На месте украинского правительства я бы озаботился организацией мирового тура «Снов», потому что это лучший способ сообщить об Украине, к примеру, молодежи Австрии, которая, если верить видеоработе харьковской группы SOSка, выставленной на «Якщо», ничего о такой стране не знает.
Впечатления о новой культурной столице после уикенда украинского искусства
«Круто в Перми?» — спрашивают друзья, узнав о том, что я провел три дня в самопровозглашенной культурной столице Урала, всей России и в скором времени Европы. Круто, конечно. Сейчас Пермь представляет собой высокоградусный коктейль из амбициозных культурных проектов и highbrow-инициатив, авантюрных замыслов заезжих пассионариев и глубинной российской простоты жизни — этот коктейль шибает в голову почище «Северного сияния» (или «Слезы комсомолки»). Одним гостям экс-индустриальный центр Урала, пытающийся изобрестиЧитать!
В минувший уикенд родина изобретателя Александра Попова, актера Георгия Буркова и диджея Smash особенно напоминала Киев. Пермь принимала в гости самолеты с украинскими художниками, актерами и музыкантами. Одновременно в Музее современного искусства PERMM открылась выставка «Якщо: Украинское искусство на переломе», придуманная и собранная куратором Екатериной Дёготь, а в театрах «Театр» и «Сцена-Молот» стартовал украинский фестиваль «ГогольFest», впервые вывезенный из Киева на территорию России музыкальным продюсером Александром Чепарухиным (GreenWave Music). О впечатляющей «Якщо» Екатерина, будем надеяться, когда-нибудь расскажет сама (к тому же выставка будет открыта до 10 июля, ее еще можно и нужно увидеть), а я попробую передать ощущения от не менее впечатляющего трехдневного «ГогольFest».
Киевский полижанровый « ГогольFest» придуман Владиславом Троицким, основателем, режиссером и духовным лидером театра «Дах», провозглашающим закат цивилизации денег и наступление цивилизации альтруизма. Начавшись как частная инициатива Троицкого, в сентябре этого года фестиваль пройдет в четвертый раз — он откроется совместной постановкой театра «Дах» с испанским театром перформансов La Fura Del Baus на майдане Незалежности в Киеве, с параллельными программами еще в четырех украинских городах — Одессе, Львове, Харькове и Севастополе. Обходясь без государственной поддержки, «ГогольFest» и его президент Троицкий небезосновательно претендуют на статус главного культурного события Украины, представляющего национальное искусство на международном уровне и международное — на национальном. Как у них это получилось? Видимо, на чистом альтруизме.
Для Перми Александр Чепарухин, начавший свою культуртрегерскую деятельность в новой столице с непростых «Детей Выдры», сделал адаптированную версию фестиваля, перенеся акцент с театральных постановок и перформансов на концерты и пригласив под флаг «ГогольFest» хорошо известных в России украинцев, которые вряд ли смогли бы оказаться в программе киевского фестиваля. Потому что они из другой тусовки и вообще другого мира — скажем, лидер «Воплей Видоплясова» Олег Скрипка, истовый борец за все украинское в родной культуре, проводит в Киеве в некотором смысле конкурирующий этнофестиваль «Країна Мрій», а урбан-группу «Бумбокс», покорителя чартов Украины и России, легче представить себе на церемонии премии «Муз-ТВ», чем в одной компании с группой «ДахаБраха», обладателем Гран-при премии Сергея Курехина. Такой популизм (честно говоря, для Чепарухина и GreenWave не свойственный) пошел фестивалю на пользу — панорама украинской музыки шире, впечатлений у зрителей больше. В программу пермского «ГогольFest» также попали певица Катя Chilly, в конце 1990-х на знаменитом фестивале Fringe изумившая своим голосом основателя лейбла Mute Дэниела Миллера, давняя знакомая Чепарухина Инна Желанная, сейчас выступающая с заслуженным московским электронщиком Аркадием Марто, разбитной ска-ансамбль «Перкалаба», западноукраинские «козацкие» рокеры «Гайдамаки» и клубное этно-диско-шоу Олега Скрипки с ансамблем «Чоботы З Бугая». Главным же событием фестиваля, на чем неоднократно ставил ударение обожающий общение со зрителем Александр Чепарухин, должны были стать спектакли Влада Троицкого с участием «ДахиБрахи» — сеанс шаманизма по шекспировской пьесе «Король Лир» и мультимедийная мистерия «Сны заброшенных дорог», с успехом показанная недавно в Москве.
Слабых выступлений на пермском «ГогольFest» не было, были особенно сильные. Открывавшая фестиваль Катя Chilly, пребывающая, как и Жанна Агузарова, в образе Дитя Космоса, провела свое шоу, почти не поднимаясь с колен, однако смогла наэлектризовать слушателей до предела —- несмотря на то что поет фольклорный материал теперь не под грохот и треск электронного аккомпанемента, как прежде, а под камерный ансамбль — контрабас, клавишные и ударные. Но эта смена концепции и к лучшему.
Выступавший в тот же день Олег Скрипка со своими «Воплями», наоборот, не показал ничего нового — все ту же молодецкую удаль. Видный украинский общественный деятель, как и ожидалось, рвал меха баяна, гулял по креслам зрительских рядов, кружил на руках детей и девушек из ансамбля «Воскресение», вышедших аккомпанировать ему в рамках специально подготовленного для фестиваля проекта. Вот так он начал с «Воскресением» — с потешного кавера на AC/DC «Галю, приходь».
