Они – честные и классные, за ними – честная, классная и новая музыка, и чего тут разговоры разговаривать – айда зажигать.

Оцените материал

Просмотров: 21977

А мы такие зажигаем!

Денис Бояринов · 26/04/2012
Тур Red Rocks, культурные инициативы Сбербанка России и оргкомитета «Сочи-2014» как пальба фейерверками

Имена:  Ана Матроник · Ярослав Малый

©  OpenSpace.ru

А мы такие зажигаем!
Когда над горнолыжным курортом в Красной Поляне, где гремел фестиваль Red Rocks, село солнце, сразу стало холодно и грустно. Холодно — потому что в феврале на обдуваемом ветрами обледенелом склоне мгновенно мерзнешь, а до ближайшего пункта с горячим чаем надо спуститься на подъемнике и отстоять очередь, потратив почти полчаса. Грустно — потому что по причине неожиданной болезни фронтмена Джейка Ширза хедлайнеры фестиваля Scissor Sisters заменили свое выступление клоунским диджей-сетом. Закутанная в шаль Ана Матроник, плясавшая на сцене за всех участников группы, неубедительно читала в микрофон мантры, что это лучшее отмененное шоу в ее жизни. Но тут грянул спасительный фейерверк, расцветивший ночное небо огромными пылающими хризантемами, которые, наверное, было видно аж с той стороны хребта. Матроник восхищенно залопотала в микрофон, зрители радостно запрыгали, и всем сразу стало веселее. Кроме тех пессимистов, которым не повезло с утра наткнуться в сочинских новостях на предупреждение МЧС об опасности схода лавин в горах.

Концепция Red Rocks, «музыкального фестиваля, проводящегося на высоте 1500 м над уровнем моря», организуемого лейблом «Мачете Рекордс» на деньги Сбербанка России, — это фестиваль-фейерверк. Эффектные выстрелы в воздух. Зачем Scissor Sisters, суть живого шоу которых состоит в том, что все участники группы в угаре раздеваются до кожаных трусов, должны выступать февральской ночью на горной вершине — непонятно. Зато красиво придумано. Чем не фейерверк (и не без осечек)! Недаром первые лица Red Rocks в публичных выступлениях так часто употребляют глагол «зажигать». «Чего вы тут сидите? — говорил журналистам на пресс-конференции фронтмен групп «Токио» и «Мачете», «идейный вдохновитель фестиваля» Ярослав Малый. — А ну скорей на вершину — зажигать!» Директор управления маркетинга Сбербанка России Наталья Германова так же незамысловато объясняет, зачем нужен Red Rocks: «Нет хороших международных фестивалей на вершине, и мы решили, что надо сделать такое уникальное мероприятие на нашем курорте. И оно будет проходить именно зимой, потому что Игры — в феврале. Когда здесь будет Олимпиада, все зажгут — а потом это станет традицией. Люди будут сюда приезжать, будут тусоваться».

©  Sochi 2014

Ана Матроник на фестивале Red Rocks

Ана Матроник на фестивале Red Rocks

Во-первых, международные фестивали на горнолыжных курортах случались и случаются — например, в швейцарских Альпах уже почти 15 лет на высоте двух с лишним тысяч метров проводится SnowpenAir. Во-вторых, с экономической точки зрения Red Rocks — «нехороший» фестиваль, который не выживет без финансовой поддержки. В этом году его посетило около 2500 человек, что по меркам фестивалей (и даже одной группы «Би-2», принимавшей участие в Red Rocks) — крохи, неудача. Для сравнения: на последнем SnowpenAir около 10 тысяч посетителей слушало Брайана Адамса. Однако обратите внимание на качество аудитории Red Rocks: среди гостей фестиваля не только сноубордисты и лыжники, но и — цитируем по пост-релизу — «многие известные персоны, среди которых глава оргкомитета “Сочи-2014” Дмитрий Чернышенко, почетный президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, заместитель главы администрации Краснодарского края Алексей Агафонов, глава администрации города Сочи Анатолий Пахомов, глава Сбербанка Герман Греф и президент Дмитрий Медведев». Можно не сомневаться в том, что зажигать на Red Rocks, с этого года проходящем под эгидой Культурной олимпиады «Сочи-2014», станет хорошей традицией. Будут тусоваться. По крайней мере, до 2014-го.

