Этна нам пока не доставляла беспокойств. Вулкан дымится периодически, но это совсем не страшно – даже красиво. Этна -- хороший мальчик. Верней, хорошая девочка.
Лидер шотландской рок-группы Simple Minds о сольном альбоме, московском метро, Билли Маккензи, политической активности, Нельсоне Манделе и коллегах из U2
В 1990-х журналисты часто ставили шотландцев Simple Minds на одну доску с ирландцами U2. Судьба была похожая, и масштабы мировой популярности тогда были сравнимы: обе группы сделали рывок из захолустных британских рок-клубов на мировые стадионные арены — жгли глаголом, борясь против мировой несправедливости;
милость к падшим призывали, иногда разбивая лоб от усердия. За что им порой и доставалось: песню Simple Minds «Mandela Day», например, обвиняли в том, что ее текст создавал ошибочное впечатление, что Нельсон Мандела уже находится на свободе, в то время как он еще сидел в застенках апартеида. U2 идут по этой дорожке до сих пор, развернув свой охват до максимальных 360 градусов. Simple Minds давно свернули в сторону. Возможно, потому, что Боно, Эдж и Кº по натуре были революционерами, а группа Джима Керра, которого за тембр и манеру пения часто сравнивали с Брайаном Ферри, — скорее декадентски настроенными романтиками. В то время как U2 поднимали на стяг «кровавое воскресенье», Simple Minds грезили о какой-то эротической «новой золотой мечте» на классической нововолновой пластинке «New Gold Dream».
Отойдя от горячих политических и социальных тем, Simple Minds не растеряли музыкальной силы. И поклонников не растеряли, хоть и пропали с передовиц. Тем неожиданней было узнать, что в этом году Джим Керр выпускает сольную пластинку под псевдонимом Lostboy! — впервые за 30 лет существования Simple Minds. OPENSPACE.RU позвонил за комментариями Керру в номер лондонского отеля.
— Почему вы не могли записать такие песни, как на «Lostboy!», с Simple Minds? Почему вам пришлось писать их соло?
— «Lostboy!» — это мой взгляд назад, во времена постпанковской молодости, возвращение к корням и так далее… Наверное, неправильно было бы предаваться ностальгическим воспоминаниям с группой. Группа должна развиваться... А вообще хороший вопрос. Я не могу на него ответить прямо сейчас.
Lostboy! — Shadowland
— Вы говорили, что оплатили запись «Lostboy!» полностью из своего кармана. Сколько вам это стоило?
— Ха-ха, я не могу назвать сумму, все-таки это коммерческая тайна.
— Назовите хотя бы порядок. Записать пластинку дороже, чем купить новую машину?
— Смотря какую машину покупать (смеется). В общем, недорого. У меня же не было запредельных расходов — аренда студии, гонорары музыкантов, большая часть которых мои давние друзья, и т.д. Как обычно. Без излишеств.
Читать текст полностью
— На последнем альбоме Simple Minds была песня, посвященная московскому метро, так и называвшаяся «MoscowUnderground». Почему вы вдруг обратились к этой теме? В Москве вы, кажется, ни разу не были.
— Да, не был. Но у меня живет в Москве пара друзей. Два или три года назад они мне прислали в подарок изумительный фотоальбом о московском метро, с такими грустными и романтичными по атмосфере фотографиями. Когда я работал над песней для пластинки, он попался мне на глаза — и все это как-то у меня связалось в песню, в такое воображаемое путешествие по Московскому метрополитену. Я бы хотел когда-нибудь совершить путешествие и в реальности.
— У вас была такая возможность: в феврале этого года в Москве объявили два концерта Simple Minds, но потом неожиданно их отменили без лишних объяснений. Что произошло?
— Не имею представления. Я ничего не слышал об этих концертах и вообще о том, что нас приглашали; видимо, поэтому их и отменили. Но я уверен, что это произойдет: Simple Minds обязательно выступит в Москве. В ближайшем будущем.
— А с проектом «Lostboy!» хотели бы выступить?
— Разумеется. И с Simple Minds, и с «Lostboy!».
— Какая, на ваш взгляд, лучшая шотландская рок-группа всех времен? Ну, за исключением SimpleMinds…
— Ох, трудный вопрос. Вот в поколении перед нами была совершенно чумовая группа Alex Harvey Band — они играли рок, который можно было назвать театральным.
