Оцените материал

Просмотров: 31058

«Груша» злоупотребляет «Володей»

Ирина Шпалко · 14/07/2009
Репортаж с Грушинского фестиваля: традиции, фольклор и реальность старейшего российского музыкального оупен-эйра

©  Ирина Шпалко

«Груша» злоупотребляет «Володей»
«Один раз на Грушу съездил — имидж на всю жизнь испортил» — почти поговорка. Непролазная грязь, тотальное пьянство и дурацкая музыка — вот с чем ассоциируется старейший в России музыкальный оупен-эйр, который проводится на Мастрюковских озерах, что близ Самары, с 1968 года.

Будем честными людьми: на «Грушу» давно уже не ездят за авторской песней. Туда ездят люто выпивать. Среди бардов и завсегдатаев фестиваля сейчас бытует мнение, что «Груша» стала не та — мол, куча «левого» народа создает ненужную массовку, настоящих хозяев поляны в грош не ставят и используют как декорацию к неуемным возлияниям. И вот появился шанс все исправить. Три года назад Грушинских фестивалей стало два. Исконную площадку — на Мастрюковских озерах — арендовала на длительный срок коммерческая фирма «Мета», и все доходы от фестиваля стала получать тоже она. После долгих споров и громких скандалов с привлечением общественности президент Грушинского фестиваля Борис Кельман собрал под свое крыло бардовскую тусовку и организовал второй, «ортодоксальный» фестиваль имени Валерия Грушина, который проходит неподалеку от Мастрюковских озер — на Федоровских лугах. Кажется, и музыка там лучше, и люди интереснее, и место живописнее. В прошлом году там выступали Юрий Шевчук и Андрей Вознесенский, в этом — любимцы московской прессы «СБПЧ» и — символ «Груши» — автор-исполнитель Тимур Ведерников, ставший лауреатом фестиваля шестнадцатилетним подростком в 1990 году. На Мастрюках мало что изменилось. Если на Федоровских лугах идет музыкальный фестиваль, то на старом месте каждый первый уик-энд июля проходит алкокарнавал, где каждый друг другу брат и сват.

©  Ирина Шпалко

«Груша» злоупотребляет «Володей»
Фестиваль начинается уже у пригородных касс железнодорожного вокзала. Тут и там слышатся возгласы: «Сколько взяли?», «Как везете?» и т.д. Очередь за билетами обсуждает бухло. Многие уже разминаются пивом или слабоалкогольными коктейлями. Атмосфера дружелюбная, но в вагон народ набивается весьма агрессивно. Впрочем, мест хватает всем; устроившись поудобнее, люди начинают пить уже по-серьезному. В соседнем купе двадцатилетние парни с гитарой за пятнадцать минут убирают три бутылки настойки «Клюковка», запивая двадцатиградусную пивом и шампанским. Вскоре их ленивое бряцанье на гитаре переходит в дикий рев, в котором узнается песня группы «Пятница». Из дальнего конца вагона им подпевают какие-то крали, громко выкрикиваются тосты «За здоровье молодых!» — традиционный алколозунг молодых самарских гедонистов. Тем временем в первом вагоне выстраивается очередь в туалет. Любители пива братаются, узнают друг у друга места стоянки, шутят и балагурят. Никаких ссор, наездов и драк — это вам не ночной клуб.

Последняя пятничная электричка приходит на платформу имени Грушина в 22:30. К этому времени те, кто живет на поляне с четверга, уже приходят в совершенно безбожное состояние. Не трезвы даже милиционеры, которые призваны блюсти порядок и изымать алкоголь у свежеприбывших любителей бардовской песни. Отбирают в основном водку в нераспечатанной таре. Потом ее можно будет обнаружить на грушинском рынке по 250—300 рублей за пол-литра. Поэтому водку, которую здесь ласково называют «Володей», переливают в пластиковые емкости из-под воды.{-page-}

