Почему они ко мне приходят в джинсах? Это же праздник, я так старалась, целый год готовила прием...

Оцените материал

Просмотров: 19040

Донауэшинген

Анастасия Буцко · 25/10/2011
Аристократия новой музыки не менее маргинальна, но и не менее обаятельна, чем отпрыски старых феодальных семей

©  SWR / Donаuеschingen Festival

Репетиция сочинения Ребекки Саундерс «Stasis» на фестивале в Донауэшингене

Репетиция сочинения Ребекки Саундерс «Stasis» на фестивале в Донауэшингене

​«Эту комнату мы называем “булезовской”», — сказала княгиня Максимилиана цу Фюрстенберг и распахнула двери в роскошные старинные ванные покои площадью с двухкомнатную хрущевку. Одна дверь вела в затемненную спальню с альковом, вторую княгиня плотно закрыла, чтобы не слышать шума из дворцовой кухни. Мы присели на краешек мраморной ванны, и княгиня принялась рассказывать о прошедших тридцати пяти годах «Донауэшингенских дней новой музыки» — фестиваля, который полагает «своим». Княгиня припоминает и Кейджа: он «был молодожен, когда к нам первый раз приехал, и мы тоже. После фестиваля мы танцевали под песни Мэрилин Монро». И Булеза: «Такой душка! Надеюсь, он еще не раз к нам приедет, он так любит у нас останавливаться». И «бедного Штокхаузена, которого больше нет с нами... Он, правда, каждый раз приезжал с новыми дамами, но за этим тоже было интересно наблюдать...».

Донауэшингенские концерты по поддержке современного музыкального искусства были основаны 90 лет назад под патронатом князя Макса Эгона Второго Фюрстенбергского. Его внук — нынешний князь Хайнрих, супруг княгини Максимилианы. Пауля Хиндемита, правда, в княжеский дом тогда, кажется, не приглашали — во всяком случае, не в ванную комнату. В то время княжеское семейство в фестивале почти не участвовало, проводил его придворный капельмейстер. Братание с композиторами и слияние маргинальных элит началось позже.

Постер фестиваля в Донауэшингене

Постер фестиваля в Донауэшингене

Донауэшинген — фестиваль легендарный: те самые три дня в золотом октябре, которые некогда действительно меняли или, по крайней мере, провоцировали музыкальный мир. Сейчас спровоцировать кого-то очень сложно. Донауэшинген скорее раритет, уникальный социальный конструкт, который в такой форме мог сохраниться только здесь, в шварцвальдской глуши, под крылом платежеспособной радиостанции SWR.

Это община своих, из года в год одни и те же лица, публика — фанаты и профессионалы, исполнители — профессионалы и фанаты. Словом, структура и принцип Байрейта, только поменьше и на другую тему (хотя и Вагнер когда-то основывал свой фестиваль ради Zukunftsmusik). В стране, где нет королевского дома, необходимы подобные оазисы традиции, их критикуют, но ими никогда не поступятся. И, конечно, слава Богу.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:12

  • prostipoma· 2011-10-25 20:37:36
    Мадам Буцко, справьтесь в словаре, что такое клака.Клака, это как раз ваша уважаемая музыкальная редакция.
    Потом, кто здесь чего плохого сказал о Невском? Если Вы меня считаете идиотом, то Вы несколько преувеличиваете - я отдаю себе отчет, что по фестивалям нойе музик (как и альте музик) ездит достаточно узкий круг русских демиургов ( но не композитор Д. - наше, в смысле, ваше все). А куда ж без русских то? Это, как арабы с Баренбоймом или Пярт с Ходорковским- у образованных немцев комплекс белого человека очень обостренный, не мне Вам рассказывать. Равно как всякие стипендиальные фонды любят свет с востока, это вам не жадные галлы.
    А вообще - довольно познавательно.Мерси. Рим, занявший после смерти Штокхаузена патриаршье место - это печально, конечно.
    К слову,дирижер К. уже получил свою еженедельную дозу - этот бездарный релиз его пресс-службы в виде бездарного интервью с очередной недорогой "звездой". Вашим бы коллегам - вашу щепетильность.
  • kontrakadenz· 2011-10-25 22:14:40
    prostipoma, статистика, кстати, тема вполне интересная, с учетом, что все ровно наоборот (как бы вам ни хотелось выдать желаемое за действительное): на донауэшингене русские появлялись в 2003, 2006 и 2011 - не так уж часто (причем, имена повтряются - невкий там уже был в 2003). а до того - и вовсе с промежутками в десятилетия. ну и со стипендиями (не ученическими) ситуация схожая. если говорить про главные - то шаг лет в 10 получится. "без русских" в современной музыке вполне живут - тут все же по музыке судят, а не по экстерьеру (в отличие от филармонического зоопарка - там как раз все по клеткам).
  • prostipoma· 2011-10-26 01:39:55
    Во -первых, см. выше, я написал, что круг узкий. Зачем мне приписывать противоположное?
    Во - вторых,Донауэшинген - эта не статистика, впрочем, спорить не буду. То, что этнический элемент, искусства "меньших братьев" фестивальный менеджмент пользует с удовольствием-это факт. Вы помните концепт кельнской триеннале в позапрошлом году?В Берлине проходу нет от азиатских программ, причем скверного пошиба. Париж вот со своим Сталиным. Вот я об этом.Без злободневности и левой политкорректности нойе музик как бы не нойе музик, но все же только немцы, при помощи фондов и тп, так об этом заботятся.
    И зря, кстати,вы исключили студенческие стипендии. Студенты конечно, не в Клангфоруме, но тоже при деле. И как такого рода фонды обожают молодежь из Вост.Европы - не мне вам рассказывать.
    По поводу того, что без русских прекрасно живут я уже писал по поводу русских авторов в Шотте или Сикорском. Вот это и вправду статистика.
  • n-voice· 2011-10-27 17:09:28
    to prosti, gospodi, poma.
    Я понял, есть хорошие русские которые в Шотте и плохие, которые в RICORDI, вроде меня (впрочем тоже со своими CD в филиале Шотта WERGO)?
    И еще совсем кошмарные русские - в Бэренрайтере, вроде Карасикова?
    Если играют хороших русских - то это за дело, а плохих из политкоректности?
    Я с удовольствием наблюдаю как Bы пытаетесь адаптироватъ меняющуюся реальность под Вашу паранойю. Оставайтесъ на линии, без Вас скучно.

