Классики альтернативного рока о панке, арт-образовании, искусстве перформанса, совместном туре с Roxy Music и чувстве ненависти
Лондонская группа Wire, думается, в России почти неизвестна, при том что они — общепризнанные классики альтернативного рока. Группа,Читать!
В конце 1970-х Wire играли яростные песни длиной в полторы минуты, которые шокировали даже хулигански настроенных поклонников панка. «Панки всех ненавидят, но группу Wire они ненавидят больше всего», — шутили тогда в английской прессе. В начале 1980-х, недолго походив в любимцах музпрессы и рок-элиты, лондонцы занялись экспериментальными арт-перформансами с бытовыми приборами, которые приводили в недоумение журналистов и скинхедов, пришедших попрыгать под кричалки. Финансовые проблемы вынуждали группу с 35-летней историей несколько раз брать долгие творческие паузы, а ее участников — разбредаться по собственным проектам (к слову, весьма интересным), но каждый раз они возвращались с сильнейшим альбомом. В прошлом году Wire выпустили отменную пластинку «Red Barked Tree», а 6 апреля впервые появятся с концертом в России — на заслуженном московском фестивале Avantfest. Перед концертом OPENSPACE.RU поговорил с вокалистом Wire Колином Ньюманом о том, почему его песни так всех раздражали.
— Я иногда встречал по отношению к Wire определение «первая пост-панк-группа в истории». Как вы сами к этому ярлыку относитесь?
— Формально это справедливо. В конце 1970-х ведь еще не было формулировки «постпанк». Она появилась позже, и мы были одной из групп, вызвавших ее появление. С людьми, которые тогда интересовались панком, у нас было мало общего. Они нашу музыку не понимали и не ценили.
— Почему? Вы вроде играли короткие и агрессивные песни — чем не «панк»?
— Я вообще затрудняюсь описать, что такое панк-музыка. «Панк» — один из самых чрезмерно используемых музыкальных ярлыков на свете. Это слово значит так много для совершенно разных людей из разных уголков света. Быть панком в Иране, Египте или Индонезии совсем не то же самое, что быть панком в Соединенном Королевстве. Для большинства британцев панк — это то, что происходило в семидесятых. Wire в семидесятых как раз бунтовали против того, что считалось панком, — эстетики, которая в то время была уже достаточно популярна, коммерциализирована и нам казалась слишком зашоренной и доктринальной. Плюс музыка была скучнейшая, чертово ретро — большинство тогдашних панк-команд играли что-то вроде рок-н-роллов пятидесятых. Только примодненных — с начесами и булавками.
— А я думал, что между вами и поклонниками панка были классовые противоречия. Вы же были студенты арт-колледжа — из образованного и обеспеченного класса. А там — дети пролетариата.
— В Британии того времени в арт-колледжах как раз и учились дети «пролетариата» (я беру это слово в кавычки, потому что в Британии, кажется, уже пролетариата не осталось — слово утратило свое значение) — благодаря целенаправленной социальной политике правительства образование вообще и арт-образование в частности было доступно разным социальным слоям.
— Ах да, точно. Малькольм Макларен рассказывал, что он как раз поэтому попал в арт-колледж и увлекся идеей ситуационизма, что впоследствии его привело к созданию Sex Pistols. Вы с ним, кстати, в то время не встречались?
— Да, смысл в этом — наплыв детей «пролетариата», получивших высшее образование в 1960-х и 1970-х, кардинально изменил расклад сил в обществе и культуре. А с Маклареном я никогда не встречался.
— Если верить Wikipedia, ваш партнер Брюс Гилберт называл Wire «скорее живой скульптурой, чем группой». Что это значит? А у вас какая была концепция группы, когда вы начали, — дада-перформанс-проект, музыкальный ситуационизм или просто веселое провождение времени?