©  Ирина Шпалко

«Груша» злоупотребляет «Володей»
«Володя» на «Груше» — самая универсальная валюта. Если у вас с собой бутылка, палатку и спальники с собой можно не брать — вас с распростертыми объятиями примут в любом лагере при условии, что вы не буйный. Водкой же принято расплачиваться за услуги. «На «Груше» у нас была бензопила. Мы пилили ею деревья. Я тоже пилил — первый раз в жизни. К нам в лагерь приходили из соседних лагерей и просили напилить им. Мы шли и пилили. Нас за это поили», — рассказывает один интеллигентный с виду человек, помощник депутата областной думы. На «Груше» бытует миллион шуток про водку. Например, «Дима злоупотребляет Володей» — это каламбур про президента и премьера.

Заработать выпивку на «Груше» можно нестандартной внешностью. Грушинские фрики — самые пьяные люди фестиваля. Среди них есть и старожилы. Один немолодой мужчина из года в год раздевается догола, надевает на себя юбку из осоки, на манер туземной, мажет лицо грязью и цепляет на нос какие-нибудь дурацкие очки. Находится много желающих с ним сфотографироваться, а затем выпить. Из завсегдатаев «Груши» — и мужик с огромной ручной вороной. За фотографии с птицей на плече он берет и алкоголем, и деньгами.

©  Ирина Шпалко

«Груша» злоупотребляет «Володей»
Трезвость на Мастрюках не приветствуется, поэтому пьют тут самые убойные вещи. Например, приличная компания из четырех человек пронесла на поляну десять литров коньячного спирта, добытого прямо с заводской проходной. Популярна также «Яга» — так называют алкогольный напиток «Ягуар» и его производные. Состоит он из спирта и энергетиков — дает не только опьянение, но еще и бодрость.

Барды также не гнушаются алкоголем. Обычно у них есть бейдж, поэтому в любом лагере им радушно наливают. Иногда авторы и исполнители, забредя в лагерь, остаются там надолго, играют на гитаре и поют. Собственно, суть фестиваля именно в этом, а не в выступлениях на площадках.

Чтобы поставить лагерь, на поляну заезжают заранее. Некоторые посетители «Груши» к этому процессу относятся очень серьезно: за неделю завозят на грузовом транспорте генератор и холодильник, сооружают срубовой стол, выгораживают отдельный туалет. В таких лагерях собираются настоящие фанаты фестиваля — приверженцы традиций. Для них «Груша» заменяет день встречи выпускников, где раз в год встречаются с друзьями молодости. Чаще всего именно на таких стоянках и можно встретить аутентичных исполнителей КСП. Когда «Груша» разделилась на две, почти по каждой такой компании прошел раскол, и некоторые старые грушинцы даже перестали друг с другом разговаривать.{-page-}

©  Ирина Шпалко

«Груша» злоупотребляет «Володей»
Если вы не поклонник авторской песни, на официальные сцены лучше не соваться. Стереотипные барды — бородатые мужчины в свитерах, протяжно поющие Визбора и Окуджаву, — это еще не самое страшное, это просто скучно. Куда опасней сцены, на которых юные дарования безо всякой цензуры несут свое искусство в массы. Причем в этом году на Мастрюках такая метаморфоза произошла с площадками, которые в прошлые годы заработали себе хорошую репутацию. Например, сцена «Азия» слыла местом с самой камерной и задушевной атмосферой, каждый год тут собиралась почти одна и та же компания, так что и барды, и зрители были друг другу хорошо знакомы. В этом году «Азию» оккупировали пользователи сайта «Стихи.Ру», прочесть свои вирши в микрофон мог любой желающий. Поэтому пятничной, например, ночью юноша читал там поэму о девушке, которая отрубила себе ногу с гангреной и нашла новую на потолке. Больше всех не повезло популярной некогда «Чайхане», которая существует с 1970 года и известна вольным подходом к авторской песне. Бывало, что тут устраивались музыкальные марафоны, посвященные русским кавер-версиям песен Beatles. В этом году площадка приняла разномастные детские коллективы и почему-то частушечников. Субботним утром на сцену «Чайханы» вышли звонкоголосые мальчики из хора «Ромашка», чтобы спеть что-то про зверюшек. Их сменила восторженная женщина средних лет, которая задорно призналась в том, что «соседи стучат о стенку головой». Не самый удачный саундтрек для девяти утра и похмельной головы.