Во второй день фестиваля публику трясли за грудки «Бумбокс», живьем оказавшиеся более интересной группой, чем в записи, и — особенно — гуцульский ВИА «Перкалаба», который поначалу потерялся на большой сцене «Театра», зато с лихвой компенсировал неудачный старт на афтепати в фойе «Сцены-Молот», заставив плясать под свои дудки и цимбалу девочек всех возрастов (от 5 лет).
В третий день самые лихие пляски слушателей наблюдались на закрытии, с которым отлично справилось гопак-рок-формирование «Гайдамаки» — музыкальные козаки так раздухарились, что к своей немаленькой программе отыграли еще и мини-сет из каверов на классику рока — от моторхедовской «Ace of Spades» до роллингстоунзовской «Satisfaction».
Главным же событием «ГогольFest», как и заявлялось, стало шоу «Сны забытых дорог», на котором переполненный 600-местный зал «Театра» затаивал дыхание, чтобы захлебываться аплодисментами в каждой представившейся паузе, а в конце устроить театру Влада Троицкого стоячую овацию. «Сны» — очень удачная и сильная постановка, подающая вынимающие душу украинские песни, с любовью собираемые и исполняемые «ДахойБрахой», в технологичном, модном и доступном формате, который запомнится и будет понятен в любом уголке мира. На месте украинского правительства я бы озаботился организацией мирового тура «Снов», потому что это лучший способ сообщить об Украине, к примеру, молодежи Австрии, которая, если верить видеоработе харьковской группы SOSка, выставленной на «Якщо», ничего о такой стране не знает.
Под финал фестиваля Александр Чепарухин, сменивший на сцене мокрых «Гайдамаков», сообщил восторженному залу, что может собрать еще десять (!) таких же, не уступающих по силе украинских программ: «Верите?» Охотно верим. Жаль только, что собрать десять таких же по силе русских программ представляется маловероятным, и на условном «музыкальном ринге» России уж точно нечего противопоставить «Снам» театра «Дах».
Важный вопрос: насколько поможет исправить эту ситуацию культурный бум, который сейчас искусственно устраивают в Перми? Инъекции хорошего вкуса и высокого искусства, безусловно, необходимы. Однако толпы пьяных людей, вываливающих с теплохода «Михаил Кутузов» на причал, расположенный позади музея PERMM (экс-Речной вокзал), и не подозревают о том, что рядом с ними открыт музей современного искусства мирового уровня. А любимой формой культурного досуга продвинутых пермяков, как показалось, по-прежнему остаются стрип-клубы и пляски вокруг распахнутых джипов. Даже в центре, что уж говорить про самые страшные (по рассказам местных) районы Перми вроде Зоокамска.
Увлекаясь шоковыми методами окультуривания города, не стоит забывать о более полезных ежедневных оздоровительных процедурах — к примеру, для того чтобы в Перми на
Читать!
И тогда в Перми будет не только круто, но и просто хорошо.
Гимн новой культурной столицы России
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 16569421
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6519830
- 3. Норильск. Май 1293175
- 4. ЖП и крепостное право 1117409
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 906920
- 6. Закоротило 836981
- 7. Не может прожить без ирисок 831506
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790487
- 9. Коблы и малолетки 765653
- 10. Затворник. Но пятипалый 507384
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441443
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 393895
Денис, спасибо Вам за интересный материал!
Немного пренебрежительно Вы отозвались о "Бумбокс". Они хорошие ребята, начинали покорение радиоэфиров ещё с программы "Магеллан Нон-Стоп" А.Ф. Скляра)
улыбнуло;) вообще-то Закамск
а еще у нас есть Зоостровка (Заостровка), Зоопруд (Запруд), Зоозерье (Заозерье), Зоогарье (Загарье)
с местным слэнгом надо все же поосторожнее;)
2 KimlrSen: :)
Олег Скрипка сначала огорчил. Ну, не молодеют люди со временем... Но когда распелся, то вломил очень драйвово!!! Молодец! Выходил в зал и пел, балансируя на подлокотниках кресел. Чепарухин в этот момент заметно напрягся. Привстал, что бы вмешаться, если чё)))
"Даха-Браха" выступив прошлым летом на фестивале "Камва" (http://www.kamwa.ru/) покорила практически всех. Но совместное театральное действо с артистами театра "Дах" произвело под конец неоднозначное впечатление. Вроде бы всё круто, но было ощущение, что чего-то главного так и не произошло.
Отдельный "респект" звукарям. Звук был настроен безобразно. Хотя оборудование стояло неплохое (лучшее в городе))) На "Гайдамаков" выстроили агрессивный форсированный звук, где доминировали бассы. Все остальные частоты воспринимать было проблематично. Текст неулавливался. Однообразные пассажи утомляли. Под такой музон скакать надо было наверное, но в зале драмтеатра это было делать не совсем удобно. Да мне и не захотелось (хотя на "Воплях"и сидя танцевать хотелось).
Впрочем, спасибо за возможность повидать представителей украинской сцены.
Неуєели автору не известно, что "Майдан", инспирированный заокеанскими недоброжелателями, ставил своей целью уничтожение всего русскоязычного в Украине.