Оцените материал

Просмотров: 9057

Оперные дуэты: битвы примадонн

Михаил Фихтенгольц · 26/06/2008
Жанр, старый как мир, но все еще способный вызвать вздох восхищения. Особенно когда на сцене две дамы с одинаковыми притязаниями на успех
Жанр, старый как мир, но все еще способный вызвать вздох восхищения. Особенно когда на сцене две дамы с одинаковыми притязаниями на успех
Лора Клейкомб и Дженнифер Лэрмор в «Капулетти и Монтекки» Беллини



Увидеть в Парижской опере «Капулетти и Монтекки» Беллини можно было только что — триумфальную серию спектаклей в мае — июне отпели Анна Нетребко и Джойс Ди Донато. Данная запись — фрагмент той же постановки, но снятой двенадцать лет назад с двумя другими примадоннами — Дженнифер Лэрмор и Лорой Клейкомб. Меломаны, наверное, до изнеможения могли бы спорить, кто лучше, а мы просто насладимся чарующим пением девушек, пребывающих в зените своей карьеры. Особенно хороша Лора Клейкомб: ее тонкая, стеснительная Джульетта обретает черты прерафаэлитской красавицы. Если Парижская опера когда-нибудь вздумает выпустить этот спектакль на DVD, то всем поклонникам бельканто будет безоговорочное счастье.


Марина Мещерякова и Анна Бонитатибус в «Норме» Беллини



Мало кто бы мог сейчас представить, что эти певицы выступали вместе: Мещерякова честно отрабатывает на ведущих сценах мира крепкий вердиевский репертуар, Бонитатибус же в чести у поклонников барокко. Но в 1999 году судьба столкнула их на сцене неаполитанского театра San Carlo в старом как мир и пыльном спектакле «Норма», и выяснилось, что вместе звучат они восхитительно, делая свои голоса настолько легкими и бесплотными, что кажется — поют два ангела. Анна Бонитатибус вполне регулярно приезжает в Москву, а вот Марину Мещерякову в такой прекрасной форме мы вряд ли еще когда-нибудь услышим, и если услышим, то это будет точно не Беллини, а что-нибудь гораздо более бронебойное.


Мирелла Френи и Кири Те Канава в «Свадьбе Фигаро» Моцарта



Фрагмент из легендарного фильма-оперы Жана-Пьера Поннеля, который, кажется, можно смотреть бесконечно. Здесь сошлось все: фантастический состав исполнителей, изумительная работа дирижера (Карл Бем), постановка, в которой нет ни одного лишнего жеста и ни одной случайной детали — в общем, за один этот дуэт можно отдавать дюжину других «Свадьб Фигаро». Наблюдая за двумя примадоннами, замечаешь, что их голоса, такие разные по фактуре, не слишком сливаются и каждая, по большому счету, ведет свою линию, но каким-то непостижимым образом ансамбль складывается безупречный. Вот что значит мастерство.


Эдита Груберова и Агнес Бальтца в «Марии Стюарт» Доницетти



Последний пример встречи двух примадонн скорее из истории оперных курьезов. Вроде бы этот спектакль — 1989 года производства, а такое ощущение, что родом он из дремучих 50-х. Разыгрывающие двух королев Груберова и Бальтца несколько нелепы в своей серьезности; греческую певицу в роли Елизаветы Английской портят непутевый парик и чрезмерно пышное платье. Поют, впрочем, все великолепно: кроме того, в партитуру Доницетти изысканно вплетен неумолимый голос суфлера, подсказывающий исполнителям текст. В результате не очень понимаешь, что делать, смеяться или плакать.

 

 

 

 

 

Все новости ›