Оцените материал

Просмотров: 4030

Esbjorn Svensson Trio в Концертном зале им. Чайковского

Григорий Дурново · 30/05/2008
Лидер знаменитого шведского джазового трио отрицает, что играет джаз
Лидер знаменитого шведского джазового трио отрицает, что играет джаз
Шведский коллектив Esbjorn Svensson Trio, или e.s.t., по инструментальному составу неотличим от обычного джазового фортепианного трио. Но на деле представляет собой удивительный гибрид джазового, рок-, поп-, авангардного ансамбля и чего-нибудь еще. Пьесы, сочиненные пианистом Эсбьорном Свенссоном, начинаются во вполне традиционном джазово-балладном духе, но затем  трансформируются во что-нибудь неожиданное — самый настоящий металл или, напротив, эмбиент. Иногда фортепьяно, контрабас и барабанная установка шведов звучат как мощная построк-группа, иногда — будто электронный дискотечный проект, причем трио в этот момент не использует никаких дополнительных устройств. Поэтому e.s.t. с легкостью выступает на самых разных площадках, даже на рок-фестивалях перед исключительно молодежной аудиторией — в дыму и лучах прожекторов.

Свенссон признавался, что в детстве хотел быть не пианистом, а ударником: даже собрал дома установку и пытался подражать звучанию группы Sweet. Джаз никогда не был единственной составляющей в музыке ансамбля, хотя на Свенссона оказали влияние многие джазовые пианисты, и целый альбом трио посвятило композициям Телониуса Монка. Кроме собственного ансамбля, Свенссон играл и с поп-музыкантами, и в знаменитом фанк-проекте своего соотечественника, тромбониста Нильса Ландгрена, который совмещал джаз с рэпом и электроникой. Некоторые пьесы Свенссона настолько мелодически просты и привязчивы, что их можно приравнять к поп-хитам — тем более что сюрреалистические клипы трио иногда крутят по MTV Скандинавии.


Перед концертом Свенссон вступил в интернет-переписку с корреспондентом OPENSPACE.RU.

Как вы пришли к идее смешения джаза с другими музыкальными элементами?

— Наша музыка не является результатом смешения разных стилей. Мы просто импровизируем на том языке, на котором для нас естественно разговаривать. Мы все росли на рок-н-ролле, поп-музыке, классике и джазе, и когда мы делаем музыку, то испытываем влияние всего этого сразу. У нас никогда не было желания играть джаз так, как его играли раньше, — мы играем свою музыку. А то, что иногда в ней слышится джаз, — дело случая.

Вы упомянули классику. Какие композиторы повлияли на вас в первую очередь? Слушаете ли современную академическую музыку?

— Из современных выделяю Арво Пярта. Но источниками вдохновения для меня являются в первую очередь Рахманинов, Барток, Бах и Бетховен.

Когда-то вы говорили, что вы единственный полноценный композитор в вашем трио. Бывало ли, что вас удивляли музыкальные идеи ваших коллег?

— Они удивляют меня на каждом концерте, просто потому, что потрясающе играют и импровизируют. Мелодии сочиняю я, но ведь они только основа для импровизаций.

Вам удобнее выступать на рок-площадках или на джазовых?

— Здорово иметь возможность играть в самых разных местах — концертных залах, рок-клубах и стадионах! Каждое новое место придает музыке дополнительное измерение. Публика взаимодействует с музыкантами совершенно по-разному, а это оказывает важнейшее влияние на музыку.

Скандинавию сейчас называют центром новых музыкальных идей, в том числе в джазе. А вы что про это думаете?

— В Швеции много замечательных музыкантов. Но у меня, к сожалению, очень смутное представление о том, что именно происходит. Я слишком много концертирую.


Концертный зал им. Чайковского, 30 мая

 

 

 

 

 

Все новости ›