Если самописец Гребенщикова вместо пиков и впадин чертит ровное плато, то никакого пульса у времени и нет. Время здесь остановилось.
Темпоральные парадоксы на новых альбомах «Аквариума», «АукцЫона», «Браво» и N1NT3ND0
Музыкальным критикам обычно очень важно, чтобы рецензируемые ими пластинки соответствовали текущему моменту — чему-то, что называется тенденциямиЧитать!
У нас в России есть почетные работники слова и музыки, которые не первый десяток лет являются признанными «мыслеуловителями» и «чувствоотразителями». Один из главных, безусловно, мастер рифмованных коанов и парадоксов Борис Борисович Гребенщиков, всем известный ансамбль которого недавно выпустил очередную пластинку — «Архангельск».
«Архангельск» мгновенно сравнили с зеркалом «эпошки», в котором так точно отразилось, что «Вавилон не властен над тобой». Критики усмотрели неслучайность в том, что альбом вышел почти в тот же день, когда на съезде «Единой России» было объявлено, что на следующих президентских выборах тандем Медведев — Путин поменяется местами. Это многократно предсказанное событие почему-то так удивило многих наблюдателей, что и аквариумовской песне про Вавилон достался титул «манифеста молчаливого сопротивления», а пластинке в целом — статус остроактуальной. Парадокс тут в том, что Борис Борисович в мило-лукавом стиле духовного наставника многие лета поет одну и ту же песнь о том, что ничего не меняется, и о том, что «куда бы ты ни шел, на тебе стоит крест». Поэтому «лучше молчать, ведь все сказано до нас», и внутренне выпить внутренней водки с внутренним мартини. Однако вот странность: уже не первый десяток лет эта мантра успокоения воспринимается как откровение.
«Архангельск» — это не альбом-зеркало, а альбом — отражение предыдущих пластинок позднего «Аквариума». Скажем, «Навигатора», «Zoom Zoom Zoom» или «Лошади белой» — пластинок, на которых, к сожалению, не слышно никакой музыки, кроме слабой доли и цитат из Beatles с Диланом, и заметны только усталые выступления виртуозного жонглера словами. Вот, кстати, загадка, достойная строчки БГ (если еще не): что показывает зеркало, к которому поднесли другое зеркало, — многократно умноженную пустоту или там все-таки что-то есть? С другой стороны, чем задумываться об этом, лучше прослушать старые пластинки «Аквариума», которые, как мы понимаем, в России всегда актуальны. Например, «Навигатор» (1995), где поется: «Хошь — пой в опере, хошь — брей топором, / А все равно Владимир гонит стадо к реке, / А стаду все одно, его съели с говном».
Я не хочу сказать, что БГ — больше не мыслеуловитель или что приборы на его аэростате неисправны. Напротив, если самописец Гребенщикова вместо пиков и впадин чертит ровное плато, то никакого пульса у времени и нет. Время здесь остановилось. Не зря же на кухнях разговаривают про новый застой.
Тем более что время остановилось не только у него. Вот, к примеру, другая, не менее уважаемая группа на букву «А» — «АукцЫон». Ее новейший альбом «Юла» шибко крутится вокруг собственной оси, а точнее, вокруг дискографии ее ведущего участника Леонида Федорова, которого никак не заподозришь в отсутствии идей, застойном мышлении или узости кругозора: то коллажную радиопостановку «Таял» выдаст, то душеспасительные песни о смерти запоет, то поэму Хлебникова, написанную палиндромами, превратит в альбом и концертную программу, записанную с виртуозами Рибо и Медески. Но как раз этих фактов богатой дискографии Федорова на новом альбоме не прослеживается. «Юла» записана как по заявкам стародавних поклонников «АукцЫона», которым всех этих экспериментов совсем не хочется, а хочется им — чтобы как во времена их молодости, как на «Вернись в Сорренто» или на «Птице». И Федоров сперва дает им как в молодости — и даже позволяет три сумасбродных выхода Олегу Гаркуше. Но не забывает при этом в каждом номере достать фигу из кармана и ткнуть в лицо стародавним поклонникам — тем самым, для которых время остановилось. Вот это двойственное отношение к фанам как раз и не очень приятно.
