Выбор нового члена ансамбля – последняя свобода, которая осталась у немецких государственных оркестров.
Германия не только страна 133 финансируемых государством оркестров. Это и страна 45 тысяч безработных музыкантов
В конце симфонии контрабасистке стало плохо. Это была одна из тех больших трагических симфоний, где музыка в конце угасает, как жизнь, и басы, обычно мощно и упруго держащие остальной оркестр, еле слышны. Фигура дирижера напряжена до судороги, и даже публика находится в некотором оцепенении. Контрабасистка не дотянула до спасительных аплодисментов всего пары тактов. Она качнулаЧитать!
Музыка угасла. Публика неуверенно захлопала — звездному дирижеру и оркестру, одному из «большой американской пятерки». Но все, конечно, думали о контрабасистке, и прозвучавшая музыка вдруг обрела иное, персонифицированное звучание. Она страдала, она боролась... В публике многие стали искать имя бедной молодой женщины в программке.
Ее зовут Сюзанна. Скажем, Сюзанна Смит. В списке оркестра имя Сюзанны, единственной женщины среди девяти коллег-мужчин, было помечено звездочкой — как непостоянного члена ансамбля. Может быть, Сюзанна была беременна. Или подхватила какой-нибудь желудочный грипп во время перелета. Наверное, ее взяли на время европейских гастролей. И, скорее всего, она больше не играет в этом оркестре.
Совсем другой ансамбль — оркестр берлинского Концертхауса — около года назад объявил конкурс на вакансию контрабасиста. Это третий из столичных оркестров (после Берлинских филармоников и Немецкого симфонического), художественно руководит им сейчас Лотар Цагрозек. Вакансия — единственная на всю Германию — стала путеводной звездой для всех безработных симфонических басистов страны. Таковых пара сотен человек. 94 резюме были приняты к рассмотрению, 52 кандидата получили приглашение на прослушивание. Выбор нового члена ансамбля — последняя свобода, которая осталась у немецких государственных оркестров. Репертуар, гастроли, записи — все эти вопросы находятся в руках менеджмента. А вот нового коллегу выбирают сами оркестранты — путем демократического голосования.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17642032
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6699699
- 3. Норильск. Май 1293515
- 4. ЖП и крепостное право 1117479
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907018
- 6. Закоротило 837104
- 7. Не может прожить без ирисок 832111
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790899
- 9. Коблы и малолетки 766117
- 10. Затворник. Но пятипалый 507837
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441814
- 12. «Роботы» против Daft Punk 394375
Я по-человечески понимаю редакционную политику волшебного фонаря музотдела Спейса - оперы в Дюссельдорф не берут, Сикорский не издает, в Париж зовут раз в пятилетку, дальше Бадена сияние спейсовских протеже никак не распространится,профессура в Кельне достается, как назло, только более удачливым бездарностям. Это, безусловно, верный признак разложения Европы.
Если смотреть на действительность из окон редакции ДВ или изучать обстановку по газете Цайт, то, наверное, оно так и есть - кособоко-трагично. Только вот масса деталей. Начнем с того, что речь идет об А оркестре и о постоянном контракте, куда лом со всей Европы - и Западной, и совершенно неприкаянной Восточной (посчитайте одних румын в западных оркестрах). Загляните в яму любого большого театра в Германии, и там вы найдете массу субститутов - и это отнюдь не лауреаты конкурсов, откройте Дас Оркестр - Штаатскапелла Дрезден ищет концертмейстера пятый год, и это не значит, что его там нет. Липовые конкурсы и махинации с местами - это норма интендантов.
Есть огромная отрасль проектных коллективов, каким по сути, к примеру, является Альте музик Берлин, а во Франции - так вообще едва ли не больше по объему казенного музицирования. Это гораздо дешевле и эффективнее, пусть и антисоциально. Роль боагдельни берет на себя в этом случае государство, а не учреждения культуры, как у нас.
Потом, открытый рынок - это не только Германия. Никто не мешает людям уехать играть в Сингапур , но однако ж все сидят "безработными" дома, не вылезая из халтур, ибо рынок Германии - огромный, и нормально играющий музыкант не идет в зуботехники. Где эти 35 тысяч, когда в музшколах - хронический недобор педагогов и именно по оркестровым специальностям?
Самое неприятное, что подобного рода апокалиптические видения заграничных колумнисток ОС в контексте реляций из Перми, ГАБТа, оркестра Скрипки создают крайне фальшивое ощущение того как у нас все хорошо - (смотрите, и Кожухарь, остался, и Курляндский), а них все хреново. Мнимое ощущение трудосустроенности в Москве, происходит от того, что у нас на одну среднеевропейскую зарплату записано десять человек. Музыкант получает 200 евро жалованья у Когана, к примеру, и считается устроенным, а сидящий на социале оркестрант в Баден Вюттенмберге, ездящий по всем Це оркестрам земли - типа безработный. Если такая куча безработных музыкантов, почему в ГАБТе Мышью дирижирует Б капельмейстер? Почему нельзя прикупить дерева и меди в Европе, с которыми такой швах в России?
И относительно патетического финала - нет ничего плохого в росте класса оркестров.
Зверская конкуренция заставляет людей заниматься, причем уже в школе, где студент прекрасно понимает, что его ждет, когда как у нас самый распоследний дудочник знает, что в любом случае пристроется в какой нибудь ансамбль войск ПВО, а любой асситент знает, что положит трудовую книжку в альма-матери хотя бы на должность перекладывания бумажек в деканате.
Плохо, когда оркестр ГАБТа играет хуже Б оркестра из какой-нибудь Йены, плохо, что в Майнингене, размером с город Талдом, Кольцо шло - а в перовпрестольной, этом островке стабильности в море европейсокго кризиса классической музыки, мы его не дождемся и через сто лет.
Оркестровый ландшафт Германии, это и есть та самая национальная идентичность - пускай постоянно в режиме недокорма и поддерживания на плаву лузерского класса C - там понимают, что выдерни из Ростока или Ной -Бранденбурга театры - и города сдохнут от депрессии, лиши Лейпциг Гевандахуза, МДР и Томаннер - останется черти-что.
тут запятых не нужно.
Неловко слезла с табурета и неуверенно цокая каблуками по деревянному полу прошла в сторону кулисы.
я бы вставила в других местах
Неловко слезла с табурета и неуверенно, цокая каблуками, по деревянному полу прошла в сторону кулисы.