Red Rocks — это фейерверки не только на горной вершине, но и на площадях крупнейших городов России. При поддержке все тех же Сбербанка и оргкомитета «Сочи-2014» фестиваль развернулся в концертное турне, которое планирует охватить 40 городов страны — от Владивостока до Калининграда. Как заявил на московской пресс-конференции, посвященной старту тура, Ярослав Малый (по видеосвязи из Тель-Авива): «Цель тура — изменить музыкальную ситуацию в нашей стране, а также дать возможность всем 40 городам услышать музыкальные группы, которые задают тон в мировой индустрии». Фишка турне в том, что хедлайнера концерта в каждом городе якобы могут выбрать зрители, голосуя на сайте («якобы» — потому что вы попробуйте за кого-нибудь проголосовать) за понравившуюся из трех предложенных им вариантов группу. Старший вице-президент Сбербанка России Станислав Кузнецов, выступая на пресс-конференции тура Red Rocks, особенно отметил эту возможность, сказав, что «это уникальная ситуация, когда в выборе артиста принимает участие большое количество людей в режиме краудсорсинга».

©  Антон Белицкий / ИТАР-ТАСС

Ярослав Малый

Ярослав Малый

Первые концерты тура прошли только что — 15 апреля на Театральной площади Ростова-на-Дону и 22 апреля — на Крепостной горе в Ставрополе. За группы, «задающие тон в мировой индустрии», в Ростове были патриотично выданы наши музыканты — бенд Малого «Мачете», романтичные экс-тольяттинцы On-The-Go и 53-летний Гарик Сукачев, поразивший местных журналистов своей привычкой заплевывать сцену. Ставрополю достался первый иностранный гость — английская клубная электро-поп-группа Fenech-Soler, только приступившая к записи второго альбома и более ничем пока не отличившаяся. В дальнейших планах Red Rocks — наши проверенные рок-звезды («Би-2» и др.) и иностранцы разного калибра и достоинства: отличные Metronomy и Friendly Fires, подрастерявшие драйв бразильцы CSS, уже выступавшие в Красной Поляне White Lies, задолжавшие лайв «Мачете Рекордс» Scissor Sisters и бог знает кто еще. При всем уважении и некоторой любви к этим музыкантам назвать их «задающими тон в мировой индустрии» нельзя — ни по коммерческим показателям, ни по востребованности у мировых медиа. Городу Иркутску, говорят, повезет, и туда в августе привезут The Horrors, одну из лучших английских рок-групп текущего момента, — только иркутяне об этом пока не знают (голосование еще не началось), да и зависит это не от них, сколько бы они ни голосовали на не до конца исправном сайте тура. Чтобы без проблем забукировать The Horrors на август, самый горячий месяц летних фестивалей, с выбором нужно было определиться в феврале — а сейчас имело бы смысл проводить голосование по второй половине Red Rocks Tour (еще 20 городов), запланированной на 2013 год. Даже людям, далеким от концертно-гастрольного бизнеса, понятно, что Иркутск получит иностранным хедлайнером того музыканта, которого удастся забукировать агентству, обслуживающему тур-фестиваль, а результаты голосования на сайте всегда можно подкрутить в нужную сторону — никто не проверит. Поэтому «выбор артиста в режиме краудсорсинга» — это красивые и бессмысленные фигуры речи от организаторов Red Rocks. Фейерверк на словах.

Бессмыслица еще и в том, что Иркутску или Ставрополю предлагается выбрать между неизвестным и неизвестным. 10-тысячная аудитория, собравшаяся на Крепостной горе, точно не отличает Fenech-Soler от Metronomy (эти группы и в родной Англии столько не собирают). Скорее всего люди пришли отдохнуть на бесплатном музыкальном оупен-эйре, которыми не избалованы. Точно так же, как далеко не каждый одолевший на подъемниках 1500 м высоты в Красной Поляне знал о том, что хедлайнеры Red RocksLGBT-поп-акт Scissor Sisters (а знали бы — так и вовсе не пришли бы), билеты (2500 р.) покупали на «Вопли Видоплясова» и «Би-2». При том что Адлер, Сочи и Красная Поляна были усеяны щитами с наружной рекламой фестиваля, как подхвативший ветрянку — сыпью. Хорошо спланированной медиакампании в федеральных и местных СМИ, которая бы разъяснила Ростову-на-Дону, Ставрополю и всей России, что за новую музыку им везут и чем она хороша, у Red Rocks не наблюдается, а без нее просветительская польза фестиваля сводится к нулю. Наружкой с афишами и анонсами на сайтах тут не обойдешься. Люди пошумят на площадях — разойдутся и забудут.

