Оцените материал

Просмотров: 26872

Ночь черна

Денис Бояринов · 25/02/2009
Хроники Зимней музыкальной конференции в Сочи-2009: кризис, гламур и хипстеры в клубной индустрии

©  Miller Advanced Music

В мировом финансовом кризисе Артемий Троицкий признал виновными международных инвестиционных воротил и банкиров

В мировом финансовом кризисе Артемий Троицкий признал виновными международных инвестиционных воротил и банкиров

Зимняя музыкальная конференция в Сочи — это русский аналог Зимней музыкальной конференции в Майами-Бич, главного события в календаре профессионалов, причастных к клубному бизнесу и танцевальной культуре не только Штатов, но всей Европы и даже Азии. В этом году WMC проходит в Майами в 24-й раз, а конференция в Сочи, организуемая компанией FortDance Entertainment при поддержке пива Miller, — всего в 4-й. Масштабы пока несравнимые: у конференции в Майами международный статус и программа, охватывающая почти все стили и направления в мировом клубном деле. Но ничего — в 2014 году SWMC должна будет состояться в 9-й раз. Вот тогда и посмотрим.

Сочинская конференция состоит из дневной (доклады, семинары, «круглые столы») и ночной (вечеринки всех размеров) программ. По воспоминаниям завсегдатаев конференций получалось, что наиболее яркими моментами прошлых конференций были не доклады или пати, а бескомпромиссное поведение некоторых московских гостей за кадром официальной программы. Первая Зимняя музыкальная конференция, прошедшая в 2006-м, запомнилась тем, что разбушевавшегося ветерана прогрессив-хауса диджея Колю пытались снять с обратного рейса с помощью милиции и по этой причине задержали самолет на несколько часов. После конференции в 2007-м в кулуарах еще долго обсуждали, как коса известного продюсера Сергея Пименова (ППК, лейбл Uplifto) нашла на камень экс-продюсера «Тату» Ивана Шаповалова. Диджей Коля, состоящий нынче в должности арт-директора последнего крупного московского клубного открытия — филиала международного бренда Pacha, и Сергей Пименов должны были появиться и на нынешней SWMC. Это настораживало.

***

Быстрый визуальный анализ людей, ожидавших погрузки в самолет на Сочи, выявил дресс-код, исповедуемый московскими профессионалами клубной индустрии — богатые джинсы (со стразами, надпись RICH во все седалище все еще в ходу, несмотря на давно прошедшую моду и изменившиеся финансовые реалии), короткие куртки с отороченными мехом капюшонами, кроссовки, солнцезащитные очки на пол-лица и прически с хохолком (спереди или сзади). Надо сказать, что, как оказалось, региональные участники конференции придерживаются тех же взглядов на клубную моду: никакого расслоения между центром и периферией не наблюдается. Разве что только по части мужских причесок — за пределами Москвы в большем почете гладко выбритый и даже отполированный череп.

©  Miller Advanced Music

Брендменеджеры Miller рассказали о том, что их подопечный меняет стратегию и ориентирует свои рекламные кампании и клубные проекты на молодых людей, которые интересуются и занимаются творчеством.

Брендменеджеры Miller рассказали о том, что их подопечный меняет стратегию и ориентирует свои рекламные кампании и клубные проекты на молодых людей, которые интересуются и занимаются творчеством.

***

Путеводитель по Сочи, обнаруженный в бортовом журнале, с гордостью называл будущую столицу зимних Олимпийских игр 2014 года «самым медленным городом России», перещеголявшим Москву по проблемам с трафиком. Так и есть: перелет до Сочи занял два часа, а трансфер из аэропорта в гостиницу Park Hotel, предназначенную для участников конференции, — все три. Дело в том, что в размазанном по Черноморскому побережью Сочи существует фактически единственная дорожная артерия, проходящая через весь город, причем чаще всего двухполосная. Поэтому объехать пробку невозможно.