Утром на «Груше» заняться совершенно нечем. Больше от скуки, чем по необходимости, народ, похмелившись, ползет на местный рынок. Чего тут только нет: старик с попугайчиками, вытягивающими предсказания, бабули с груздями, квашеной капустой и самогоном, кришнаиты с фирменными сладостями, челноки с дешевым тряпьем из Индии, сувениры с грушинской гитарой. Как всегда, тут полно сектантов, распространяющих книги Рона Хаббарда, Светланы Пеуновой и «Целебные стихи» неизвестного автора. По соседству с шашлычными гнездятся поющие люди с гитарами, которые продают диски с собственной музыкой. Такого не найдешь на MySpace: тут и сиплые песни протеста, и религиозные прозрения. В общей массе — невероятная дичь.

©  PhotoXPress

«Груша» злоупотребляет «Володей»
В этом году грушинский рынок оккупировала одна из главных пивных компаний страны, так что здесь появились даже крепкие скамейки и столы для распития. Очень удобно — днем свободных мест почти не было. К вопросу о комфорте и уровне сервиса: с прошлого года на Мастрюках появились баня, интернет-кафе и прочие блага цивилизации. Однако, по большому счету, они никому не нужны. Большого спроса нет даже на горячий душ за 50 рублей, и это при том, что всю пятницу лил дождь и гости грушинской поляны с ног до головы были перепачканы глиной и жидкой грязью. Но настроение праздничное. Несмотря на происходящий вокруг трэш, китч и угар, у Грушинского фестиваля особенная атмосфера — мирная, веселая и братская. Чем-то похоже на Новый год: на те несколько дней, когда все люди вокруг живут в одном порыве — выпить, опохмелиться, снова выпить и пообщаться за жизнь.

И все же правы барды — «Груша» теперь уже не та. Организаторы вообще перестали заботиться о музыкальном содержании фестиваля, а пьяное веселье достигло уже какого-то апокалипсического размаха, пережить который сполна не каждый сможет — здоровья не хватит. Традиционная заключительная песня фестиваля «Гори, гора!» привлекает все меньше слушателей — в этом году на финальном концерте было полно свободных мест. Если десять лет назад на фестиваль съезжалось до 140 тысяч человек, то в этом году на Мастрюках насчитали 45 тысяч, а на Федоровских лугах — 35—40 тысяч гостей.

И это объяснимо: сколько можно пить?

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • tritopora· 2009-07-17 00:29:18
    Автор точен и радует. Особенно вот этим: "Если на Федоровских лугах идет музыкальный фестиваль, то на старом месте каждый первый уик-энд июля проходит алкокарнавал".

    Электричка на Грушу, самые разные люди, но все юные обрыганы, нестройными голосами орущие в вагоне вечноживого Цоя, выходят именно на Мастрюках, где их встречают огромные полчища ментов, начиная радостно соваться в обрыганские сумки.

    "Если эта радость тебе не в кайф" (С)Козловский, то ты едешь дальше, на Фёдоровские, где о таком разгуле можно и не мечтать - ментов в разы меньше, а пьянь попадается куда реже. Про набор исполнителей можно даже и не говорить, на Фёдоровских он на порядок интереснее.
  • bezumnypiero· 2009-07-21 22:51:40
    когда Леонард Коэн на Груше? )
  • bezumnypiero· 2009-07-21 23:54:32
    производных от Ягуара не бывает, это конечный продукт )
Читать все комментарии ›
Все новости ›