    Sergej Newski
    PS




  • n-voice· 2011-10-27 17:24:26
    у Хиндемита есть, кстати, шуточное сочинение "минимакс", как раз посвященное княжеской паре Вилъгелъмине и Максимилиану фон Фюрстенберг.
  • obazarova· 2011-10-27 20:34:11
    Сергей, музыка Ваша прекрасна! /здесь же дискуссия о музыке?)

    И Вы прекрасный!
  • prostipoma· 2011-10-28 13:13:42
    Господин Невский, я счастлив вашим удачам в Рикорди . Но даже ваш светлый гений не способен улучшить показания той самой статистики по издательствам. Я не совсем понимаю, что ВЫ мне пытаетесь доказать? Что русские заполонили собой Европу? Так Буцко пишет совсем другое-что отнюдь.Вы считаете, что в прожекты берут сугубо и исключительно по причине классности партитур? Так опять же госпожа Буцко приводит выразительный пример с арабом.
    Я не писал про плохих, бо в новой музыке критерии плохой музыки уж очень относительные, равно как и хорошей. Я говорил с одной из шефинь Шотта, по поводу их четырехсот демиургов, и даже Вы с Карасиковым не способны создать в такой куче народа большинство (сколько, интересно, держит Рикорди?) и принципы по которым они берут или не берут, более или менее понятны- очень она упирала на то, что это не вопрос столько гения (а гениев больше 400), а вопрос, купит это, к примеру, филармония в Мухосранскштадте и пишет ли автор детские оперы. И это совсем другие принципы, по которым, берут на фестивали класса Б,или даже А,фонды дают деньги на проекты или стипендии студентам. 99 процентов ваших коллег пользовались средствами этих фондов, и мотивы, по которым их дают (сейчас гораздо спокойнее)именно в б. СССР совершенно прозрачны.Отрицать это незатейливый факт и списывать на мою паранойю, значит откровенно лгать. Я подозреваю, что и автор статьи попала в БРД каким нибудь зигзагом через стипендиальный фонд.
    Мораль собственно в том, что для того, к примеру,чтобы Авдеева выиграла Шопена, она а) сама укатила вовремя к Щербакову б) сама прошла все адовы жернова кучи конкурсов и проч.
    Русский современный компонист, пишущий туманную музыку, а не не понятые миром шедевры, вроде Десятникова, получает грант Захера или Тепфера,либо по каналам связыающих программы поддержки стран третьего мира с институциями вроде Тарнопольского, ФИСИИ, ПРОАРТе и т п. начинает ездить.Это касается отчасти и наших аутентистов. Там большое спасибо Любимову за его репутацию.
    Тут разная цена за входной билет на праздник жизни, к сожалению. Это не мешает быть русским компонистам или гамбистам хорошими музыкантами, но ходят они не совсем прямыми путями, как прочие.
    Я знаю пару русских авторов, которых играл тот же СВР и у которых все очень неплохо,и ездят, и преподают, и фестивали, но под светлые очи колумнистов Спейса они все никак не попадутся. Неправильно дружат.
  • andreyborisov· 2011-10-30 20:29:47
    "Я знаю пару русских авторов, которых играл тот же СВР и у которых все очень неплохо,и ездят, и преподают, и фестивали, но под светлые очи колумнистов Спейса они все никак не попадутся. Неправильно дружат."

    Да, Вы правы. Создается впечатление, что кроме СОМы ничего не сочиняется. Эти хорошо дружат, да только их всех поголовно забудут.
  • Insaria· 2011-10-31 15:26:57
    соглашус: сейчас нужно вовремя суметь попросить у нужной организации. И вас сыграют. И вы уже известны. и вы уже можете давать свои оценки великим композиторам....Как-то неправильно однако.
  • n-voice· 2011-10-31 16:48:03
    to insria

    "просите и воздастся!" (c)
  • sergeychenko· 2011-11-01 13:46:44
    нежен финал статьи
  • Нора Потемкина· 2012-01-09 00:55:46
    Спасибо за интересное сообщение об авангардном музыкальном фестивале. Я была рада услышать о новом в новой музыке, хотя от авангарда достаточно далека.
    Кстати, могу сообщить, что одним из первых русских музыкантов, оказавшимся в Донауэшингене в 1922-23 гг., был композитор Лев Книппер, племянник О. Л. Книппер-Чеховой, лечившийся тогда в Германии (!) и в восторге приветствовавший сочинения Хиндемита и Алоиза Хаба. Об этом он пишет в своих тогдашних письмах к Ел. Гнесиной, у которой он учился до отъезда за границу. Книппер пытался писать в авангардной манере, а впоследствии стал вполне традиционным советским композитором.
Все новости ›