©  Sochi 2014

Президент Дмитрий Медведев на фестивале Red Rocks 2012

Президент Дмитрий Медведев на фестивале Red Rocks 2012

Идея Red Rocks Tour — гастролирующего по стране фестиваля, везущего в удаленные от западной границы России уголки музыкантов, которые бы сами туда ни за что не доехали, и предоставляющего им возможность выступить на большую аудиторию, — хорошая. На фоне других музыкальных мероприятий, которые входят в программу Культурной олимпиады «Сочи-2014» в рамках Года музыки, — например, концертно-развлекательной программы «Великая Россия» с участием муниципальных творческих коллективов Майкопа или межрегионального фестиваля армейской песни «За веру! За отчизну! За любовь!» — просто выдающаяся. Но любую хорошую идею можно испортить невнятной реализацией.

Можно ли было сделать идею Red Rocks Tour еще лучше? Да, если бы пользу от потраченных Сбербанком денег, умноженных на административный ресурс оргкомитета «Сочи-2014», получило как можно больше российских представителей новой музыки и людей, заинтересованных в ее развитии. Если бы возможность выступить на площадях родных городов получили не только московские (On-The-Go, TonySoprano и др.), но и молодые местные группы, подходящие фестивалю по духу. Если бы «звездные» гости провели специальные рекламные акции (автограф-сессии, встречи с поклонниками, мастер-классы и т.д.) в музыкальных магазинах и клубах города, поддержав системообразующий малый бизнес. Если бы первые лица Red Rocks Tour, Сбербанка и оргкомитета «Сочи-2014» устроили с представителями местных властей и журналистами открытые обсуждения на тему «В каком состоянии находится культурная экономика региона?» Тогда бы от Red Rocks Tour были не только радость и веселье, но и польза индустрии и реальная надежда на изменение музыкальной ситуации. В нынешнем варианте от всероссийского тура больше всего дивидендов (возможно, символических) получает Ярослав Малый, «Мачете Рекордс» и бразильская группа CSS, которой с лету предложили за выступление 50 000 долларов гонорара. Кстати говоря, они не стоят таких денег.

{-page-}

 

©  Sochi 2014

Red Rocks 2012

Red Rocks 2012

Журналистов больше всего интересует: как лейбл «Мачете Рекордс» получил поддержку Сбербанка России и возможность пропагандировать свои музыкальные вкусы, себя и своих артистов в масштабе страны? Об этом мечтали бы многие российские культуртрегеры, владельцы лейблов и концертные агентства, но повезло только Ярославу Малому с друзьями. Этот вопрос в той или иной форме возникает на каждой пресс-конференции, связанной с Red Rocks, — и каждый раз Малый отвечает на него немного по-разному. По одной версии, он сам принес идею фестиваля Red Rocks в Сбербанк — буквально зашел с улицы, и фронтмена группы «Токио» выслушали, потому что сперва приняли его (!) за лидера группы Tokio Hotel (лучше бы это была шутка). По другой — маркетинговый отдел Сбербанка, сейчас пытающийся развернуться своим медийным лицом к молодежи, пришел к группе «Мачете» за романтическим хитом «Нежность» для рекламного ролика, а ушел с целым фестивалем на горной вершине, который впоследствии превратился в тур по 40 городам. Отвечая на эти вопросы, Ярослав Малый ведет себе как фронтмен рок-группы. Его пафос в том, что они — честные и классные, за ними — честная, классная и новая музыка и чего тут разговоры разговаривать — айда зажигать. Журналистов такие ответы, видимо, устраивают, и до более важных вопросов они не доходят. Какая разница, как поддержка получена? Вообще этично и допустимо ли то, что музыкальную ситуацию в стране меняют представители одного, не самого крупного, успешного и авторитетного, лейбла — т.е. коммерческой структуры, в бизнес-интересах которой на этой ситуации зарабатывать деньги? Причем под шапкой культурной акции государственного значения и с привлечением административного ресурса? Нет ли здесь конфликта интересов — просветительских с коммерческими? Впрочем, рок-фронтмену такие непростые вопросы задавать бессмысленно: в ответ на них он искренне обижается, как будто сомневаются в том, что он лично — классный. Когда журналистка «Афиши» заикнулась «идейному вдохновителю» о чем-то подобном в кулуарной беседе на вершине, то Ярик, как его называют друзья и коллеги, по-простому предложил ей: «Спустись с горы в какое-то другое место, раз тебе здесь не нравится».

