Оркестров, ведущих жизнь, похожую на жизнь настоящих профессиональных коллективов, считаные единицы.

Оцените материал

Просмотров: 10210

Homo orchestrus 2

Екатерина Бирюкова · 25/11/2010
Жизнь российских оркестров в цифрах, или Профессиональная самодеятельность

©  Getty Images / Fotobank

Homo orchestrus 2
OPENSPACE.RU решил продолжить оркестровую тему, начатую в материале Homo orchestrus. В этот раз с высот мировых спустимся в российские безбрежные пространства. Однако там все гораздо туманнее и с трудом переводится на язык простых и четких цифр.

По имеющимся данным, всего в России 71 симфонический оркестр. Из них 11 – в Москве, 7 – в Питере (оперные тут не в счет). Но даже Минкульт не может собрать более детальную информацию. Оркестры принадлежат областям. И область иногда может быть заинтересована в том, чтобы эту информацию выдать, а иногда нет. А если совсем честно, то выдать или не выдать информацию зависит от директора филармонии, оркестра или даже главбуха.

Весной 2010 года в Екатеринбурге состоялся первый симфонический форум Союза концертных организаций России. Эта общественная организация обратилась к филармониям с призывом: коллеги, давайте же наконец соберем общую картину. Раскрыли статистику, и то неполно, 44 оркестра, то есть 60 процентов от существующих в России. На основании полученной информации можно сказать следующее.

После 1990 года количество оркестров фактически удвоилось, что вроде бы не может не радовать. Но количество концертов, которые они дают в год, варьируется от 132 (это норма до 1990 года) до 10. Точнее: 35 процентов оркестров дают более 70 концертов в год, 21 процент – от 50 до 70, 44 процентв – менее 50.

Только 14 оркестров полностью укомплектованы. Пять оркестров укомплектованы не более чем на 20 процентов. Например, город Абакан имеет симфонический оркестр, в котором 33 процента вакансий. В Костроме – четверть вакансий, столько же во Владивостоке, Рязани, Минеральных Водах.

Средняя заработная плата в российских оркестрах варьируется от 4000 до 83 500 рублей, что напоминает среднюю температуру по больнице. Гораздо серьезнее тот факт, что средняя зарплата оркестранта в 50 процентах случаев сегодня на 20–60 процентов ниже, чем средняя зарплата в регионе, где расположен оркестр.

Ситуацию комментирует один из редких ее знатоков – музыкальный социолог Евгений Дуков:

Есть оркестры, которые собираются, что называется, по звонку. Как правило, это в Москве, где денег много, а концертное пространство не заполнено. Здесь есть оркестры, которые проводят 8–10 концертов в год.

Оркестры с именами или хотя бы с городом, к которому они приписаны (Москва, Питер), стараются побольше ездить на гастроли. Это дает им возможность как-то существовать.

Но очень многое тут зависит от менеджмента. Например, Удмуртский симфонический оркестр, где очень хороший директор, примерно половину года проводит за границей, в Европе, даже перед папой римским выступал. Остальное время дома, работает со своей публикой. Московские оркестры живут примерно так же, 20 концертов в год – дома, дальше едут на заработки.

В Екатеринбурге, правда, оркестранты не очень рвутся на гастроли, потому что средства, которые они получают дома, уже сопоставимы с теми, что они получают на международных гастролях. Но там усилиями менеджмента создана уникальная ситуация.

А, как правило, на периферии оркестранты ищут себе какую-то дополнительную деятельность, ведь те деньги, которые они получают за концерты, не позволяют выжить даже одному, я не говорю о семье с детьми. Кто-то в музыкальной школе работает, кто-то даже нянечками и медсестрами. Люди не занимаются тем, чем должны заниматься. А если все оркестранты где-то рыщут и только иногда можно собрать полный состав, то, естественно, очень много времени уходит на подготовку программы. Оркестров, которые работают почти каждый день (как часть столичных оркестров и Екатеринбургский), очень мало.

Оркестров, ведущих жизнь, похожую на жизнь настоящих профессиональных коллективов, считаные единицы. Среди «периферийных» с ходу можно назвать оркестры Новосибирской, Кузбасской, Самарской и некоторых других филармоний. Там директора имеют полное право требовать от оркестрантов качество.

В других местах директор говорит оркестрантам примерно следующее: «Я вас нанимаю на работу, буду платить положенные копейки, но зато оставлять вам время, которым вы можете распорядиться, чтобы выжить. Как вы им воспользуетесь – будете убивать людей или играть на скрипке в переходе, – мне не важно. Единственное обязательство – иногда надо приходить на работу, репетировать и изредка выступать». И музыканты с высшим образованием идут на это, потому что оставить специальность после почти двух десятков лет каждодневного тренинга сложно. Я уже не говорю о любви к музыке.

В результате мы имеем растущее число профессиональных коллективов. Но по экономическим стандартам и, увы, качеству – часто это чистая «профессиональная самодеятельность».

КомментарииВсего:5

  • prostipoma· 2010-11-25 15:33:38
    Если Минкульт не может тупо посчитать оркестры ему надо выпить яду (впрочем,поводов для этого и без этого - миллион).
    Потом, уважаемый, автор, можно огласить принципы подсчета и почему так все очень абстрактно ужасно.
    Вот в Германии, все ясно, А,Б,С (по количеству штатных единиц), жанр - радио, опера, филармония, оперетта, камерные и по типу финансирования.
    Непонятно, почему отсекли театральные оркестры - таким образом искажается диагноз и способы лечения, которые достаточно очевидны на примере Европы, где тетаральный оркестр прекрасно справляется с функцией филармонического.
    Совершенно непонятно, что значит недоукомплектованы (см. те самые А,Б,С), относительно чего? Нету восьми валторн? Или сидит две виолончели?
    В зарплатные цифры - веры ноль, при буйном цвете черной бухгалтерии.
    Потом, как считали Москву, и с чего начинается понятие "симф. оркестр", когда и "Виртуозы" и "Солисты" играют полнокомплектные опусы и понять кто у них в штате, а кто нет, решительно невозможно?
    И наконец, самый интересный вопрос, форма финансирования - почему Минкульт боится признаться сколько коллективов получают казенное содержание и в каком объеме - неужели и это неизвестно? На что уходят деньги, если, по словам эксперта, рынок не заполнен. Это он-то тремя десятками оркестров он не заполнен?
    Как всегда - перечислены всем известные симптомы, и ни слова о причинах, ответственных и способах лечения.
    И еще - посчитайте хоры, там еще более дивная картина еще более бессмысленного профукивания бюджетных денег.
  • il-canone· 2010-11-27 17:47:17
    Ну, любительские хоры это нормально, даже хорошо. А любительские оркестры, наверное тоже, но на добровольной и бескорыстной основе
  • nobirukova· 2010-12-03 17:37:55
    К Виртуозам и солистам надо добавить еще Музку виву, та же ситуация...НАдо уполовинить, а то и уменьшить на 80 процентов, вот и заживут музыканты. А остальные меры - это как в рекламе на тв: улучшение цвета и разглаживание морщин на 38 процентов. Других мер не существует: позакрывать их на фиг и жить спокойно. Правда тогда работы для критиков почти не останется, кого они ругать-то будут :(
Читать все комментарии ›
Все новости ›