Нельзя, вооружившись топорами и вилами, требовать компетентности, насыщенности и оригинальности текстов.

Оцените материал

Просмотров: 11056

Сверхэгоисты сдают позиции

Анастасия Буцко · 26/11/2010
Начитавшись комментариев на OPENSPACE.RU, АНАСТАСИЯ БУЦКО объясняет, почему в России плохи дела с музыкальной критикой

Имена:  Йоахим Кайзер · Керстин Хольм

©  Getty Images / Fotobank

 

 

Каждое время и каждое общество формирует некий свой метод «говорения о музыке».

Скажем, в Германии существует культовый музыкальный критик Йоахим Кайзер. Ему 82 года, он обитает на окраине Английского сада в Мюнхене. Посетив одно из его выступлений (все еще довольно многочисленных) в местной филармонии «Гастайг», можно убедиться, что таких людей, как он, в природе больше не существует. Никто, как он, не будет виртуозно жонглировать именами приблизительно двадцати пианистов, сравнивая их интерпретации 32-й фортепианной сонаты Бетховена, чтобы походя обронить: эта соната является для пианистов «тестом на тип характера».

Из газеты «Зюддойче цайтунг», легендой которой является Кайзер, его мягко «попросили» – за древностью лет. Газета по-прежнему хорошая, и читатели у нее хорошие. Но изучать каждый день большую статью о вчерашнем концерте в филармонии некому. Даже если пишет Кайзер.

Современная немецкая музыкальная критика, которую я в целом очень уважаю и по долгу службы прочитываю в больших количествах, лишена харизматического посыла и личностного тона. Скорее это деловитая и грамотная рефлексия на некие культурные события с целью зафиксировать их в общественном сознании. Тут – подновить пантеон, раз юбилейная дата дает к тому повод, там – лишний раз завязать ниточку современности на старом дереве культуры. Мне кажется, что за этим стоит социальный заказ общества, которое во что бы то ни стало хочет сохранить свою «ляйткультур», пусть и в музеефицированном виде.

Болезненно бросается в глаза то, что современная Россия музыкальной критикой так и не обзавелась (я имею в виду не некоторое количество пишущих людей, а формат обмена информацией). У меня этому есть свое объяснение из области прикладной социологии.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:16

  • mkuvshinova· 2010-11-26 16:57:20
    спасибо. но это, к сожалению, совсем не только о музыке
  • prostipoma· 2010-11-26 17:09:29
    Уважаемая Анастасия, зачем лукавить, был именно разнос в ЗЦ и именно про раскосец - к сожалению, архив там платный, но можно найти. И в свежем Опернвельте в редакторском тексте - очень неприятный и очень ясный намек, на то, почему убрали Нагано и почему взяли Петренко. Я не буду говорить о мнениях артистов оркестра БО, это уже сплетни. Беспричинно с таких места в никуда не уходят, Вам это известно, я надеюсь.
    Теперь по сути - критик в Германии или Франции, и Вам это прекрасно известно,в силу специфики образования, очень мало связан с коллегами-исполнителями цехово, плюс - в силу университетского образования, чуть более ровно образован в общегуманитарном плане, а не на уровне дворового гуманитарного цикла в гнессинском, мерзляковском или октябрьском училище . Поправьте меня, я не упомню "интендантов" с газетным прошлым в Германии или Франции, у нас, пожалуйста, Парин,Поспелов, Гершензон, Фихтенгольц, в оргкомитетах Должанский, Давыдова ... Посмотрите на ОС, эскортирующем Курентзиса на любой детский утренник и на Кайзера, с его симпатиями к Тилеманну - почувствуйте разницу.
    Пресса запросто может сломать карьеру в Европе, у нас это невозможно (надуть мыльный пузырь умеют, а чего с ним делать дальше - никто не знает), но там она не рулит культурполитикой так вызывающе, как у нас. Критика в Германии не делит бюджеты, не занимается программированием, а у нас - делит и программирует. Чего удивляться нервной реакции коллег, которые напрямую зависят - хоть материально, хоть творчески от этих стасовых? Мы все помним времена Парина, который кого только не консультировал, и которому, кстати, многие из нынешних звезд, включая протеже Спейса много чем обязаны. Кайзеру и не снилось такое непосредственное влияние на ангажменты, репертуар и раздачу слонов.
    Может быть это неочевидно из Кельна, но Спейс, мало того, что единственная выжившая площадка хоть для какой-то цеховой прозы (ибо сиятельному Коммерсанту с критиком, не отличающим соль от до, глубоко положить на проблему зарплат в конвертах в суперпупероркестрах или невыплату авторских), но по сути имеет претензии быть теневым Минкультом. Ну чего из этого вышло - мы видим..
    Знаете, если много на себя брать, а газетно-писательское сообщество берет на себя чрезвычайно много, надо иметь смелость нести за это ответственность...
    Поколение читателей ОС воспитано текстами Черемных и Кузнецовой, мало напоминавших ЗЦ или Ле Монд, и еще менее - Смольный институт б.д. - может все таки надо начать с себя, а потом заниматься этикой читателей?
  • fay13· 2010-11-27 01:10:33
    Анастасия, огромное спасибо за статью!
    Я не увлекаюсь академической музыкой (пока:-)), но то, что Вы описываете, оказалось удивительно схоже с теми проблемами, с которыми я и мои друзья сталкиваемся при обсуждении литературы во время регулярных встреч. Диагноз попал в яблочко!
    Я думаю, что нам теперь точно будет легче решать коммуникативные задачи:-)
  • konservator· 2010-11-27 03:18:42
    mkuvshinova, +1
    боюсь, нам еще долго жить под девизом "в чем сила, брат?" с силовыми же ответами.
  • londandy· 2010-11-27 03:35:20
    v podzagolvke k etomu textu pravilnee budet napisat 'razmishlyaet', a ne obyasnyaet.
  • pv· 2010-11-27 11:39:08
    бедненькая Настенька обиделась: нет, не за музыку, не за композиторов, не за исполнителей, не за слушателей, не за воспитателей подрастающего поколения профанов и апофигистов -- нет, за себя, любимую... печальная картина, унылая статья
  • tridi· 2010-11-27 20:49:51
    Снова: за границей - уксус слаще, и соль - раны не разъедает), а на ОС - щи лаптями хлебают и друг друга мочат в сортире - чего с них взять, убогих) И золотой середины то у них нет - одни крайности, потому и среднего класса не имеют)))