У журналистов на пресс-конференциях не возникает острых вопросов и к представителям Сбербанка России (или они не успевают их задать). Спрашивают в основном про коллекционные монеты с символикой Сочи-2014, а должны были поинтересоваться, почему крупнейший банк России приглашает коммерческие структуры к реализации проектов с культурной миссией российского значения и бюджетами в миллионы долларов не на основаниях открытого тендера, а на основании неясных внутренних связей и личных симпатий. При том что на словах Сбербанк поддерживает развитие малого бизнеса в России, помнит о социальной ответственности и уважает краудсорсинг. Более того, многие журналисты, а также сотрудники «Мачете Рекордс» и Сбербанка России полагают, что задавать такие вопросы неправильно и чуть ли не неприлично. У них найдется масса доводов в свою пользу. Мол, ребята стараются как могут — делают хорошее дело, а вы своей критикой им только мешаете. И вообще Сбербанк России — это частная компания, которая даже в рамках поддержки Олимпиады и культурных инициатив, с ней связанных, тратит свои деньги на свою рекламную кампанию. Как хотят — так и тратят, и нечего заглядывать в чужой карман. Скажите еще спасибо, что не Лепс.

Спасибо! Но до тех пор, пока журналисты будут рассуждать как пиарщики, принцип фейерверка останется лучшим принципом маркетинговой кампании и культурной политики — и для крупнейшего банка, и для крупнейшей страны. Пожгли деньги — и скорей с горы, пока лавиной не накрыло. Россия, вперед!


Комментарий Григория ГОЛЬДЕНЦВАЙГА, промоутера

Каждый культуртрегер скажет, что Сбербанку России обратиться надо было именно к нему и что он бы сделал лучше. Сбербанк бы выиграл, заявив эту инициативу заранее и проведя тендер на лучший способ реализации среди промоутеров, концертных структур и т.п. Идея тура по крупным городам в глубинке с участием действительно актуальных артистов, о которых там, возможно, и не слышали, — хорошая. Вопрос — как она будет реализована. В рамках ельцинского тура «Голосуй или проиграешь» в 1990-х не осталось областного центра, куда не добрался бы приличный на тот момент десант отечественных поп- и рок-звезд. Только по сей день ассоциируется этот тур не с их творчеством, а с коробками из-под ксерокса.

За Red Rocks я пока что не вижу фестиваля. Фестиваль — это дело жизни, регулярный, долгоиграющий проект, рассчитанный как минимум на многие годы. На Западе фестивали рождались десятилетиями как результат grassroots-работы групп энтузиастов, которые благодаря поддержке (не обязательно финансовой!) локальных в первую очередь властей получали условия для здорового развития. Это связано с репрезентативностью культурной политики в демократических странах и с пониманием того, как работает экономика.

В России осознание, что фестиваль становится для квартала, города, региона катализатором экономического роста, понимание того, как (зачем и на кого) работают культурные индустрии, оставляет желать лучшего. В российском случае фестиваль часто проходит, уже автоматически полагаясь на делегированный бюджет. Это отличие от Запада, впрочем, не значит, что негативное. Большинство существующих фестивалей и даже крупных ежегодных концертов под эгидой фестивалей — маркетинг-продукт медиакомпаний. Дух распила, который часто витает в России над фестивалями, — еще одна местная антропологическая деталь.

С другой стороны, фестивальный бум последних лет как в Европе, так и в России не будет бесконечным. В последние годы они росли как грибы, но совершенно не исключаю, что через пару лет может начаться обратный процесс. Это ведь дорогая и громоздкая машинерия — если не во имя распила, конечно.