Есть много молодых шотландских групп, которые мне симпатичны. Была такая Glasvegas — их дебютный альбом был очень хорош. Правда, я не знаю, где они сейчас и что с ними происходит.
— Я рассчитывал услышать от вас, что лучшей шотландской группой были Associates, вокалисту и лидеру которой Билли Маккензи вы посвятили песню на альбоме «Lostboy!». Вы с ним были знакомы лично?
— Да, мы были знакомы и общались. Билли — один из лучших певцов, которых я когда-либо видел на сцене. Большой талант, который не был, к сожалению, достаточно востребован. И очень обаятельный в жизни человек. Полный вкуса и любви к жизни во всех ее проявлениях. Он заслуживал больше признания, чем получил при жизни, но это его совершенно не расстраивало, он вообще не замечал этого. Удивительный был человек.
— Что же тогда его толкнуло на самоубийство, если он любил жизнь и не переживал из-за признания?
— Думаю, мы никогда не узнаем ответа на этот вопрос. Он покончил с собой вскоре после смерти матери, с которой был очень близок. Наверное, это событие стало отправной точкой для его решения. Он, очевидно, не был счастлив и был одинок. Его исключительная чувствительность и необычная сексуальная ориентация только усугубляла положение.
Lostboy! — Return Of The King
— Давайте поговорим о ваших пристрастиях в жизни. Что вас еще интересует в жизни, кроме музыки?
— Магия! А вообще, для мужчины в жизни главное — это его работа. Вот и меня интересует все, что связано с сочинением музыки, записью и т.д. Что еще? Ну, как у многих: культура и искусство, фильмы и книги. Футбол люблю.
— Вы владеете отелем на Сицилии. Для вас это работа? Вы вовлечены в отельный бизнес?
— Нет-нет. Я просто владею — работают там другие люди. Я там бываю периодически; наблюдаю, как все происходит. Не более того.
— Ваш отель находится близ вулкана Этна, одного из крупнейших действующих в Европе. Не страшно жить на вулкане?
— Нет, Этна нам пока не доставляла беспокойств. Вулкан дымится периодически, но это совсем не страшно, даже красиво. Этна хороший мальчик. Вернее, хорошая девочка.
— Насколько я знаю, вы хорошо знакомы с Нельсоном Манделой. Вас можно назвать друзьями?
— Я счел бы за честь называться другом Нельсона Манделы, но, мне кажется, это было бы слишком самонадеянно с моей стороны. Мы знакомы, да, встречались. Я же организовывал и принимал участие в рок-концертах в поддержку Манделы и его деятельности в ЮАР, ну вы знаете… Это было, когда я был моложе, был более политически активен, стремился изменить мир и прочее.
— Звучит так, как будто вы разочарованы в политической активности, как в ошибках молодости.
— Отчасти это так — сейчас я отношусь ко всему этому с большим скепсисом. Нельсон Мандела — особенный человек, уникальный политический и идейный лидер, такие рождаются раз в столетие. А в основном политики и политически озабоченные хоть и делают вид, что пекутся о благе общества, но думают о деньгах. Что в Англии, что в США, что, полагаю, в России. Вот поэтому я предпочитаю думать не о политике, а о магии.
— Вы снова говорите «магия», а что вы имеете в виду — какие-то конкретные культы и ритуалы или метафизически? Что для вас магия?
— Цветок или дерево, который заставляет вас остановиться среди прогулки, рассмотреть его и застыть в восхищении — вот это магия. Песня, которая овладевает вашим сердцем, — это магия. Все, что имеет надо мной необъяснимую силу, я называю магией.
— Журналисты часто сравнивали и сравнивают Simple Minds с группой U2. Вас это не бесит?
{-tsr-}— Я могу понять, откуда идут эти сравнения. Мы появились примерно в одно время, у нас похожие биографии. Они ирландцы, мы шотландцы. Одно время наши пути часто пересекались, и мы были друзьями.
— Были?
— Да, в то время, в 1980-е, мы много общались и дружили. Но давно разошлись в разные стороны.
— Лидер U2 Боно выглядит человеком, который предпочитает говорить о политике и о благе общества, а не о магии. Но кажется, что думает он все-таки о деньгах. Вы с ним дружили — как вы считаете, он искренен?