В современной театральной истории «Воццека» все меньше социального неравенства и «нас, бедных людей», все меньше любования всевозможными aberatio mentalis, и каждый из режиссеров по-своему пытается выбраться из этого плена очевидностей.

Оцените материал

Просмотров: 12261

«Воццек» на DVD

Илья Кухаренко · 20/11/2009
Опера Берга в исполнении Рольфа Либермана, Клаудио Аббадо, Патриса Шеро, Петера Муссбаха и Каликсто Биейто

Имена:  Адольф Дрезен · Альбан Берг · Даниэль Баренбойм · Каликсто Биейто · Клаудио Аббадо · Патрис Шеро · Петер Муссбах · Себастьян Вайгле · Сильвен Камбрелен

Догонялки, в которые вынужден играть Большой с европейской оперной сценой, особенно остро ощутимы накануне премьеры берговского «Воццека». Пусть его и ставили в далеком 1927-м в Ленинграде, и дважды привозили гастролеры, но эта опера совершенно выпала и из исполнительского, и в особенности из театрального контекста.

Отечественная публика и многие музыканты все еще воспринимают эту музыку как что-то трудноисполняемое, инородное и заведомо неуспешное в кассово-массовом смысле этого слова. Тогда как западные театры уже давно присвоили эту партитуру буквально на желудочном уровне, сделав ее репертуарным и неплохо продаваемым названием. Более того, переживающая не лучшие времена звукозаписывающая индустрия, тем не менее, за последние годы выпустила не менее пяти различных видео-«Воццеков» и, судя по всему, не собирается останавливаться на достигнутом.

Гамбург 1970. Рольф Либерман — Иоахим Хесс — Бруно Мадерна



Уникальный документ эпохи прекрасного царствования Рольфа Либермана в Гамбурге. Либерман и его сорежиссер Иоахим Хесс получили в свое распоряжение старинные немецкие крепости и туманные пруды, демонстрирующие одиночество и обреченность полкового цирюльника, зарезавшего в шизофреническом припадке ревности свою сожительницу.
Исторический реализм на первый взгляд противоречит и мелкому, разрозненному крошеву сцен, и рваному гротеску берговского Sprechstimme. Однако еще маэстро Карл Бём продемонстрировал, как меняется масштаб этой оперы, если герои не кривляются, не ерничают, а поют все эти изломанные строки почти вагнеровскими голосами.



Крупные планы одного из лучших исполнителей партии Воццека — Тони Бланкенхайма вполне соперничают с кадрами с Клаусом Кински в той же роли из знаменитого фильма Вернера Херцога, снятого девять лет спустя. Другим откровением постановки можно считать Мари в исполнении моцартовской и штраусовской дивы Сены Юринац. Ее почти аристократическая женственность отменяет все попытки считать Мари обычной шлюхой. Забавно, как много будущих первачей исполняют здесь вторые роли. Метрополитеновский тенор Ричард Кэссилли поет Тамбурмажора, Ханс Сотин — Доктора, а Курт Молль и Франц Грундхебер (сам — знаменитый Воццек следующего поколения) — двух рабочих.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • karambolina· 2009-11-22 09:58:18
    отличный материал, спасибо. Хотелось бы видеть регулярно подобные видеообзоры.
Все новости ›