К сожалению, даже если бы «Роботы» были нацелены на поп-карьеру, результат их так и не объявленной дуэли с Daft Punk не изменился бы.
Одна идея на двоих, или Дуэль, которой не было
В начале 2000-х про московское электропоп-трио «Роботы» нерадивые журналисты писали «русские Kraftwerk». Ну а по-хорошему стоило бы писать «русские Daft Punk». Потому что примерно в одно и то же время — под закат 1990-х и абсолютно независимо друг от друга — бездельники парижские (Томас и Ги-Мануэль) и московские (Эльдар, Кирилл и Максим) стартовали с одной идеи. В то время, когда казалось, что будущее электроннойЧитать!
Московскую историю следует начать с января 1997 года, когда Эльдар и Макс, участники уже несуществующего постпанк-формирования «Бензин», повстречались с архитектором и арт-деятелем Кириллом, мечтающим создать группу, для которой уже придумал название — «Роботы». Эльдар и Макс с удовольствием присоединились к проекту. Под стать названию, которое выглядело на тогдашнем культурном фоне архаично (а значит, радикально и ново), была выбрана музыкальная эстетика — назовем ее «скупая электроника»: аналоговые синтезаторы, вокодеры и прочая дешевизна плюс минимализм. Поначалу «Роботы» вообще хотели играть только на детских электронных инструментах, но вовремя передумали. «В конце 1990-х играть такую веселенькую, с виду традиционную музыку, с куплетом и припевом было куда более радикальным шагом, чем играть какой-нибудь нойз или индастриал», — говорит Кирилл из «Роботов».
После нескольких репетиций группа, не особо стесняясь, сразу перешла к живым выступлениям на разного рода арт-фестивалях и арт-событиях, к которым стала применять выдумку и художественный подход. Отсутствие ноутбуков, уже ставших непременным атрибутом электронных лайвов (напомним, на дворе 1998-й), не смущало: на выступления возили огромные системные блоки компьютеров и тяжелые советские синтезаторы. Зато вовсю использовали видеоарт, который в реальном времени снимали на выступлениях. Чуть позже появились оранжевая сценическая униформа и маски — «головы» роботов, как у любимых с детства нововолновых групп Devo и Rockets: первые «головы» были сделаны из деталей советского детского конструктора.
Начав как авантюрный арт-проект с абсурдными песнями («Робот потерял свое лицо»), московское трио из вечной категории «широко известных в узких кругах» неожиданно для себя оказалось многообещающим игроком на поле музыкальных групп. «Роботы» выступали в модных андеграундных клубах вроде «Третьего пути» и «Края». Самотеком информация о русской группе, реанимирующей дух и букву ранней электроники, проникла за границу — трио стало получать предложения о сотрудничестве от иностранных лейблов, специализирующихся на так называемом minimal wave.
«На тот момент мы такую музыку не слушали — создавали ее по нашим детским впечатлениям, — говорит «робот» Эльдар, известный также в ЖЖ как юзер-тысячник z3000. — Но оказалось, что мы нечаянно нарулили саунд, характерный для электронных групп начала 1980-х, которыми тогда снова стали интересоваться всякие уважаемые лейблы из индустриальной субкультуры. Параллельно с нами похожие группы стали появляться в Германии и других странах, но мы тогда ничего об этом не знали. А когда узнали, стали в эту среду погружаться — выяснилось, что наша музыка будет не хуже, чем у многих».
Читать!
{-page-}
Прорыв к массам и для «Роботов», и для Daft Punk случился в начале нового тысячелетия, которое ознаменовалось электроклэш-бумом. Игры в раннюю электронику и эстетику 1980-х, казавшиеся в 90-х странной причудой, неожиданно оказались востребованными — сначала СМИ, потом музыкальной индустрией. Героями момента (как выяснилось впоследствии, довольно скоротечного) стали персонажи из мирового электронного андеграунда — французско-швейцарский дуэт Miss Kittin & The Hacker, нью-йоркский арт-проект FischerSpooner, канадский диджей Tiga, детройтская семейная пара Adult, ливерпульский квартет Ladytron и многие другие. Заработать на хайпе пытались американский шельмоватый антрепренер Ларри Ти, запатентовавший термин «электроклэш», и глава мюнхенского лейбла International Deejay Gigolos Хельмут Гайер, тоже в общем-то аферист, но с хорошим чувством стиля.
Читать!
