Лидер группы с активной гражданской позицией – о новом президенте Башкортостана, «маршах несогласных» и о том, что «момент упущен»
Имена:
Рустем Булатов
© Предоставлено Lumen
Lumen
Вместе с земляками Юрием Шевчуком и Земфирой уфимская группа Lumen принадлежит к первому эшелону русского рока, представители которого собирают многотысячные залы по России, Белоруссии и Украине.
Став популярными
после наивной песенки со словами «мы будем вместе, как Сид и Нэнси», Lumen переключились на более «проблемные» тексты и сейчас известны как группа с активной гражданской позицией. Одни из самых популярных песен группы – «Благовещенск (02)», написанная по следам массового избиения в этом башкирском городе, и «Государство», припев которой «Здесь типа демократия, на самом деле царство. Я так люблю свою страну, но ненавижу государство». Сейчас Lumen находятся в туре с новой концертной программой, в которой, по словам вокалиста Рустема Булатова, целый блок песен «о том, что у нас все не так, как должно быть», и созвучная им по настроению «Мама, мы все тяжело больны» Виктора Цоя. Результатом этого тура станет очередной концертный альбом группы под названием «Лабиринт», состоящий из 27 треков, каждый из которых будет записан в разных городах – любопытная инициатива независимой группы, активно вовлекающей поклонников в свою жизнь. Перед московским концертом OPENSPACE.RU встретился с Рустемом Булатовым, чтобы поговорить о том, что именно у нас не так.
– Не собираетесь переезжать из Уфы? – Нет, это лучший город Европы. Он достаточно большой, чтобы не быть скучным. Там бурлит своя жизнь. Но при этом он не так велик, чтобы начать давить. В Москве мне тяжело – мне жалко времени, которое впустую тратится на перемещения.
Читать текст полностью
– А с экономической, социальной или с криминальной точки зрения какова жизнь в Уфе?
– Гастролируя, мы посмотрели на страну и можем уверенно сказать, что со всех точек зрения Уфа – прекрасный город. У нас относительный порядок. Конечно, как и в любом городе, есть кварталы, куда не стоит ходить в определенное время суток. Но в целом спокойно. Социально-экономически тоже благополучно – у нас работают большие заводы: нефтепереработка и нефтехимия. Город развивается, дороги строят. Мы живем на островке относительного благополучия. Есть еще регионы, про которые я могу то же самое сказать.
– Какие?
– В Татарстане все очень хорошо. Ярославль мне очень понравился, Нижний Новгород – города, в которых есть хороший экономический базис, позволяющий тащить регион дальше.
– У вас в республике недавно поменялся президент – это такая же веха, как для москвичей смена Лужкова…
– Мы с большой надеждой смотрим в будущее. Пока все, что происходит, мне лично очень импонирует. У нового президента совершенно другой принцип управления, чем у старого. Тут же мощный пинок получили СМИ, которые до того работали абсолютно в советском стиле – оголтелый ура-патриотизм: мы посеяли, мы пожали, у нас вообще все хорошо. Никаких проблем в республике нет! Когда со стороны власти идет запрос к СМИ, что давайте говорить о проблемах…
– Это неожиданно.
© Предоставлено Lumen
Lumen
– Это просто прекрасно! Ну и понравились первые шаги, которые были сделаны: буквально через десять дней после инаугурации к нам приехал руководитель Счетной палаты Сергей Степашин инспектировать финансовое состояние республики. Им было сделано удивительное заявление – я цитирую его при любом удобном случае. Степашин произнес две фразы, которые противоречат друг другу. Сначала сказал, что «никакого передела собственности в республике не будет». А потом сказал: «Мы разберемся во всех преступлениях за отчетный период, виновные понесут наказание» и т.д. Мне кажется, действовать можно или по первому сценарию, или по второму – то есть они еще сами наверху не решили, как будут действовать.
– Вашего президента недавно Медведев перед народом отчитал…
– Да? За проблемы в ЖКХ?
– Почти. Во время интернет-конференции с президентом жительница одного из башкирских сел пожаловалась на отключение уличного освещения после 11 ночи.
– Мне жаль тех, кто попадет под горячую руку и получит по шапке. Нынешний президент Башкирии работает в стиле хорошего менеджера. Я считаю, что в таком виде нам власть и нужна. Представители власти должны сознавать, что они нанятые обществом работники. И что их должности – отнюдь не привилегия.
В последнее время у нас в стране много разговоров о модернизации и вообще. У меня есть простое и здравое предложение – почему бы не сделать исполнение бюджетов абсолютно прозрачным, вынеся их в интернет. У каждой администрации, даже самых небольших муниципальных образований, сейчас есть собственные сайты – значит, и всю бухгалтерию надо вести совершенно открыто. Вот в наш бюджет поступили такие средства, мы потратили их так – объявили такие-то тендеры. До копеечки. В тот день, когда это произойдет, огромное количество должностных лиц подадут заявления об уходе, потому что смысл заниматься этой неприятной работой пропадет.
– Ты веришь, что при твоей жизни в России госконторы начнут выкладывать бюджеты в интернет?
– Все зависит от градуса напряженности, от степени участия людей в жизни государства. Страна инертная. Подавляющему большинству людей глубоко наплевать, что происходит за пределами их квартиры. Когда начинаются массовые протесты? Когда кому-то лично прищемляют хвост – обманутые дольщики протестуют, что их кинули, жители Владивостока выступают против таможенных пошлин на иномарки. Это все понятно, но неприятно, что мы способны возмущаться, только когда нас что-то коснется лично. Никто не пойдет на площадь с флагом требовать, чтобы все государственные бюджеты выложили в интернет.
– А ты лично почему не пойдешь? Потому что у тебя уважительная причина – ты в туре.
– Я не пойду, потому что прекрасно понимаю, что буду там один с флагом. Как дурак. Когда я пойму, что присоединюсь к другим возмущенным и их будет много, – я пойду на площадь.
– Ты-то как раз, как музыкант, мог бы выйти не один на площадь, а еще и вместе с поклонниками твоей группы. Ты будешь не один.
– Я буду не один, но этого недостаточно. Этого недостаточно и… Я разделяю мысли и мнения людей, которых прозвали «несогласными». Но я не до конца их понимаю. В данный момент это выглядит донкихотством. Подавляющее меньшинство пытается какие-то идеи навязать большинству. Причем просто в пику власти. Без оглядки на людей, которые живут в стране.
Мне кажется, в первую очередь надо доносить до людей мысли, что все не так, как должно быть. Чтобы у них происходило что-то в голове. И потом уже у всех спросить – давайте что-то менять. Но так, чтобы быть уверенным, что это к чему-то приведет. А сейчас выходить на площадь – это зря тратить свое время. Мне оно дорого.
– Но таким образом можно упустить момент, когда надо выходить на площадь с флагом.
– Момент уже давно упущен. Он был один-единственный за последнее десятилетие.
– Какой?
{-tsr-}– Монетизация льгот. Вот в тот момент – от Владивостока до Калининграда – вся страна была на площадях. В каждом городе были тысячные митинги, но ни в одном не знали, что происходит в соседнем и что недовольных очень много. А по телевизору ветераны войны со слезами на глазах благодарили власть за то, что эта реформа происходит. Благодаря умелой информационной политике нашей власти все думали, как я, что они одинокие дураки на площадях.
27 ноября группа Lumen выступит в московском клубе Milk