Либеральная идея к тому времени стала знаменем интеллигентного истеблишмента. А провоцировать истеблишмент – стиль Курехина.

Оцените материал

Просмотров: 106273

«Курёхин – провокатор. Эстетический, художественный и политический»

Денис Бояринов · 07/07/2011
15 лет назад умер Сергей Курехин. Журналист АЛЕКСАНДР КАН вспоминает своего близкого друга

Имена:  Александр Кан · Джон Кейдж · Кешеван Маслак · Сергей Курехин · Сесил Тейлор · Эдуард Лимонов

©  gospodi.livejournal.com

Сергей Курехин

Сергей Курехин

9 июля исполняется 15 лет со дня смерти Сергея Курехина. По этому поводу OPENSPACE.RU списался с близким другом и соратником музыканта АЛЕКСАНДРОМ КАНОМ — музыкальным критиком, обозревателем Русской службы Би-би-си — и задал ему вопросы о музыкальности «Поп-Механики», дискографии и политических взглядах Курехина, его сближении с Эдуардом Лимоновым и НБП. В настоящее время Александр Кан завершает работу над книгой о Сергее Курехине.


— Где и при каких обстоятельствах вы познакомились с Сергеем Курехиным? Ваши первые впечатления?

— Я сначала узнал о Сергее Курехине, а потом с ним познакомился. Точнее, я увидел и услышал его, понятия не имея вообще о том, кто это такой, на джазовом фестивале, который впоследствии получил название «Осенние ритмы». Тогда это был еще безымянный джазовый фестиваль, который проводил Владимир Борисович Фейертаг. Это был октябрь 1978 года. Я приехал в Ленинград лишь в августе того же 1978 года и почти никого еще не знал, очень мало знал местных джазовых музыкантов. Потому что там, где я жил, в провинции, информации было очень мало. Один из музыкантов, о которых я знал, был Анатолий Вапиров. Потому что его пластинку, вышедшую двумя-тремя годами раньше, я каким-то образом сумел раздобыть. На пластинке игрался этноджазовый фьюжн с элементами болгарского фольклора (Вапиров — наполовину болгарин). Мне тогда это было интересно, это было только начало джаз-рока, это еще было актуально. Я тогда уже интересовался фри-джазом, и когда на сцену вышел квартет Вапирова и вместо фьюжн выдал мощнейшую фри-джазовую программу в духе Орнетта Коулмана, то я был совершенно ошеломлен — в первую очередь молодым, по-мальчишески выглядящим пианистом. Он выпорхнул на сцену и играл совершенно феноменально длинными фри-джазовыми пассажами — острыми, агрессивными, в духе Сесила Тейлора и Александра фон Шлиппенбаха, о которых я только-только начал узнавать. Я пробрался за кулисы, дождался Вапирова, получил у него автограф на пластинку, которую принес с собой (первый и последний автограф, взятый у музыканта, в моей жизни). Я спросил, кто пианист. Он мне назвал имя: Сергей Курехин.

©  Из личного архива Анастасии Курехиной

Сергей Курехин

Сергей Курехин

Уже через пару недель общий знакомый по джаз-клубу «Квадрат» нас познакомил, и мы довольно быстро сошлись. Мы ровесники, оба выросли в небольших южных городах (я в Херсоне, он — в Евпатории), но гораздо важнее оказалось то, что мы оказались общей музыкальной генеалогии: от Beatles, через хард-рок, прог-рок и дальше, через джаз-рок и фьюжн, к свободному джазовому авангарду. Когда мы познакомились, общее увлечение и любовь к авангарду и общность путей, которые привели нас к авангарду, сделали нас чрезвычайно близкими друг другу. Мы мгновенно стали проводить огромное количество времени вместе, гуляя по городу, разговаривая о музыке. Курехин приезжал ко мне, познакомил меня с Ефимом Барбаном. Тогда же у нас закрутилась идея создать Клуб современной музыки. Все это происходило поздней осенью, зимой, весной 1978—1979-го, а в мае 1979-го мы уже создали Клуб современной музыки. Появилось общее дело, которое, естественно, нас очень сблизило. Я был председателем клуба, а Курехин, так сказать, musician in residence — он играл постоянно, на каждом собрании, на каждом концерте клуба. Он ввел меня в свой круг, не только музыкантов, но и литераторов, художников.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:11

  • tichom· 2011-07-07 16:40:51
    спасибо, что вспомнили про курехина. жаль, что сейчас нет таких фигур. мельтешня и карлики...
  • oved· 2011-07-07 16:59:24
    Несомненно, великая и трагическая фигура. Великая - по уровню своего культурного потенциала. Трагическая - потому, что "сверхчеловеческой величины", частью которой он мог бы себя ощутить (и о которой совершенно точно говорит Лимонов), Курехин так и не нашел. Просто не было такой величины в тогдашнем безвременье. Он просто задохнулся.

    Дугин и Лимонов, кстати говоря, - родственные Курехину души именно в этом смысле (не зря они друг друга нашли). Черт догадал эту троицу с их умом и талантом родиться именно в России и именно в такое время...
  • kustokusto· 2011-07-07 18:32:49
    Не занимался Курёхин постмодерном ( контрмодерном ). Возьму на себя смелость назвать это МЕТАмодерном. А если прогнозы прогнозировать - то новая "богема" из "Жан-Жаков" - сидящая на воровских деньгах - так или эдак - но убила бы его.
Читать все комментарии ›
Все новости ›