Долгое время, потраченное на переезд, позволило пристально разглядеть город. Сочи нынче представляет собой образцовый южный город контрастов, где причудливо перемешаны национальности, культуры и времена. Все еще величественные сталинские пансионаты сменяют разрушающиеся советские панели. К панелям прилеплены домики, дома и домищи частного жилого сектора. На те, другие и третьи напирают высоченные стройки «элитных» жилищных комплексов, срисованных, скажем, с парижского Центра Помпиду. Та же эклектика наблюдается и на дороге — в единой, уравнивающей всех пробке стоят раздолбанные «копейки», прокуренные «Волги», сияющие «Лексусы» и новехонькие «Кайенны». По улицам ходят дамы в манто и с собачками. На скамейках сидят мужички в трениках, пузырящихся на коленях, и домашних тапках на босу ногу. Часть жителей города уже дождалась Олимпиады, часть — не дождется ее никогда.

***

Судя по количеству наружной рекламы, Сочи ждал Зимнюю музыкальную конференцию с большим нетерпением, чем проходивший в ту же неделю Фестиваль Юрия Башмета. В холле гостиницы «Парк отель» была регистрационная суматоха — народу собралось прилично. В ночной программе двух главных дней конференции — пятницы и субботы — значилось по 15 вечеринок в разных клубах города, раскиданных по всей протяженной территории города. Чтобы обойти все, надо было обладать большим рвением и недюжинным здоровьем. Но в этом акте героизма не было бы большого смысла. При всем видимом богатстве выбора на вечеринках в рамках SWMC трудно было найти альтернативу коммерческому хаусу и прогрессив-трансу — за исключением нескольких тематических вечеринок, посвященных техно-музыке, драм-н-бейсу и почему-то фанку. Список задействованных в ночной программе диджеев тоже был заранее предсказуем: Агент Смит, Bobina, Володя Трапезников, Грув, Пименов, Фонарь, Anton Neumark, Даша Пушкина, DJ Feel, Mike Spirit и, конечно же, Коля. Все те же имена, что и три года назад. Судя по SWMC 2009, в русской клубной культуре ничего нового не происходит. Вероятно, так оно и есть. Как следовало из анонсов дневной программы, главной темой деловой части конференции следовало признать вопрос «Как финансовый кризис отразится на клубной индустрии?». Но вообще-то впору было поднимать вопрос о кризисе творческом.

©  Miller Advanced Music

Юля Говор и DJ Японец

Юля Говор и DJ Японец

***

Впрочем, первая вечеринка SWMC — официальное открытие конференции под названием «Old School Жив» — поразила оригинальностью формата и какой-то необыкновенной точностью метафоры всего происходящего. «Old School Жив», организованная московским клубом «Техника молодежи», проходила в хинкальной «Белые ночи» — образцовом курортном ресторане без лишних изысков, где, по уверению бывалых, подают лучшие хинкали в радиусе 100 км (порция из 5 штук — 100 рублей). В одном из залов ресторана была выставлена звуковая система, на которой сначала разминались диджеи клуба «ТМ». Их не слишком-то зажигательный выбор треков перемежали не слишком-то зажигательные комментарии ведущего Comedy Club и медийного лица «ТМ» Таша Саркисяна. Однако к середине вечеринки стало повеселей — возможно, сделало дело обилие бесплатного пива Miller. А когда к вертушкам вышел герой 90-х трэш-рэпер Мистер Малой с помощником, стало совсем хорошо. Выступление под минус Малого, нахлобучившего на голову огромную белую меховую шапку, смело можно признать одним из лучших лайвов конференции, потому что на всю просторную программу их не набралось даже десятка. Также после «Old School Жив» к мифологии SWMC добавилась примета: «где конференцию встретишь, там ее и проведешь». «Белые ночи» стали неофициальным местом спасения, где измученные ночной жизнью участники конференции приходили в себя, вливая в организм жирные супы и живительное пиво.

***

Деловая часть стартовала на следующий день, в пятницу, с выступления генерального менеджера SWMC Юрия Марычева и председателя городского собрания Владислава Фунтякова, который предсказуемо порадовался, что данное мероприятие продлевает курортный сезон в Сочи и привлекает сюда новых туристов.

