНЫЕ ВЕЧЕРИНКИ
Роман, промоутер

Несколько лет назад нам с друзьями было просто некуда ходить, поэтому мы начали делать собственные вечеринки для знакомых в маленьком потном подвале. Из местечкового веселья они переросли в еженедельные стихийные мероприятия, дело встало на поток. Наша задача-максимум — собственный фестиваль, но пока хорошо бы сделать вечеринки рентабельными. Теперь у нас все стало более-менее окупаться, но, чтобы развиваться, нужны финансовые вложения, а спонсоров мы привлекать не хотим.

Вообще, клубное промоутерство во всем мире — это история не про деньги: известнейший лондонский организатор вечеринок днем работает простым парикмахером. В России все точно так же: любой отвечающий европейским стандартам клуб делает деньги на баре, и в его интересах пригласить промоутера, который обеспечит максимальное количество пьющей молодежи. Тот, в свою очередь, получает все деньги за вход, но и тратит их не на собственную машину, а на следующий, более крупный привоз артистов. Так что промоутерство — это своего рода альтруизм с расчетом на перспективу.

Сейчас на мне надеты шорты от Дениса Симачева, которые я получил в подарок от него лично. Мы сидим в студии, на которую я заработал, потому что полгода трудился и питался супом «Роллтон». В нашем деле такого понятия, как «деньги», в принципе не существует: вместо них бартер и кармический кредит. Как только ты понимаешь, что он достаточно высок, ты можешь его монетизировать, но не в виде денег, а в качестве каких-то нематериальных благ и услуг.

ДИДЖЕИНГ
Тарас, диджей

Диджеинг для меня не работа, а способ общения, поэтому за легкими деньгами я не гонюсь, поиском заказов не занимаюсь и в десяти клубах за ночь не выступаю. Играю не больше пяти сетов в месяц, а значит, и гонорар прошу немаленький: мой часовой сет в клубе стоит 500 евро, а на какой-нибудь презентации не меньше 1000. На многих вечеринках я отказываюсь играть просто потому, что понимаю: мне там не место и мой сет мало кого обрадует.

Другой источник моего заработка — коммерческие ремиксы и аранжировки, беру я за них тоже порядка 1000 евро, но и делаю продукт, который не стыдно вставить в собственный сет.

Конечно, все эти коммерческие истории помогают мне вести нормальное существование, но часто не оставляют времени, чтобы сесть в студии и подготовить лайв. Все европейские музыканты выступают летом и тем самым обеспечивают себе полгода плотной студийной работы. Едва ли не единственный похожий пример в России — Сергей Санчес, который за копейки делал гремевшие на всю страну вечеринки и результате довольно успешно гастролировал. Эта система только начинает набирать обороты, поэтому мне, например, пока приходится совмещать альтруизм с коммерцией.

ПРОДАЖА ЛЕГАЛЬНОЙ МУЗЫКИ В СЕТИ
Дмитрий, сотрудник сайта по продаже музыки

На нашем сайте можно скачивать песни за деньги. Музыка вся легальная, хоть это редкость на отечественном рынке: подавляющее большинство сайтов торгует пиратской продукцией. И это понятно. Правообладатели требуют сумасшедших денег, пользователи избалованы пиратами, платить не привыкли. Конечно, деньги у людей есть, но осваивать сложные системы оплаты они не станут, а скачают то же самое с любого пиратского ресурса. Из-за этого нам приходится изобретать схемы вроде смс-платежей, которые хоть как-то работают.

Наша чистая прибыль с одной песни составляет 1,5 рубля. В принципе, это не страшно: на Западе успешный трек скачивают до 20 тысяч раз в день, и это хорошие деньги. Но у нас это не работает: популярные песни можно найти у пиратов, и у нас их не качают. Редкую, малоизвестную музыку качают тоже плохо. Тем более что у нас Дима Билан стоит столько же, сколько и никому не известный финский диджей.

Лицензионную продукцию в России покупают в основном из желания иметь дома коллекционное издание любимого диска. Но мы торгуем цифровой музыкой, так что и тут мы в проигрыше. Можно ли заработать, продавая легальную цифровую музыку в России? Нет! Все сайты такого рода убыточны, и изменится это в лучшем случае через пару лет, так что работаем мы исключительно на перспективу. Получать прибыль от продажи музыки через интернет сейчас можно, только занимаясь пиратством.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:14

  • seafarer· 2008-08-15 14:41:48
    Спасибо, очень интересный репортаж
  • malbatros· 2008-08-19 20:49:35
    Мне тоже нравится, даже если профжаргона в тексте много. (Что это такое сет я, на примерь, не знаю.) Про 15.000 у.е. за месяц работы, это реально? Бывает ли люди, которые так хорошо зарабатывают, или это скорее гипотетическая сумма?
  • katyarudner· 2008-08-19 21:11:33
    malbatros: все цифры реальные, то есть все фигуранты этого текста утверждают, что именно таков их ежемесячный доход.
Читать все комментарии ›
Все новости ›