    Уважаемая Анастасия, а Вы то - откуда? Каких культурных кровей и менталитета будете? Вам бы гордиться - мол, живу в Европе, изучаю критику, а всё какая-то - скукота, то ли дело - "схватки боевые" на ОС ради правды-матки).

    "У них - у нас" - как это всё надоело в век интернета и возможности видеть всё своими глазами)
  • tridi· 2010-11-27 20:52:02
    prostipoma, согласен!
  • tridi· 2010-11-27 20:56:38
    londandy, тонкое замечание)
  • vcher· 2010-11-27 22:02:35
    какой 'личной неприкосновенности' автор здесь ожидает, коли неуважение к личности и узаконенное лишение ее элементарных человеческих прав, как и всяческое насилие над ней веками было нормой общества, а жизнь ее не стоила и медного гроша!
  • tridi· 2010-11-28 00:25:05
    А почему должна быть неприкосновенность у человека, который навязывает свое мнение (ладно бы - правильное)? И при этом, ещё смотрит на аудиторию ОС "цивилизованно" - сверху вниз). И ещё заранее "соломку подстилает" - я же ещё ничего не сделал(а), а меня уже обидели).
    - Я здесь почитал(а) и сделал(а) выводы)
    Ну и на здоровье)
    А другие, читая, делают - противоположные выводы. Ну и что?
    Какой в этом криминал?
    То, что здесь, на ОС, выражаются более открыто, свободно и горячо?
    Так это - здорово!
    В других местах - выражаются по-другому.
    И это - не беда)
    Например, у китайцев - по-китайски!
    Ну и отлично!
    Пускай себе расцветают все цветы))

    Ну а эталон - только у Господа Бога.
    Нам уложения чужого монастыря - не указ)))
  • karambolina· 2010-11-28 23:15:23

    Россия, конечно, не Европа. Кто-то сдает билет в Россию, а кто-то его берет. Я хотела бы уточнить: таки автор сдает билет в Россию или берет его? Коли сдает - тогда, понятно, напоследок нужно всем объяснить что к чему. А ежели берет - тут другая игра....
  • sergeychenko· 2010-12-04 01:06:40
    Вот и Пушкин говорил "у нас нет критики". А через 20 лет её стало слишком много, и она начала душить. Хотя, то литература.
  • pv· 2010-12-05 07:28:27
    эк, куда хватанули, братец, то литерадура, а это музыка, классико-академическая к тому же, современная при том... мдааа
  • tridi· 2010-12-05 23:33:19
    Так всю жизнь под дурачка и будет косить), ведь так легче: никто с дурочка не потребует ни грамотности, ни разумения - мели Емеля, твоя неделя))
  • spb4· 2011-01-27 16:21:48
    мда... а мне понравилась статья. комментаторы свое базарное поле как рьяно кинулись защищать))) покритиковать, высказать мнение - одно дело, хамить, оскорблять, унижать - совсем другое) но что ужасно, втягивает это болото, сам иногда вляпываюсь, а потом грущу...
Все новости ›