неделю концертов немецких групп и музыкантов, задуманных как прелюдия к более крупному летнему музсобытию C/O Pop. Центральной частью Cologne Music Week была программа Sound of Cologne — серия бесплатных концертов молодых и многообещающих кельнских коллективов, из которых можно было заключить, как теперь звучит одна из мировых столиц электронной музыки, место прописки знаменитых лейблов A-Musik, Sonig и Kompakt.
Судя по лайнапу Sound of Cologne, техно и вообще музыканты за ноутбуками теперь в Кельне не главное, «звук города» представляли группы, использовавшие инструментарий, привычный с 1960-х, — электрогитары, синтезаторы и барабаны. Больше всего запомнилось трио The Von Duesz, которое, обставившись аппаратурой, выступало на сцене ресторана Stadtgarten (где, кстати говоря, проводят не только концерты, но и, например, литературные чтения с Михаилом Шишкиным). The Von Duesz используют во время выступления старинный синтезатор Minimoog и электроорган Rhodes, саксофон, калимбу, каубеллы и прочую перкуссию. Барабанщик работает за установкой, расширенной за счет дрампада, и успевает не только стучать как заведенный, но и что-то подкручивать на отдельном пульте. Вообще участники The Von Duesz не только извлекают звук (из аналоговых инструментов), но и в реальном времени приколдовывают над ним, обрабатывая его и используя эффекты, поэтому всякая калимба у них подключена к ноутбукам, которых на сцене тоже немало. The Von Duesz на сцене — архетипическая немецкая группа, похожая на сложно устроенный механизм, который восхищает одним движением шестеренок и коленвалов. Как заводные куклы-музыканты или электрические органчики начала прошлого века, до сих пор исправно работающие в кельнских пивных.
Музыка у The Von Duesz тоже «машинная» — недаром первая пластинка группы называлась «Dynamo». Ее основу составляет четкая последовательность паттернов ритмов и инструментально-вокальных сэмплов. Не чураясь импровизаций, трио вживую играет музыку, которую раньше было принято делать с помощью сэмплеров, секвенсоров, ритм-машин и компьютеров, — используя инструментарий и идеи краут-рока, хауса и техно, музыканты соединяют в своем творчестве 1960-е, 1970-е и 1990-е. Музыканты определяют свое направление как «органическая электроника» (используя «органический» как синоним «натурального», по аналогии с лавками organic food, популярными в Германии). Я бы предложил реанимировать для них термин «краутроника» (возникший в конце 1990-х, но подзабытый), тем более что The Von Duesz — прямые наследники немецких краутроковых групп (Can, Harmonia, Popol Vuh, Amon Düül II, Kollectiv и др.), в конце 1960-х начавших использовать первые массовые электронные инструменты в психоделической и прог-роковой эстетике и в итоге выруливших на что-то абсолютно свое. К тому же kraut на немецком — это «капуста», то есть вот вам и намек на «органическое» и «натуральное».
The Von Duesz не одни такие. Из Германии происходят группы, которые можно назвать старожилами и первопроходцами этого жанра, — например, берлинский дуэт Tarwater, экспериментирующий с синтезом электронных и акустических инструментов с 1996-го, или электронные джазмены Tied + Tickled Trio — альтернативный проект музыкантов из The Notwist, существующий с 1994-го.
В Соединенном Королевстве есть группа с псевдояпонским названием Fujiya & Miyagi, которую клонит в сочинение поп-хитов. Во Франции — дуэт Zombie Zombie, на своей последней пластинке старательно переигрывающий в живом звуке синтезаторные сочинения режиссера-композитора Джона Карпентера для своих ужастиков. В Австрии — играющие техно с помощью рок-инструментов Elektro Guzzi, от которых без ума местный электронный авторитет Питер Крюдер. В Финляндии — отменная группа K-X-P, издающаяся в Норвегии, и так далее. В каждой стране мира найдутся выросшие на «предпрограммированной» музыке группы, которым интересно воспроизвести ее на сцене вручную, максимально добавив живости, жизни и элемента случайности.
В «краутронике» есть свои звезды. После выступления The Von Duesz в Stadtgarten я подхватил там последний номер мюнхенского журнала об электронной музыке Electronic Beats. Одна из центральных статей номера была посвящена берлинскому трио Brandt Brauer Frick, недавно выступавшему в Москве и дававшему интервью OPENSPACE.RU. BBF дает концерты в разных форматах: как трио — с классическим набором «живых» электронных инструментов (Nord Wave, Korg ESX-1 и Roland V-Drums) и целым оркестром — с роялем, струнными, маримбой, тубой и даже арфой:
Из-за использования оркестровых инструментов, а также из-за того, что один из участников трио (Фрик) — выпускник музыкальной академии по классу композиции, про BBF чаще всего говорят и пишут, что они скрещивают классическую музыку с электронной. Однако сами участники трио, хоть и цитируют в своих акустических техно-композициях Баха, с этим не согласны. Они говорят, что им ближе джаз и джем-сейшены. Среди своих героев они называют академистов-авангардистов Стива Райха и Яниса Ксенакиса, джазменов Джона Колтрейна и Херби Хэнкока, электронных музыкантов Джеффа Миллза и Тео Пэрриша. И, конечно, краутрокеров и Kraftwerk.
{-tsr-}С последними у BBF отношения особые. Все музыканты наших дней, имеющие дело с машинной музыкой, чем-нибудь обязаны Kraftwerk, но BBF, The Von Duesz и прочие, по сути, выворачивают идеи группы наизнанку. Дюссельдорфские гении, на сцене перевоплощавшиеся в роботов, постулировали превосходство машины над человеком и рисовали новый дивный компьютервельт будущего. BBF и другие «краутроники» забирают у компьютеров некоторые функции назад, доказывая, что человек ничем не хуже может справляться и сам — даже в таких рутинных процессах, как держать бит. Машинам и так уже отдано много, почему бы людям не вернуть себе хоть что-нибудь.