Оркестров, ведущих жизнь, похожую на жизнь настоящих профессиональных коллективов, считаные единицы.
Жизнь российских оркестров в цифрах, или Профессиональная самодеятельность
OPENSPACE.RU решил продолжить оркестровую тему, начатую в материале Homo orchestrus. В этот раз с высот мировых спустимся в российские безбрежные пространства. Однако там все гораздо туманнее и с трудом переводится на язык простых и четких цифр.Читать!
Весной 2010 года в Екатеринбурге состоялся первый симфонический форум Союза концертных организаций России. Эта общественная организация обратилась к филармониям с призывом: коллеги, давайте же наконец соберем общую картину. Раскрыли статистику, и то неполно, 44 оркестра, то есть 60 процентов от существующих в России. На основании полученной информации можно сказать следующее.
После 1990 года количество оркестров фактически удвоилось, что вроде бы не может не радовать. Но количество концертов, которые они дают в год, варьируется от 132 (это норма до 1990 года) до 10. Точнее: 35 процентов оркестров дают более 70 концертов в год, 21 процент – от 50 до 70, 44 процентв – менее 50.
Только 14 оркестров полностью укомплектованы. Пять оркестров укомплектованы не более чем на 20 процентов. Например, город Абакан имеет симфонический оркестр, в котором 33 процента вакансий. В Костроме – четверть вакансий, столько же во Владивостоке, Рязани, Минеральных Водах.
Средняя заработная плата в российских оркестрах варьируется от 4000 до 83 500 рублей, что напоминает среднюю температуру по больнице. Гораздо серьезнее тот факт, что средняя зарплата оркестранта в 50 процентах случаев сегодня на 20–60 процентов ниже, чем средняя зарплата в регионе, где расположен оркестр.
Ситуацию комментирует один из редких ее знатоков – музыкальный социолог Евгений Дуков:
Есть оркестры, которые собираются, что называется, по звонку. Как правило, это в Москве, где денег много, а концертное пространство не заполнено. Здесь есть оркестры, которые проводят 8–10 концертов в год.
Оркестры с именами или хотя бы с городом, к которому они приписаны (Москва, Питер), стараются побольше ездить на гастроли. Это дает им возможность как-то существовать.
Но очень многое тут зависит от менеджмента. Например, Удмуртский симфонический оркестр, где очень хороший директор, примерно половину года проводит за границей, в Европе, даже перед папой римским выступал. Остальное время дома, работает со своей публикой. Московские оркестры живут примерно так же, 20 концертов в год – дома, дальше едут на заработки.
В Екатеринбурге, правда, оркестранты не очень рвутся на гастроли, потому что средства, которые они получают дома, уже сопоставимы с теми, что они получают на международных гастролях. Но там усилиями менеджмента создана уникальная ситуация.
А, как правило, на периферии оркестранты ищут себе какую-то дополнительную деятельность, ведь те деньги, которые они получают за концерты, не позволяют выжить даже одному, я не говорю о семье с детьми. Кто-то в музыкальной школе работает, кто-то даже нянечками и медсестрами. Люди не занимаются тем, чем должны заниматься. А если все оркестранты где-то рыщут и только иногда можно собрать полный состав, то, естественно, очень много времени уходит на подготовку программы. Оркестров, которые работают почти каждый день (как часть столичных оркестров и Екатеринбургский), очень мало.
Оркестров, ведущих жизнь, похожую на жизнь настоящих профессиональных коллективов, считаные единицы. Среди «периферийных» с ходу можно назвать оркестры Новосибирской, Кузбасской, Самарской и некоторых других филармоний. Там директора имеют полное право требовать от оркестрантов качество.
В других местах директор говорит оркестрантам примерно следующее: «Я вас нанимаю на работу, буду платить положенные копейки, но зато оставлять вам время, которым вы можете распорядиться, чтобы выжить.
Читать!
В результате мы имеем растущее число профессиональных коллективов. Но по экономическим стандартам и, увы, качеству – часто это чистая «профессиональная самодеятельность».
КомментарииВсего:5
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 18947813
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6947869
- 3. Норильск. Май 1293905
- 4. ЖП и крепостное право 1117555
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907157
- 6. Закоротило 837310
- 7. Не может прожить без ирисок 832871
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 791371
- 9. Коблы и малолетки 766508
- 10. Затворник. Но пятипалый 508277
- 11. «Роботы» против Daft Punk 448401
- 12. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 442351
Потом, уважаемый, автор, можно огласить принципы подсчета и почему так все очень абстрактно ужасно.
Вот в Германии, все ясно, А,Б,С (по количеству штатных единиц), жанр - радио, опера, филармония, оперетта, камерные и по типу финансирования.
Непонятно, почему отсекли театральные оркестры - таким образом искажается диагноз и способы лечения, которые достаточно очевидны на примере Европы, где тетаральный оркестр прекрасно справляется с функцией филармонического.
Совершенно непонятно, что значит недоукомплектованы (см. те самые А,Б,С), относительно чего? Нету восьми валторн? Или сидит две виолончели?
В зарплатные цифры - веры ноль, при буйном цвете черной бухгалтерии.
Потом, как считали Москву, и с чего начинается понятие "симф. оркестр", когда и "Виртуозы" и "Солисты" играют полнокомплектные опусы и понять кто у них в штате, а кто нет, решительно невозможно?
И наконец, самый интересный вопрос, форма финансирования - почему Минкульт боится признаться сколько коллективов получают казенное содержание и в каком объеме - неужели и это неизвестно? На что уходят деньги, если, по словам эксперта, рынок не заполнен. Это он-то тремя десятками оркестров он не заполнен?
Как всегда - перечислены всем известные симптомы, и ни слова о причинах, ответственных и способах лечения.
И еще - посчитайте хоры, там еще более дивная картина еще более бессмысленного профукивания бюджетных денег.