©  Miller Advanced Music

Клуб «ПлотФорма»

Клуб «ПлотФорма»

В дневной программе SWMC, как и в ночной, также обошлось почти без неожиданностей. Докладчики произносили ровно то, что от них ждали услышать. Генеральный директор Universal Music Russia констатировал, что в музыкальном бизнесе все, как обычно, плохо, продажи физических носителей неумолимо падают, но не будем отчаиваться: песни по-прежнему записываются и выпускаются. А на фоне отсутствия интереса у слушателей к формату альбома можно довольствоваться всплеском продаж синглов.

Марк Дойл — создатель хаус-лейбла Hed Kandi, добившегося успехов в продаже компиляций за счет гламурного стиля оформления дисков иллюстратором Джейсоном Бруксом, — хвастался перед аудиторией своим вкладом в мировую танцевальную культуру и рекламировал свой новый лейбл Fierce Angel (Hed Kandi был продан Дойлом два с лишним года назад). Понятно, что большую ставку в раскрутке Fierce Angel Дойл делает на уникальное оформление обложек, где будут всё те же гламурные девицы, что и у Hed Kandi, но только изображенные в стилистике гиперреализма.

©  Miller Advanced Music

DJ Sandra 3000

DJ Sandra 3000

Оживляжа в сонный ритм течения деловой конференции добавляли вопросы из зала. Так, например, после серьезного и обстоятельного доклада бренд-менеджеров компании Miller о том, что их подопечный, последние десять лет старательно поддерживавший клубный бизнес, меняет стратегию и ориентирует свои рекламные кампании и клубные проекты на молодых людей, которые занимаются творчеством, а не бессмысленным потреблением, — в зале поднялся с вопросом управленец какого-то клуба из Минеральных Вод. Он прямолинейно высказался в том смысле, что, мол, все эти инновации от Miller, которые заключаются в коллаборациях с молодыми художниками и музыкантами, — это, конечно, здорово, но нецелесообразно. А вот с компанией Tuborg всегда приятно работать, потому что она практикует прямую денежную стимуляцию их клуба — в размере 10 тысяч рублей в месяц. Это уже выглядело довольно комично. Но когда следом за оратором поднялся другой человек, представившийся партнером первого, и заявил, что ничего про 10 тысяч рублей не знает, стало окончательно смешно.

Еще более смешным был доклад «Кризис: индустрия, интернет, живая музыка и клубная культура», прочитанный главным музыкальным журналистом всея Руси Артемием Троицким. Во-первых, потому, что Артемий Троицкий — изумительный оратор, тонко чувствующий аудиторию: собравшихся в зале он будоражил словами «секс», «порнография», «зоофилия», примененными в контексте музыкального бизнеса. Во-вторых, доклад Троицкого, выполненный в лучших традициях гонзо-журналистики, не выдерживал никакой критики по теоретической и содержательной части, зато был воспринят аудиторией как настоящее откровение. Если вкратце: в мировом финансовом кризисе АКТ признал виновными международных инвестиционных воротил и банкиров; в падении продаж физических носителей — руководство мэйджор-компаний, клонировавших совершенно бессмысленные поп-проекты (такие как Spice Girls и Бритни Спирс) и таким образом подорвавших у слушателей доверие к формату альбома. Троицкий также коснулся кризиса в танцевальной культуре, но как-то вскользь — видимо, решил не расстраивать публику, потому что «ребята вы, я вижу, хорошие». Также Артемий Кивович рассказал известную байку о том, как в клубе «Шамбала» из-за вертушек выгнали участницу группы Dee-Lite Леди Мисс Кир, допустив в этой истории с десяток намеренных искажений фактов, и прорекламировал потрясающего музыканта, потенциального кандидата от России на «Евровидение 2009» Николая Воронова. Однако при всем этом выступление Артемия Троицкого, безусловно, было наиболее эффектным и запоминающимся мероприятием из дневной программы SWMC.