— Я никогда не считал Wire ни «живой скульптурой», ни лекарством от скуки. По мне, так это всегда было серьезное художественное предприятие, даже если мы при этом много шутили. Возможно, высказывание Брюса адресовалось людям, которые тогда не считали то, что делает Wire, относящимся к сфере искусства. Сейчас-то в этом ни у кого нет сомнений. Хотя, может быть, он имел в виду что-то совершенно иное.
— Одни из первых концертов Wire состоялись в Школе искусств Сент-Мартинс и Королевском колледже искусств — сейчас это очень респектабельные заведения (особенно для детей богатых русских), а как обстояли дела в то время, когда вы там впервые выступали?
— Оба колледжа и тогда были престижными образовательными учреждениями. То, что мы там выступали в начале нашего пути, — это счастливый случай и наши связи. Концерт в Сент-Мартинсе вообще был у нас второй в жизни. Ох, нам там и досталось — публика нас возненавидела, закончилось все тем, что кто-то вырубил электричество и началась полная неразбериха. Концерт в Королевском колледже был позднее и прошел намного удачнее. Там была довольно известная концертная площадка, на которой выступали раскрученные команды, плюс у них были знаменитые «блюз»-вечеринки, где играли ска и хайлайф. Это было хорошее выступление — я имею в виду то, которое состоялось в июне 1977-го, а упомянутый на сайте концерт в декабре 1978-го — я вообще не уверен, что был.
Самая известная песня Wire «Outdoor Miner» (1978)
— Занятный момент из истории Wire — это ваш совместный тур с Roxy Music в 1979-м. Казалось бы, совершенно непохожие группы, непохожая музыка и разная аудитория. Как вас угораздило попасть к ним на разогрев — это было как-то связано с тем, что Брайан Ферри тоже выпускник арт-колледжа?
— Ну, мы считали Roxy Music великолепной группой. Когда с ними играл Брайан Ино, они были убермодные и вообще замечательные. Но к
Читать!
{-page-}
Одна из тех песен, что Wire играли для поклонников Roxy Music: «Heartbeat» (1979)
— И тогда вы переключились с рок-концертов на концептуальные перформансы?
— Да, это было после выхода пластинки «154». Тур с Roxy Music так нас разочаровал, что мы зареклись на некоторое время гастролировать. А вместо этого сделали серию «перформансов» в лондонском Cochrane Theatre. Это было очень здорово, и мы долго еще потом получали положительную реакцию от зрителей, но газетные рецензии были просто уничтожающими. Оглядываясь назад, я понимаю, что было бы куда умнее делать и то и другое — показывать перформансы и давать обычные концерты, чтобы пластинки продавать. Однако рядом с нами тогда не было никого авторитетного, чтобы это нам посоветовать.
— Потом был исторический концерт Wire в лондонском Electric Ballroom — 29 февраля 1980-го, который закончился тем, что скинхеды кого-то побили.
— На самом деле этот период в истории Wire между альбомом «154» и первой долгой паузой в существовании группы был позитивен и очень плодотворен, беда только в том, что по его результатам мы не записали альбома да и вообще много материала оставили недоделанным. Концерт в Electric Ballroom не был ситуационистской шуткой или намеренной провокацией. У нас было много новых сочинений — хороших или не очень, большая часть из которых впервые исполнялась со сцены. Группу уже лихорадило — каждый ее участник тянул в свою сторону. Это не был перформанс в чистом виде — впрочем, элементы арта и театральности присутствовали. Закончилось все хаосом — публика ничего не поняла в происходящем. Этот концерт породил немало дурных мифов вокруг группы: например, некоторые до сих пор, наверное, считают, что концерт Wire — это когда люди на сцене возятся с фенами и крушат газовые плиты. Но, повторюсь, у нас осталась от того периода масса песен, которые еще предстоит записать.
— Wire до сих пор связаны с современным искусством. Не так давно вы делали перформанс вместе с братьями Чапмен. Когда следующий?
