У нас отличная фестивальная атмосфера: праздничная кутерьма, легкая неразбериха, артисты в фойе пьют пиво с публикой и знакомятся с фанатами, охранники заигрывают с волонтершами.

Оцените материал

Просмотров: 10315

Наталья Подобед: «Буду дальше двигать мумбатон в массы»

Радиф Кашапов · 18/11/2011
Программный директор фестивалей SKIF и «Электро-Механика» о своей музыкальной политике, организаторских трудностях-радостях и имидже России

Имена:  Наталья Подобед

©  Aino del Sohl / Предоставлено Натальей Подобед

Наталья Подобед

Наталья Подобед

26 ноября в петербургском Центре современного искусства им. Сергея Курехина пройдет фестиваль «Электро-Механика». Программный директор этого мероприятия, а также «ЭтноМеханики» и SKIF Наталья Подобед превратила каждый из трех фестивалей в ожидаемое искушенной публикой событие: сюда привозят музыкантов «не для всех».

В этом году хедлайнерами «Электро-Механики» станут: светоч клик-н-катс Маркус Попп, выступающий под псевдонимом Oval; Emika — восходящая звезда лейбла Ninja Tune, только что выпустившая альбом, американо-японский инструменталист Shigeto; ветеран краут-рока Дитер Мёбиус, участвовавший в группах Kluster, Cluster и Harmonia, и «наш человек в Бруклине» Даниэль Лопатин с экспериментальным проектом Oneohtrix Point Never. Плюс еще десять не менее интересных музыкантов, работающих в нише экспериментальной электроники, — в том числе и из России.


«Электро-Механика» в этом году отмечает пятилетие.

— Как «Электро-Механика» — да, пять лет, хотя началось все немного раньше. Первый фестиваль прошел шесть лет назад и носил довольно странное для подобного фестиваля название — «Осень».

— Чего вы хотели вначале?

— Вначале была идея Анастасии Курехиной сделать мультимедийный фестиваль, которого не было до тех пор в Петербурге. Так появилась «Осень». Я предложила переименовать его в «Электро-Механику» и начала приглашать интересных, как мне кажется, артистов, аудиовизуальные проекты, видеохудожников, большинство из которых еще не выступали в России. Представляем на фестивале и музыкантов, ставших уже легендарными, и новые имена, в том числе российские.

— Кого не удалось заполучить в этом году?

— К примеру, мы пролетели с Das Racists, они перенесли тур на две недели, и то же самое сделали Death Grips. Многие другие, кого хотелось, тоже не смогли по разным причинам. Кого-то я не успела перехватить, артист был уже занят. Либо артист работает над новым альбомом, либо устал, не хочет играть больше концертов в этом году. Я приглашала несколько раз Autechre, но увы. Либо мы не можем предложить слишком высокий гонорар, либо они просто не заинтересованы в России, так тоже бывает. Есть музыканты, которые по разным причинам не хотят к нам ехать. У России в последнее время сложился, увы, не самый позитивный имидж. Мы стараемся устроить такой прием на фестивале, чтобы оставались только хорошие впечатления и хотелось вернуться. Что у нас и получается.

— Можно сказать, что «Электро-Механика» стала популярной?

— Да, в прошлом году зал был полон уже сразу после открытия — в восемь вечера все сидячие места на Феннеше были заняты и люди стояли в проходах.

— С «Этникой» все не так оптимистично?

— Вот на «ЭтноМеханике» с публикой гораздо сложнее, либо слово «этно» отпугивает, либо у нас еще не привыкли к такой музыке и не появилась мода на вечеринки в стиле tropical bass. В России на подобных фестивалях звучит обычно ирландский фолк, транс, аутентичный фольклор и максимум балкан-бит. У нас вечерняя программа напоминает SKIF, за что некоторые называют фестиваль «ЭтноСкифом», так как в основном мы представляем мировой этноавангард. Ночная программа, больше похожая на вечеринку, замешена на танцевальной музыке, которая сочетает электронный бит и ритмы народов мира, полный мэшап разных культур. Я думаю, что такой подход может даже привить интерес к народной музыке других народов у того, кто ничего о ней не знает. Жаль, что мало людей было на ночной части в этом году, но все, кто был, устроили отличный бути-шейкинг!

— Странно, ведь карибская, латиноамериканская культура у нас в фаворе — сколько открывается танцевальных студий!

— Это все не то, это более традиционная и популярная музыка. Но ситуация постепенно меняется. Например, я посоветовала друзьям из Москвы взять Munchi — теперь эти ребята запускают серию мумбатон-вечеринок, так как публика была в восторге и хочет еще. Оказалось, что мумбатон и русская душа имеют что-то общее. Хотя пару месяцев я тщетно пыталась найти промоутеров в клубах в Москве еще и для Poirier и Schlachthofbronx. Оказалось, никому там эта музыка не известна и не интересна, хотя в Европе они играют на больших фестивалях, как, к примеру, испанский Sonar этим летом. Буду и дальше двигать мумбатон и tropical bass в массы, уже почти готова ночная программа следующего фестиваля.

— Насколько серьезно вы в это вкладываетесь?

— Если говорить о деньгах, то у нас нет особо дорогих артистов, бюджет не позволяет, и, кроме того, мы не можем делать дорогой вход. Мне самой гораздо интереснее привозить тех, кто еще не был в России или только-только начинает подниматься. Например, на «Электро-Механике» будет выступать Emika — ее называют восходящей звездой электронной сцены. Я видела ее живьем и сразу же решила: нужно ее везти к нам именно сейчас. И мы подогрели к ней интерес в России, ее уже ждут, как и Даниила Лопатина, который к тому же имеет русские корни. Заодно они выступят и в Москве. Также мы зовем мэтров — вроде Дитера Мёбиуса, продолжающего играть на аналоговых инструментах в эпоху компьютеров.