©  Miller Advanced Music

Сочинские хипстеры

Сочинские хипстеры

***

Самым интересным событием из ночной программы SWMC по музыкальной части стала вечеринка Miller Advanced Music в клубе «Посольство Ямайки». Под шапкой Advanced Music в Москве были проведены несколько мероприятий, на которые привозили передовых электронных музыкантов из Австралии и Германии. Для сочинской конференции — в прямое подтверждение перемены идеологии бренда — представители компании составили программу из молодых, но уже состоявшихся в Москве диджеев и музыкантов: сеты одного из основателей промогруппы Idle Conversation Дмитрия Японца, диско-диджейки Аси Горбачевой (переименовавшейся на время сочинской конференции из Сандры в Sandra 3000, поскольку такой же сценический псевдоним носит жена диджея Грува Александра Рудина), а также лайв-шоу техно-проекта Mujuice+Dzhem. Как бы пафосно ни звучало, но именно эти люди сейчас стоят на переднем крае танцевальной культуры в Москве и определяют саунд модных вечеринок.

©  Miller Advanced Music

Сочинские хипстеры

Сочинские хипстеры

Забавно, что для проведения Miller Advanced Music организаторами SWMC была предоставлена самая непритязательная, по сочинским меркам, площадка. Обшарпанное «Посольство Ямайки», украшенное плакатами с рэперами и пятилистником марихуаны, находится на втором этаже заплеванного торгового центра. В небольшом клубе есть одна крошечная барная стойка и три туалетные кабинки, запирающиеся изнутри на трогательные дюралевые крючки. При этом надо сказать, что Сочи гордится достигнутым уровнем гламура в заведениях развлекательной индустрии: например, в городе есть ресторан «Лентяй», где посетители сидят на кроватях, а их обслуживают официанты в пижамах, и клуб «ПлотФорма», местный аналог клуба «Рай», построенный на установленной в море платформе.

В любом случае передовой музыке Advanced Music демократичный расслабленный беспорядок «Посольства» подошел больше любого гламурного интерьера. Главным минусом клуба была нерасторопность барменов и совсем недемократичные цены на напитки (коктейли — 400 р.).

©  Miller Advanced Music

Рома Mujuice

Рома Mujuice

В неожиданное место на неожиданную вечеринку пришла неожиданная публика — не обычные представители сочинского бомонда в отутюженных брюках и ботинках с загнутыми носами. Было приятно видеть, что места у самой диджейской стойки были заняты стайкой молодежи, живущей по законам московских модников. Они пришли за новой музыкой, и они ее получили.

Если хипстеры водятся и в зимнем Сочи, это значит, что информация распространяется по всей России. Это значит, что проекты, рассчитанные на молодых людей, которые интересуются и занимаются творчеством, не такая уж и бессмыслица. Это значит, что в стране все-таки происходят подвижки, какими бы предсказуемыми ни были расписание диджеев и речи докладчиков на SWMC. Это значит, что представить себе по-настоящему международно значимую Зимнюю музыкальную конференцию в Сочи как в Майами — вполне реально. Году эдак к 2014-му. Во всяком случае, реальнее, чем зимнюю Олимпиаду.

Посткриптум

Легендарного диджея Колю мне повезло видеть всего однажды — на флаере одной из вечеринок ночной программы, назначенной в развлекательном центре «Кайман». Однако, он опять стал неофициальным героем конференции. Пару анекдотов с его участием можно прочитать в блоге клубного телеобозревателя Юлии Говор. На этот раз обошлось без милиции. 


Другие материалы рубрики:
Ничего нового, 3.02.2009
Цирк с лошадями, 24.12.2008
Пора по ABBA, 13.11.2008

КомментарииВсего:2

  • tyomma· 2009-03-10 14:36:03
    Оффтоп, Денис:
    http://www.rtvi.ru/anons/i/osetinsky1_a

    там кагбэ все понятно про ОО.
  • paskuda80· 2009-03-14 13:18:20
    "Оживляжа в сонный ритм течения деловой конференции добавляли вопросы из зала" - это закат журнализдской прозы
Все новости ›