Музыканты Iron Maiden нарядились на открытие тура, как на репетицию, – во что попало.

Оцените материал

Просмотров: 37948

Непоследний рубеж

Денис Бояринов · 15/02/2011
Репортаж с концерта Iron Maiden в «Олимпийском»: что общего у монстров хеви-метал и «Дискотеки 80-х»

Имена:  Брюс Дикинсон · Стив Харрис

©  Юля Рыженко

Концерт группы Iron Maiden в Москве. 2011

Концерт группы Iron Maiden в Москве. 2011

Основанная 35 лет назад в Лондоне группа Iron Maiden из тех, про которую говорят, что в представлениях она не нуждается: пиковые тузы британского метала, финансовые гарантии лейбла EMI (Rolling Stones и Radiohead ушли, а они остались) и даже обладатели «Грэмми-2011» за Best Metal Performance (кстати, впервые за много лет англичане получили признание от американских музакадемиков).

В России же у «Айрон Мейден» — особый статус, заработанный еще в начале 1980-х. Тогда просвещенные комсомольские работники включили группу, заигрывавшую с библейскими темами, в черный список запрещенных на студиях звукозаписи и дискотеках — за пропаганду «религиозного мракобесия». «Фарцовщики и спекулянты» отреагировали повышением цен на фирменные пластинки, футболки и постеры с ярким монстром Эдди, тотемом группы. Черно-белые фотографии с размытым до неузнаваемости Эдди, многократно переснятые с фотокопий из иностранных журналов, заменяли советским школьникам комиксы и тоже ценились дороже рубля. Словом, это был совершенно особенный рок-культ, почти как у Kiss, и неудивительно, что, впервые появившись в бывшем СССР, в полуголодной и измученной Москве 1993 года, Iron Maiden получили подряд три аншлага в «Олимпийском».

©  Юля Рыженко

Концерт группы Iron Maiden в Москве. 2011

Концерт группы Iron Maiden в Москве. 2011

В 2011-м в том же «Олимпийском» аншлага не было — ядреный рок-культ повыветрился, остался сладковатый запах ностальгии по школьной юности, который наверняка и привлек большинство фанов на концерт англичан. Ирония судьбы состояла в том, что в отличие от 1993 года, когда из группы уходил вокалист Брюс Дикинсон и она была в состоянии полураспада, Iron Maiden приехали продемонстрировать новую силу — 

©  Юля Рыженко

Концерт группы Iron Maiden в Москве. 2011

Концерт группы Iron Maiden в Москве. 2011

 в Москве они представили свой 15-й студийный альбом, «The Final Frontier», который получился на удивление удачен.

То, что у музыкантов Iron Maiden сил и мощи хоть отбавляй, стало понятно в первые минуты концерта, как только группа грянула титульную «The Final Frontier» и на сцену выскочил Дикинсон. Ударник Нико Макбрэйн задал лихой темп, три гитариста IM под руководством основателя группы басиста Стива Харриса оглушили зал риффами, подзадоривая публику героическими позами и традиционными гримасами, а Дикинсон метался по сцене, запрыгивая на порталы и подбрасывая высоко вверх микрофонную стойку. В придачу ко всем этим акробатическим упражнениям он еще и пел — правда, слова в плотном гитарно-барабанном вале, шедшем из динамиков, было трудно разобрать. Зато качало. Так продолжалось почти все полтора часа концерта, с незначительными паузами, которые Дикинсон, не обнаруживая сбитого дыхания, заполнял конферансом.

©  Юля Рыженко

Концерт группы Iron Maiden в Москве. 2011

Концерт группы Iron Maiden в Москве. 2011

В этих паузах, слегка придя в себя от оглушительной звуковой волны Iron Maiden, можно было внимательнее разглядеть сцену и музыкантов. Хотя особенно рассматривать там было нечего. Скупая сценография — несколько наивных конструкций, видимо символизировавших космодром, и меняющийся баннер на заднике. Музыканты Iron Maiden нарядились на открытие тура, как на репетицию, — во что попало. В черной шапочке и штанах карго, самый подтянутый участник группы Брюс Дикинсон больше походил на механика или сантехника, чем на рок-певца. И уж совсем трудно было бы поверить, что он еще и писатель, сценарист, теле- и радиоведущий, а также профессиональный пилот.

Также в паузах можно было подивиться тому, что почему-то стало понятно только сейчас: насколько же грохочущая музыка Iron Maiden, в детстве и юности воспринимавшаяся как полная противоположность попсу 1980-х, итало-диско и прочим танцевальным жанрам, родственна всем шлягерам того времени. 

©  Юля Рыженко

Концерт группы Iron Maiden в Москве. 2011

Концерт группы Iron Maiden в Москве. 2011

 Недаром вступление к «The Number of the Beast» повторяет рэп Винсента Прайса в середине джексоновского «Thriller», вышедшего в том же 1982 году. А знаменитый гитарный проигрыш из «Hallowed Be thy Name» очень напоминает пассаж из «Космической оперы» Дидье Маруани, только сыгранный гораздо быстрей и на электрогитарах. И футболка с надписью SPACE на Стиве Харрисе — авторе всех хитов Iron Maiden — выглядела как неожиданное подтверждение этих мыслей.

Наплевательский антураж концерта в сочетании с восьмидесятнической музыкой и ностальгическим пылом фанатов в фирменных майках IM оставлял ощущение присутствия на ретрошабаше из серии «Дискотека 80-х» в том же «Олимпийском». Когда под рукоплескание толпы откуда-то из небытия достаются запомнившиеся одним хитом старики-артисты, которые возле мигающего задника, как могут, выдают коленца под фонограмму. У Iron Maiden благодаря Харрису немало хитов, и Брюс Дикинсон в прекрасной форме. Но чувство неловкости от того, что музыканты мастерски отрабатывают поденщину, не отпускало весь концерт. Было понятно, что никакой это не «Последний рубеж». Iron Maiden, как и Space, к нам еще не раз вернутся.

КомментарииВсего:1

  • Димитрий Кирагаз· 2012-05-06 15:40:30
    *впервые появившись в бывшем СССР, в полуголодной и измученной Москве 1993 года, Iron Maiden получили подряд три аншлага в «Олимпийском».* - ВРАНЬЁ! Олимпийский был полупустой
Все новости ›