«Юла», повторимся, очень лихо закручена и эффектно вертится-вертится. Но такое ощущение, что вертится по инерции или из вредности: выхода через песни в другое время и пространство, которые некогда были так важны и дороги Федорову, не происходит. Ну, может, у исполнителей на концерте происходит, а у меня как у слушателя — нет. Все вертится, но сливается в одну финальную «дудень-дудень-дудень»:
Про новый альбом «Браво», который выпущен после десяти лет перерыва, и говорить не приходится. Хоть он и называется «Мода» и записан на тексты новых приглашенных авторов, среди которых такие неожиданные кандидатуры, как Дмитрий Спирин из «Тараканов» и Анжей Захарищев фон Брауш из «Оберманекена», но понятно, что он не про сиюминутное. Он про несуществующее — у «Браво» все та же самая выдуманная мода «стиляг из Москвы», что и 30—20—10 лет назад. Дорогие гитары звучат, как всегда, превосходно. Роберт Ленц поет как Роберт Ленц, Евгений Хавтан как Валерий Сюткин. Самое слабое место — это тексты, такое ощущение, что новые текстовики как специально составляли их из самых злейших штампов группы. Даже использование новых слов типа «аватар» не спасает ситуации. В песнях «Браво» на орбитах звучит джаз, за окнами танцуют брейк-данс. С задней обложки «Моды» на слушателя катит на скутере Одри Хепберн с Грегори Пеком (из «Римских каникул»). Какое, милые, у нас десятилетие на дворе? Правильный ответ: никакое или все сразу. Времени больше не существует.
А вот еще один темпоральный парадокс. Дебютный альбом N1NT3ND0 — пластинка, которая звучит совершенно противоположно ретроупражнениям «Браво». N1NT3ND0 — это новый рейдерский проект Василия Вакуленко, больше известного как рэпер Баста или Ноггано. Вася придумал себе очередного персонажа, комического гангстера Нинтендо, который «отмел минуса» у Лила Уэйна и Снуп Дога и записал поверх них свои юмористические куплеты, которые иногда звучат не хуже, чем обэриутские опыты Дмитрия Озерского из «АукцЫона»:
«Отмели»
В треках N1NT3ND0, которые рассчитаны на то, чтобы как следует прокачивать басами тачки, много смешных шуток, но и правдивых афоризмов в них не меньше, чем на пластинках БГ. Казалось бы, у N1NT3ND0 речь по всем приметам про «лихие девяностые» — АК-47-дружок и к нему запасной рожок, рэкет и рейдерство, люди гибнут за бабло и изредка танцуют ламбаду. Однако виртуальный гангста Нинтендо прекрасно себя чувствовал бы и в нашем времени. Он как специально создан для него. Похоже, что принципы героев 90-х — не отдать свой кусок и брать музыку у иностранцев (т.е. там, где плохо лежит) — будут здесь вечными. Не надо даже менять батарейки.
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452036
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343527
- 3. Норильск. Май 1269197
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897829
- 5. Закоротило 822360
- 6. Не может прожить без ирисок 783648
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760488
- 8. Коблы и малолетки 741522
- 9. Затворник. Но пятипалый 472524
- 10. ЖП и крепостное право 408144
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403808
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371059
вопрос в другом.имеется достаточное количество групп и так далее, которые не бояться экспериментов и чего то нового, в первую очередь молодых групп, а это, как понимаете, требует и определенной раскрутки, и того же определенного напряга мозгов застоявшихся на месте...
Цитирую: "«Юла» записана как по заявкам стародавних поклонников «АукцЫона», которым всех этих экспериментов совсем не хочется, а хочется им — чтобы как во времена их молодости, как на «Вернись в Сорренто» или на «Птице»".
Как бы не так! Мне всё равно очень понравился этот альбом, нисколько не меньше, если не больше, чем всё остальное. Бодрый, заряжающий альбом, от которого не до сна - а что вы хотели? АукцЫон экспериментирует всё время и в этом его ОГРОМНЫЙ талант. Просто непривычно, возможно, встречать такой экстетичный, взвинченный лихой альбом? Ну да, конечно, нам же лучше, чтобы было всё время бобэоби ))) А Анабено-Низарейский стиль не приедается, а?
jass, а мне вот все 11 нравятся!
Цитирую: "«Юла» записана как по заявкам стародавних поклонников «АукцЫона», которым всех этих экспериментов совсем не хочется, а хочется им — чтобы как во времена их молодости, как на «Вернись в Сорренто» или на «Птице»".
Как бы не так! Мне всё равно очень понравился этот альбом, нисколько не меньше, если не больше, чем всё остальное. Бодрый, заряжающий альбом, от которого не до сна - а что ты хотела? АукцЫон экспериментирует всё время и в этом его ОГРОМНЫЙ талант. Просто непривычно, возможно, встречать такой экстетичный, взвинченный лихой альбом? Ну да, конечно, нам же лучше, чтобы было всё время бобэоби ))) А Анабено-Низарейский стиль не приедается, а?
jass, а мне все 11 треков из этого альбома нравятся!
2) Самое "трендовое" сейчас -- это стойка на имя Владимир и фамилию Путин. Сразу возникают Аллюзии!