— Вы ведь еще и Маркуса Поппа зазвали?

— Да, он недавно выпустил новый альбом после большого перерыва и стал активно выступать. Он же не только музыкант — Маркус разрабатывает свой собственный софт, который он продемонстрирует после выступления. И ответит на вопросы публики. Нужно обязательно приглашать тех, кто стоял у истоков того или иного стиля, как Мёбиус — краут-рока, Попп — глитча.

— К слову о деньгах: вам помогают какие-то организации?

— У нас нет коммерческих спонсоров, только Комитет по культуре Санкт-Петербурга.

— А как же Институт Гёте и прочие?

— Обычно они оплачивают дорогу артистам. Хотя в этом году на «Электро-Механике» их поддержки нет, как и других институтов: у всех, увы, закончились средства к концу года.

— Хватает ли вам электронных музыкантов из России?

— Вполне, сейчас появилось много молодых талантов. Причем в Петербурге не так много интересных имен, больше в других городах, на периферии. Я нахожу массу новых имен, читая обзоры на сайте Far From Moscow. Многие обижаются, что их не выбрали, но у нас не так много места в расписании. Фестиваль идет один день, и всего две сцены, в этом году участвуют 15 музыкантов, из которых четверть — из России. Заявок было, кстати, не так уж и много, да и тех, кто будет выступать, я пригласила сама. Скажем, The Taiga (половина дуэта Demokracy) из далекого Лесосибирска — когда б он еще сюда приехал? Его привезти так же дорого, как кого-то из Берлина или Лондона. Но он того стоит!

Насколько артистам на фестивалях нравится, чего им не хватает?

— Обычно после выступлений все остаются довольны. В прошлом году King Midas Sound жаловались, что их поставили на три часа утра. Просили перенести на вечер и жутко разозлились, когда я отказала. Приехали на концерт к трем с недовольным видом. Но увидели перед собой полный зал, ждущий их появления, — и сыграли прекрасный концерт, атмосфера была просто магическая. Кевин Мартин и сейчас хотел приехать, даже слегка обиделся, что не пригласили The Bug. Мне кажется, у нас отличная фестивальная атмосфера, праздничная кутерьма, легкая неразбериха, артисты в фойе пьют пиво с публикой, знакомятся с фанатами, охранники заигрывают с волонтершами. И хотя у нас не совсем приспособленное для больших мероприятий помещение, это все же кинотеатр, но у нас много плюсов, которых нет в других подобных залах, у нас можно чувствовать себя свободно, а это важно.

— Часто в вашей группе на Facebook встречаешь просьбы срочно помочь найти тот или иной инструмент.

— Да, приходится иногда поискать редкий инструмент. Тот же синтезатор Moog музыканты с собой не возят. Или какой-нибудь винтажный комбик. В Европе не проблема найти винтажное оборудование. Откуда его взять у нас, если границы открылись только в 1980-х? Кто-то покупает — из увлекающихся редкими инструментами. А проката нет.

— Если артист не появился на «Электро-Механике», можно ли ждать его на SKIF?

— Да, ведь там тоже играют электронные проекты. Больше артистов, особенно с других континентов, доступно в мае, когда в Европе начинается фестивальный сезон.

— Раньше ты жила в Роттердаме, теперь переехала в Берлин — что изменилось?

— В Берлине, конечно, гораздо больше всего проходит. Я здесь часто хожу на концерты, так как предпочитаю увидеть группу живьем, чтобы решить, стоит звать на фестиваль или нет.

— Кого увидела недавно и захотела позвать?

Nguzunguzu; кажется, они из Штатов. На фестивале Womex понравились Systema Solar из Колумбии и Celso Piña из Мексики. И Хью Масекелу из Южной Африки. Он, кстати, получил премию Womex как артист года.

— В этом году исполняется десять лет, как ты сотрудничаешь со SKIF, шесть лет назад ты стала его арт-директором. Музыкально фестиваль явно похорошел с тех пор.

— Спасибо. Стараюсь удивлять нашу публику и делать так, чтобы каждый фестиваль был лучше предыдущего. Чтобы к нам артисты приезжали не на закате своей карьеры, а в ее начале. А также приглашать легендарных музыкантов, оказавших влияние на современную музыку. Мои вкусы и предпочтения постоянно меняются; это, наверное, помогает не зацикливаться на каких-то стилях и направлениях и делать фестиваль очень разнообразным, но и не всеядным.

Кажется, организаторам не удается услышать музыкантов, выступающих на фестивале: у них другие заботы. Однако что тебе запомнилось?

— Конечно же, я все успеваю послушать! И даже пофотографироваться с любимыми музыкантами! Особенно запомнились Swans на прошлогоднем SKIF. И, конечно же, Killl. Я была недавно в Норвегии, встречалась с гитаристом и узнала, что Killl распадаются, к моему огромному сожалению. Уверена, не только моему: многие оценили их выступление как лучшее на прошлом фестивале. Еще Ксавьер ван Верш на прошлой «Электро-Механике» — для меня он был лучшим. И, естественно, Мулату Астатке. Мы пару лет планировали его привезти, когда он еще выступал с Heliocentrics. Он, кстати, был наиболее рискованной затеей, перед фестивалем билеты почти не продавались. И была легкая паника: может, вообще отменить? Но в итоге все сложилось очень удачно, зал был далеко не пуст. Возможно, в следующем году мне придется поискать кого-то не из степени риска. Хотя меня все больше тянет зазывать музыкантов вроде Омара Сулеймана, но многие ли его тут знают?​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

Все новости ›