Комментарий Алекса КЕЛЬМАНА, промоутера и участника группы TonySoprano

©  Sochi 2014

Red Rocks 2012

Red Rocks 2012

Для нас Red Rocks Tour — это отличный шанс показать свою музыку большому количеству людей. Мы уже выступили в Ставрополе и получили колоссальный отзыв: мы были готовы увидеть массу непонимания со стороны публики, а получилось наоборот — восторженные люди нам пишут теперь из Ставрополя.

Мне сложно рассуждать о чужом концепте. Наверное, если бы я был в организаторах фестиваля, я бы добавил в состав выступающих больше молодых и интересных артистов, дав им шансы. Удастся ли туру-фестивалю изменить музыкальную ситуацию в стране? Не знаю. Прежде всего Red Rocks даст народу праздник, ну и немного новой музыки.


Комментарий пресс-службы «Сочи-2014»

Миссия Культурной олимпиады «Сочи-2014» — сохранить и приумножить уникальное культурное богатство России, вовлечь каждого жителя в грандиозный праздник, дать почувствовать каждому сопричастность такому глобальному проекту, которым являются Олимпийские игры, и представить все самое лучшее гостям Игр в 2014 году. В программу Культурной олимпиады и Года музыки, в частности, вошли наиболее значимые культурно-массовые события по всей стране, демонстрирующие разнообразие, разножанровость и мультикультурность населяющих Россию народов. Основными принципами культурной политики оргкомитета «Сочи-2014» стали:

a) включение наиболее значимых и ярких культурных мероприятий, обладающих высоким организационным и творческим уровнем;
b) соответствие мероприятий тематике разных лет Культурной олимпиады: Год кино — 2010, Год театра — 2011, Год музыки — 2012, Год музеев — 2013;
c) вовлеченность всех регионов (83 субъекта РФ);
d) пробуждение в массовом сознании интереса к культуре и творчеству;
e) предоставить всем желающим возможность принять участие в формировании культурного образа страны, а самым достойным — предоставить шанс участия в культурных мероприятиях XXII Олимпийских и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи;
f) сочетание разноплановых проектов, отличающихся друг от друга по стилистике и исторической принадлежности — от традиционных жанров до современных решений. Так, программа Года музыки Культурной олимпиады «Сочи-2014» объединяет такие мероприятия, как Марафон регионов России и Red Rocks Tour, концерты Дениса Мацуева и Аркадия Шилклопера и фестиваль коренных малочисленных народов России с игрой на варгане и горловым пением, выступление перед олимпийскими строителями камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением посла «Сочи-2014» Юрия Башмета в строящемся Ледовом дворце «Большой» и Всероссийский детский музыкальный конкурс.

Для того чтобы стать частью Культурной олимпиады «Сочи-2014», мероприятие должно соответствовать культурной политике оргкомитета (см. выше). Мероприятие, вошедшее в программу Культурной олимпиады, получает статус участника Культурной олимпиады, а победители мероприятия (в случае, если это конкурс) — статус лауреата Культурной олимпиады вместе с шансом участия в культурной программе Игр 2014 года в Сочи. Оргкомитет также оказывает коммуникационную и административную поддержку мероприятиям, включенным в Культурную олимпиаду.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • arlyapov· 2012-04-26 22:46:07
    комментарий барышни из пресс-службы напоминает отрывок из официального документа
  • Полина Рыжова· 2012-04-28 00:41:06
    не хочу влезать в перипетии отношений музыкальных промоутеров, лейблов, банков и оргкомитетов. скажу лишь то, что в Сочи было круто,в Ставрополе было круто, уверена, в Казани 26го будет круто. Мне лично не важно за чей счет, но Редрокс привозит замечательные группы в регионы (!). В конце концов, стоит отдать должное маленькому лейблу, который делает гигантский фестиваль, и делает это здорово.
  • Oyayebu Lollol· 2012-04-28 01:21:42
    Видос туповатый, но зато видно как людям из Ставрополя «пофиг» на Fenech Soler.
    http://www.youtube.com/watch?v=ARJwANQM7O4
Читать все комментарии ›
Все новости ›