— Я лично всегда считал Wire одновременно рок-группой и арт-проектом, и не секрет, что наша команда очень любима некоторыми арт-кураторами. С Джейком и Дино Чапменами мы работали, но я не считаю этот проект особенно удачным. Мне больше нравится наша совместная работа с художницей и сценическим дизайнером Эс Девлин (Es Devlin), которая работала и с известными оперными театрами, и с Pet Shop Boys и Канье Уэстом. Следующий — скоро. Мы никогда не возражали против интересных коллабораций.
— А вы не коллекционируете объекты искусства, как, например, — простите за повтор — Брайан Ферри?
— Я женат на видеохудожнице и музыканте Майе Ньюман, выступающей под псевдонимом Malka Spigel, поэтому наш дом украшен ее фотографиями и найденными объектами. Что касается серьезного коллекционирования — у нас не такие высокие для этого доходы!
— Песни Wire особенно охотно перезаписывались другими известными группами — например, Minor Threat, R.E.M., Big Black и даже Fischerspooner. Вам, как автору большей части песен Wire, это должно быть приятно.
— Раз люди делают кавер-версии твоих песен, значит, они считают их хорошими. Мне лично нравится, как Laika сделала «German Shepherds», а также версия «Mr. Suit» New Bomb Turk и кавер My Bloody Valentine на «Map Ref'». Fischerspooner, кстати, тоже неплохо постарались. Плохие каверы на Wire были собраны на альбоме «Outdoor Miner» — дошло до того, что одни там даже припев переврали.
My Bloody Valentine. «Map Ref'»
— В прошлом году вы выступали на лондонском фестивале Meltdown вместе с культовой американской гаражной группой Sonics. Это была личная идея Рэя Дэвиса из The Kinks, который в том году был куратором Meltdown?
— Я не до конца уверен, что группы из лайнапа Meltdown — это полностью личный выбор Рэя. Потому что куратора окружает масса людей, которые имеют на него влияние, ну и так далее. Вообще первоначальная идея была в том, что мы будем играть вместе с Pop Group Марка Стюарта, которые тоже недавно воссоединились. Это хорошая была идея — концерт получился бы отменным, но потом все переигралось. Нас перевели на другую площадку — в Royal Festival Hall, самый большой зал, что было не лучшей идеей, если учесть, что при всей значимости Sonics активной фан-базы у них нет. Они сейчас музейная группа — в лучшем смысле этого слова. Возможно, все было бы уместно, если бы Wire тоже были музейной группой, но это не так. Я вообще считаю, что мы сейчас в лучшей концертной форме, чем были даже в 1978-м, — в прошлом году у нас вышла тепло встреченная пластинка «Red Barked Tree», и весь год мы провели в гастролях. Отлично выступили в Токио, последний тур по Соединенному Королевству — в ноябре и декабре 2011-го — у нас был потрясающий. Словом, контраст между Wire и Sonics был очень заметен.
«Adapt» — песня с последнего альбома Wire «Red Barked Tree», запись концерта в Бельгии (ноябрь 2010-го)
— Мой последний вопрос взят из песни «Two Minutes» с «Red Barked Tree»: а вы кого ненавидите денно и нощно?
— Ха-ха. Эта песня составлена из обрывков подслушанных фраз. Конкретно эта строчка принадлежит моему другу, музыкальному журналисту, и направлена в адрес крупнейшей нашей телефонной компании British Telecom, с которой иногда бывает невыносимо иметь дело. А вообще я думаю, что веселее будет оставить этот вопрос без ответа.
6 апреля Wire выступит на фестивале Avantfest в ДК им. Зуева (Лесная, 18, ст. м. «Белорусская»)
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451890
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343465
- 3. Норильск. Май 1268881
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897749
- 5. Закоротило 822234
- 6. Не может прожить без ирисок 782870
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759742
- 8. Коблы и малолетки 741157
- 9. Затворник. Но пятипалый 471929
- 10. ЖП и крепостное право 408006
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403406
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370738