Слушатели NIN окончательно перестали быть просто потребителями и стали – пусть в заданных рамках – полноправными участниками творческого процесса.

Оцените материал

Просмотров: 8997

За их счет

Макс Хаген · 22/01/2010
Как поклонники группы Nine Inch Nails сделали ей полноценный концертный видеофильм, заменив режиссера Джеймса Кэмерона

©  Universal Music Russia

NIN

NIN

В освоении интернета как инструмента прямой коммуникации с поклонниками группа Nine Inch Nails продвинулась куда больше прочих музыкантов. Поначалу инициативы NIN выглядели как дополнительная рекламная активность — ее лидер Трент Резнор, завзятый технократ от музыки и одно из первых лиц современного индастриала, никогда не скрывал своей нелюбви к музыкальной индустрии и при каждом удобном случае брал вожжи в свои руки. Немудрено, что фронтмен и идеолог Nine Inch Nails наперегонки с Radiohead принялся осваивать нестандартные подходы к работе со своей аудиторией и постоянно расширяющиеся возможности интернета. Раскрутка альбома «Year Zero» в 2007-м уже сама по себе была небольшим промошедевром. Из разбросанных по туалетам флэшек-тизеров с песнями, зашифрованных надписей на мерчандайзинговых футболках и системы секретных сайтов вдобавок к музыке выросла целая ролевая игра, основанная на постапокалиптических темах альбома. Более того, эти забавы плавно перешли из виртуального измерения во вполне реальные сходки активистов и уже совсем «всамделишный» разгон полицейским спецназом секретного собрания фанов, на котором должен был состояться тайный концерт группы.

Оценив отзывчивость поклонников, Резнор стал подбрасывать им пусть и не такие закрученные, но не менее занятные подарки. Последовавшие на следующий год альбомы «Ghosts» и «The Slip» можно было скачать бесплатно, в комментариях к «The Slip» он написал: «This one is on me» — «За мой счет». Плюс к этому каждый желающий мог подобрать разобранные на треки песни из трех последних работ NIN и сделать собственный ремикс. Сайт NIN регулярно пополнялся фанатскими клипами и ремиксами, группа, в свою очередь, выкладывала аналогичные подарочки от себя, а ее лидер моментально реагировал на любую активность поклонников и лично держал их в курсе текущих событий. За эту кипучую деятельность Резнору в мае 2009-го досталось звание «Best Artist of the Year» от интернет-премии Webby.

Тур «Lights In The Sky» (2008 года) стал в карьере NIN самым мощным по части использования мультимедийных технологий. При помощи канадской компании Moment Factory Трент Резнор и арт-директор Роб Шеридан довели визуальный хай-тек концертов уже до совершенно космического уровня. Полет фантазии оценил британский дизайнерский журнал Creative Review, выдавший группе за всю эту электрическую красоту премию «Best In Book». Первоначально выступления тура планировалось снимать в 3D, пригласив на роль режиссера Джеймса Кэмерона, но из-за неувязок с компанией Interscope второго «Аватара» с Резнором в главной роли не получилось. В этот момент NIN и пришли на помощь поклонники, которым в начале 2009-го были даны в руки все карты, а именно свободный доступ к 400 гигабайтам официально снятых видеоматериалов и возможность делать записи на последнем концерте «Lights In The Sky» в Лас-Вегасе. Группа энтузиастов, назвавшаяся в ответ Резнору This One Is On Us («За наш счет»), самостоятельно довела дело до победного конца — двухчасового концертного видеофильма. Сообщество состоит из нескольких десятков профессиональных видео- и аудиоредакторов, дизайнеров и художников, а также пяти тысяч помощников и просто сочувствующих со всего мира. Доставшиеся сообществу сокровища обрабатывались в течение года, и результат получился, мягко говоря, впечатляющим — не в последнюю очередь благодаря самим NIN. Для «разогрева» This One Is On Us успешно попрактиковались на собственных съемках живого исполнения альбома «The Downward Spiral» во время прощальной гастроли NIN в 2009-м. Идея Резнора «по-человечески» запечатлеть эту индустриальную эпохалку также провалилась — на этот раз из-за трений с концертным гигантом Live Nation.

Двухчасовое концертное видео «Another Version Of The Truth: The Gift» было выложено для скачивания под Новый год на сайте Thisoneisonus.org. Оно распространяется во всех возможных форматах, в том числе со звуком Dolby 5.1, полная обложка и буклет для DVD прилагаются, а вскоре появится версия и в Blu-Ray. В конце января обещаны дополнительные материалы типа интервью и закулисных съемок, а еще через месяц вторая часть — выступление NIN в Лас-Вегасе — от начала до конца сделанная уже только поклонниками.

Трейлер «Another Version Of The Truth»


Судя по всему, следующие релизы по качеству картинки будут не менее успешными; Трент Резнор уже заявил, что в ряде случаев поклонникам, снимавшим концерт чуть ли не на мобильники, удалось получить лучшие кадры и ракурсы, нежели нанятым профессиональным операторам. По-настоящему издать «самодельный» релиз планируется в ближайшем будущем — он будет рассылаться по предварительным заказам; желающим нужно будет оплатить только почтовые расходы, да и то по желанию. О случаях продажи дисков рекомендовано сообщать в сообщество. This One Is On Us также приветствуют массовые показы концерта, можно нарезать DVD и отправляться с предложением в любой кинотеатр, но с одной оговоркой, поддержанной NIN: вход для зрителей и здесь должен быть бесплатным.

The Big Come Down


Трент Резнор оказался весьма последователен по вовлечению фанов в дела группы. Раньше можно было говорить о том, что он перевел отношения между талантом и поклонниками на уровень, где последним позволялось если и не участвовать в создании конечного продукта, то, по крайней мере, держать руку на пульсе. После опыта взаимодействия с This One Is On Us слушатели NIN окончательно перестали быть просто потребителями и стали — пусть в заданных рамках — полноправными участниками творческого процесса. «Another Version Of The Truth: The Gift» — первый опыт, когда по сути «завизированный» бутлег делается в таких масштабах и подгоняется под конкретную некоммерческую идеологию, продвигаемую самим музыкантом. Подобный прецедент меняет и саму систему отношений между артистом и слушателем — при желании первый может получить от своей аудитории уже готовый продукт, причем без посредников в виде лейблов и крупных студий. В случае студийных релизов контроль, понятное дело, остается за артистом, зато в области концертных записей — не менее востребованных, — похоже, открылась новая страница. Распустив NIN, Резнор обещает не сворачивать свою активность, так что в обозримом будущем от него можно ожидать дальнейшего вколачивания гвоздей в крышку гроба музыкальной индустрии, от своих убеждений он уже вряд ли отступит. А в его группе теперь, можно сказать, играют не три человека, а все пять тысяч.

Only

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • aprilpowers· 2010-01-27 14:23:17
    Это хорошо!
Все новости ›