В 2001 году покатившаяся по миру мода на 1980-е, инспирированная электроклэшем, неожиданно аукнулась и в России. Продюсер Леонид Бурлаков, работавший с «Мумий Троллем» и Земфирой в самом начале их пути в шоу-бизнес, решил стать русским Ларри Ти и заняться культивацией электроклэша на нашей мерзлой почве. Его не смущало даже то, что для продвижения электроклэш-сцены ему не хватало главного и необходимого — русских музыкантов, которые бы делали более-менее подходящую под народившийся тренд музыку. Чтобы поднять волну, Бурлаков решился даже на изящное жульничество — издал компиляцию, на которой присутствовали электроклэш-группы якобы со всей России — от Бреста до Владивостока. На самом деле все песни сборника были записаны давними магаданскими друзьями продюсера — группой «Миссия Антициклон». Впрочем, несколько подходящих русских коллективов пылавший идеей Бурлаков все-таки нашел: одним из них были «Роботы», которые «электроклэшем» себя не считали, но хотели воспользоваться открывшимся каналом доступа.
Недолгий период сотрудничества с русским шоу-бизом в лице Леонида Бурлакова «Роботы» сейчас вспоминают с большой иронией. Однако благодаря ему до нас дошло несколько материальных свидетельств о том, что Россия в начале 2000-х не была полностью глуха и слепа к мировой культурной ситуации. При помощи Бурлакова «Роботы» смогли издать в 2003 году свою дебютную пластинку на местном мейджоре CD Land — спустя шесть лет после возникновения. Удивительно, но альбом «Robotmetrobot», на котором были электропоп-песни на русском, английском и немецком языках, отбил затраты на запись и даже принес музыкантам прибыль — где-то долларов по триста на человека. Но самой удачной акцией проникновения в народ для «Роботов» оказалась инициатива международной корпорации Nestle, которая выпустила партию хлопьев для завтрака с портретами трио на коробках и синглом в виде бонуса, а также оплатила съемки клипа на эту песню и его активную ротацию на телеканалах. «Мы отнеслись к этому как к крутому арт-проекту, — вспоминает «робот» Кирилл. — Представляешь, заходишь в гастроном, а там стоит стена коробок с нашими изображениями. Но никаких иллюзий, что «Роботы» могут превратиться в проект для большого шоу-бизнеса, у нас не было. Да мы к этому никогда и не стремились. У нас есть и другие занятия в жизни».
Роботы. «Crunch Your Body»
«Роботы» разошлись с Бурлаковым еще до того, как стало понятно, что его утопические планы по раскрутке электроклэша в России ничем не закончатся. Дальше московское трио вело вольную жизнь независимого музыкального проекта — в свое удовольствие давали концерты и зарубежные гастроли, выступали на фестивалях (например, на Nokia Lab’2004 вместе с Electric Six, Plaid и Audio Bullys) и даже на корпоративах (в компании с Юрием Антоновым). А в 2006-м по совокупности причин «Роботы» ушли в длительный творческий отпуск и с тех пор еще ни разу не выступали в России.
В этот период их французские «двойники» выпустили записанный за шесть недель альбом «Human After All» (2005), который звучал жестче и тяжелее доступного «Discovery». На этот раз Томас и Ги-Мануэль вдохновлялись как раз таки ранним электро и minimal wave, случайно открытым для себя «Роботами». Критика и публика эксперимент не оценила: пластинка «Human After All» не показала таких успехов, как «Discovery». Зато Daft Punk и «Роботы» стали отдаленно похожи даже звуком.
Daft Punk. «Robot Rock (Maximum Overdrive)»
Daft Punk — Robot Rock (Maximum Overdrive)
Jorge Alberto | MySpace Video
К сожалению, даже если бы «Роботы» были нацелены на поп-карьеру, результат их так и не объявленной дуэли с Daft Punk не изменился бы. Потому что родина не та. За все нулевые, прошедшие в мире под знаком
Читать!
Есть, впрочем, одна хорошая новость: «Роботы» вернулись.
29 января «Роботы» выступят в клубе «Солянка» на вечеринке «Одиссея»
КомментарииВсего:9
Комментарии
-
То, что "Роботы" вернулись - новость отвратительная.
-
cleargrey, ты - мудак
-
trololo - ты из группы Роботы? Значит ты лузер; если их поклонник, то долбоеб; если писал этот текст, то вафлежуй, если нечто четвертое, то просто ноль.
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451775
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343387
- 3. Норильск. Май 1268677
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897698
- 5. Закоротило 822151
- 6. Не может прожить без ирисок 782469
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759128
- 8. Коблы и малолетки 740945
- 9. Затворник. Но пятипалый 471395
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403167
- 11. ЖП и крепостное право 397610
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370549