Со статьи о группе «Авиа», как правило, начинаются энциклопедии российской рок-музыки. Образованная в 1985 году Николаем Гусевым и Алексеем Раховым, участниками распавшихся «Странных игр», «Авиа» была одной из самых веселых и необычных русских рок-групп, дававшей не концерты, а полноценные спектакли – с пантомимой, буффонадой и шоу физкультурников.
Фрагмент об «Авиа» из немецкого фильма Dawai Rock-n-Roll (1989)
В конце 1980-х к «Авиа» пришла большая популярность – клипы «Я не люблю тебя!» и «Весенняя массовая»
крутились по центральному телевидению, группа гастролировала со своими необычными рок-шоу по Западной Европе и даже выпустила в Великобритании виниловую пластинку. Распад Советского Союза и последовавшие за этим экономические и социальные метаморфозы начала 1990-х положили конец карьере «Авиа» – группа распалась, чтобы неожиданно воскреснуть почти двадцать лет спустя.
– Когда у «Авиа» созрело решение вернуться?
– В мае этого года праздновалось пятидесятилетие Алексея Рахова. По этому случаю он решил устроить помпезный концерт всех групп, в которых отметился за свою жизнь. Ну, скажем так, основных. Собрались «Странные игры» – к сожалению, без скончавшегося Гриши Сологуба; ансамбль «Мануфактура» выступил – совсем старый; «НОМ», в котором Алексей на гитаре играл. Ну и без «Авиа» не могло обойтись. Поэтому мы собрались и сделали короткую программу, на полчаса. Мы увидели, что публике это понравилось, да и нам самим это вдруг снова стало близко. А тут еще подоспело предложение от фирмы «Союз» – переиздать в подарочном виде полную коллекцию четырех альбомов «Авиа». Тут мы решили: почему бы не поиграть еще?
Читать текст полностью– Я читал, что пару лет назад у вас были совместные выступления с экс-коллегой по «Авиа» Антоном Адасинским.
– Это к «Авиа» не имеет отношения. Это проект «Позитив Бенд», который возник по инициативе Антона, который сейчас руководитель театра «Дерево» и в Дрездене живет. Он последние десять лет усиленно занимался музыкой и добился удивительных, например для меня, успехов. За это время у него накопился музыкальный материал, который он предложил сделать компании музыкантов. Туда вошли, в частности, я и Алексей Рахов. Просто на одном из первых концертов «Позитив Бенда» мы спели несколько песен «Авиа» – в других аранжировках и другой эстетике. Это совсем другая история. Проект существует до сих пор – раз в полгода Антон приезжает, и мы делаем совместную программу. Последняя была в сентябре – во дворе Инженерного замка.
– Собираетесь ли вы развивать «Авиа» дальше – думаете ли о новых песнях или альбомах?
– Пока нет. У нас у каждого есть свои проекты, в которых мы реализуемся как сочинители. Я уже 12 лет играю в группе «НОМ». У Алексея Рахова есть группа «Снега». Евгений Жданов играет в этнической «Самха». Пока речь идет о том, чтобы сделать золотые хиты «Авиа» в том виде, в котором их нам не удавалось сделать, когда они были сочинены. Максимально приближенно к духу того времени, но более напористо и энергично. Но мы не зарекаемся. Если нас этот проект всех разогреет, то не исключено, что он получит продолжение в виде новых песен.
– В тогдашних выступлениях «Авиа» всем запомнилась перформанс-часть…
– «Физкультурная группа имени Авиа» она называлась.
– Думали. Сами понимаете, что такое расширенное шоу можно собирать для каких-то разовых мероприятий. Слишком сложно и дорого – много человек. Мы планируем такое выступление вместе с Антоном Адасинским 23 февраля следующего года. Знаменательная дата! Он как раз приезжает из своей Германии и будет набирать «Физкультурную группу» из девушек, занимающихся в его студии. В Питере мы точно такой расширенный концерт сделаем, уже продюсер нашелся. Может, и до Москвы доберемся.
– Двадцать лет назад «Авиа» читалась как пародийный проект, доводивший до абсурда советские музыкальные жанры, символику и эстетику. А как следует понимать песни «Авиа» сейчас?
– На самом деле это поверхностный взгляд. «Авиа» никогда не была пародией. Может, поэтому у нас так весело и получилось. Мы тогда были искренне увлечены советским авангардом 1920-х – конструктивизмом, театром Мейерхольда, индустриальной музыкой и так далее. Ведь, отвлекаясь от политики, в искусстве это время было очень прорывное. Люди сделали большой шаг вперед и вверх, что отразилось на духе времени. {-tsr-}Искреннее увлечение темой соединилось с ироническим подходом к советской действительности, которая тогда существовала. Но это ни в коей мере не пародия. Это балансирование на грани уважительного и иронического отношения. А вообще же, что касается обличительной стороны, «Авиа» – это история про бессмертный человеческий идиотизм, который никуда не девается и всегда жив. А что изменилось сейчас? Да ничего – всё то же самое.
11 ноября «Авиа» выступает в московском клубе China-Town-Café в рамках проекта «Темные лошадки»
вот артист говорит не пародия
а я был зрителем конца 80-х
и видел пародию
сейчас можно говорить что угодно
и ему и мне
но тогдашний облик авиа - это гримаса
это перекошенный безумный коллективный фасад
последняя попытка проехаться на уходящей натуре большого стиля
не квн конечно но стёб изрядный что и убило группу
лишённую лирики и человеческого
по определению например
всё же кривляки форева
это безумие
слв бг
оно закончилось
а гнать своим ребятам
не мешки ворочать
известное дело
makarovna· 2010-11-15 22:16:22
"АВИА" - это был праздник!!! "..и этот праздник - наш концерт")))) !!! большая, можно сказать, и чистая радость. как раз всё чего-то вспоминалось в ностальгической тоске. ХЭЙ!!! хотя эти крики экстаза для настоящего артиста, само собою - только мишура)). ура ВИА "АВИА"! без него авитаминоз практически замучал.
makarovna· 2010-11-15 23:06:34
растрогавшись, попыталась найти что-нибудь по теме в ютубе - ыть! нет практически ничего. народ слабо хавает чистое искусство. не беда, конечно - нам, избранным, больше достанется. но вообще-то печально. хочется праздника души. иногда очень сильно.
а я был зрителем конца 80-х
и видел пародию
сейчас можно говорить что угодно
и ему и мне
но тогдашний облик авиа - это гримаса
это перекошенный безумный коллективный фасад
последняя попытка проехаться на уходящей натуре большого стиля
не квн конечно но стёб изрядный что и убило группу
лишённую лирики и человеческого
по определению например
всё же кривляки форева
это безумие
слв бг
оно закончилось
а гнать своим ребятам
не мешки ворочать
известное дело