Оцените материал

Просмотров: 16552

Мастер-класс

Михаил Фихтенгольц · 20/01/2009
Паваротти разговаривает, начинающий тенор «дает петуха»
Как известно, музыка учит прекрасному, доброму, вечному. Но сначала нужно научиться с помощью музыки это делать. И процесс обучения, если хотя бы один из его участников талантлив, может выглядеть невероятно увлекательно.
Ицхак Перельман дает мастер-класс



Образцово-показательный мастер-класс легендарного (теперь уже) Ицхака Перельмана — никаких скучных нотаций, минимум специфических скрипичных терминов, максимум интерактива. Что ценно, Перельман во всем знает меру, не рассказывая длиннющие байки (как это делал Мстислав Ростропович) и не подавляя студентов своим величием и рассуждениями о вечных ценностях (как это делает Дитрих Фишер-Дискау). Всё удивительно по делу, с большим чувством юмора, с уважением к ученику и, естественно, к почтенной публике, заинтересовать которую — одно из непременных условий для любого, кто намеревается давать мастер-класс.

Лучано Паваротти занимается с Сюзан Ментцер



Возможно, это самый короткий урок пения, который вам приходилось видеть в жизни. В мастер-классе Лучано Паваротти занимается не кто иной, как Сюзан Ментцер — одна из лучших американских певиц 80-х и начала 90-х, а на момент встречи с Большим Па — юная студентка. Собственно, как только Ментцер приступает к исполнению арии Керубино из моцартовской «Свадьбы Фигаро», становится ясно, что девушка в полном порядке и учить ее особенно нечему; именно поэтому мастер-класс занимает от силы минуты две. Паваротти советует обратить внимание на дикцию в самом начале арии и попутно замечает, что голос Ментцер отличается ярко выраженными сопрановыми красками, что абсолютно соответствует действительности. После чего отпускает ее на все четыре стороны. Все-таки краткость, действительно, сестра таланта.


Мэри Линн поет каватину Розины из «Севильского цирюльника» Россини



Происхождение и назначение этой записи лично мне неизвестно. Съемка, вероятно, середины 70-х производилась в телестудии и имела явно образовательные цели: карикатурного вида старушка Мэри Линн сначала рассказывает об особенностях россиниевского стиля, а затем старательно иллюстрирует это исполнением самой знаменитой арии композитора. Чарует, главным образом, тот факт, что все происходит на полном серьезе, без тени иронии: Мэри Линн и окружающий ее ансамбль очень немолодых людей, играющих кто в лес кто по дрова, подходят к своей задаче очень ответственно, можно сказать даже — с некоторым пафосом.

Альфредо Краус обучает молодого коллегу



Со стороны это может показаться чистым безумием: два человека, глядя друг другу в глаза, поют на повышенных тонах. Но именно так проходит среднестатистический вокальный урок. Иное дело, что педагог не всегда Альфредо Краус, а студент обычно все-таки лучше подготовлен, чем тот, который попался легендарному тенору. Понятно, что «петухи» на высоких нотах бывают у всех, даже у великих, но безымянный студент Крауса, кажется, превзошел сам себя.


Другие колонки Михаила Фихтенгольца:
Главное — процесс, 23.10.2008
(Не) в своем репертуаре, 24.09.2008
Have fun! 27.08.2008

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • svkorban· 2009-01-20 21:25:35
    что так редко балуете своими подборками?
    хорошего помаленьку?
    каждый раз столько положительных эмоций,что можно сказать я "подсела" на вашу рубрику.жду с нетерпением!
  • tridi· 2010-03-28 23:27:04
    Умница Лучано Паваротти - обратил внимание Сюзан Ментцер на дикцию и ритм.
    Показал и сразу добился... того, чтобы Керубино превратился - в юношу))
    Мужское начало - требует некой основательности в темпе и Сюзан Ментцер это сразу интуитивно поняла (чрезмерный темп - осадила)
Все новости ›